Содержание:
1. Период Великого Княжества Литовского
2. Период российской империи
3. Советский период
1. Период Великого Княжества Литовского
Реформация – это возврат к религиозной и церковной жизни, построенной на учении Нового Завета, апостолов и Иисуса Христа. В истории Беларуси есть период, который историки называют Золотым Веком Беларуси. Это 16 век, который характеризуется развитием реформаторского движения на нашей земле. Такие известные люди как Франциск Скорина, напечатавший Библию на белорусском языке; Симон Будный, первым издавший катехизис, в котором просто и ясно излагались вопросы веры на основании евангелия; Василь Цяпински, который в полный голос заявил про необходимость развития науки и литературы на родном языке и сам взялся за перевод Нового Завета на белорусский язык, чтобы каждый белорус мог понимать Слово Божие; магнат Радзивилл Черный, основывавший церкви, школы, типографии по всей стране; канцлер АстафейВалович, который подготовил и провел земельную реформу, а такжесоздал свод законов – Статут Великого Княжества Литовского, все эти люди были протестантами.
Реформация в Беларуси. Отличительной чертой протестантизма в Беларуси является приверженность Библии, или Священному Писанию. Библия читается и проповедуется с кафедры, над ней размышляют и ее читают верующие дома. И это неудивительно, ведь самый первый тезис реформации гласит «только Писание». Только согласно Библии мы должны строить свою жизнь, поклонение Богу и церковную практику.
Франциск Скорина. И первым реформатором я бы по праву назвал Франциска Скорину. Великое Княжество Литовское в то время оставалось единственной нехристианской страной в мире. Действовали православные храмы и католические костелы, но они охватили лишь небольшую часть населения. Молодой князь литовский Сигизмунд Август в 1547 году писал к Краковскому епископу: «Еще очень свежие в этом нашем Великом Княжестве ростки христианской веры. Потому что тут за Вильней, темный необразованный народ поклоняется (не говоря уже про другие поверья) гаям, дубам, липам, ручьям, камням, ужам и приносит им жертвы…». Все документы того периоды в один голос твердят про разгульный образ жизни духовенства. Князь Константин Асторски, сын известного воеводы, с огромной обидой писал туровским святым: «Вы не захоуваецепрыстойнасцiзгоднавашага сана…ходзячы па корчмах, пiцце без меры ужываеце.» Не лучшей ситуация была в католической церкви. Белорусская шляхта повсеместно указывала на аморальное поведение католических священников и их необразованность. Ярким случаем является ситуация, когда один из епископов запутался и не смог назвать основание символа веры. В это время в Праге доктор лекарских наук Франциск Скорина начал печатать книги Ветхого Завета в переводе на белорусский язык. В предисловии к своему первому изданию он пишет:
«Белорусская Библия, изданная Скориной, значительно опередила подобные издания у соседних народов, став второй, после чешской, печатной Библией в славянском мире». Франциск Скорина дал своему народу Библию на понятном языке, удовлетворяя книжный голод, существовавший тогда в ВКЛ. Известен случай переписки между писарем ВКЛ Якубом и московским архитектором Ермоличем, которые жили в 15 столетии. Якуб просил своего московского приятеля приобрести для него послания Павла, на что тот ответил, что нужных книг купить не смог, и обещал заказать их у переписчиков. Если даже великокняжеский писарь испытывал дефицит Библии и искал ее за границей, то что говорить можно было о шляхтиче и мещанине. Уже в таких условиях печатание Библии было реформационным шагом. Современник Скорины, католический Кардинал Гозий сказал: «Дать народу читать Библию значит давать святыню псам и бросить жемчуг перед свиньями». Скорина издал в своей типографии, более тысячи экземпляров Библии для ежедневного чтения, и сделал доступной Библию простому люду ВКЛ.
В своем миссионерском запале Скорина посетил Москву с целью распространения пражского издания Библии. Православные иерархи заподозрили в ней протестантское влияние и приказали сжечь все привезенные экземпляры. На протяжении всего 16 века в Московской Руси было запрещено упоминать имя белорусского первопечатника, даже если кому-то и приходилось пользоваться его изданиями.
Скорина не только стремился сделать Библию более доступной, но желал сделать ее более понятной. Первопечатник указывал на необходимость личных отношений человека с Богом, отрицал нужду в посредниках между Библией и верующими. Он делал упор на изучении Библии и жизни согласно Библии. Вот как он писал: «Потому что не только доктора наук и люди ученые Его (Слово Божие) понимают, но всякий человек простой и посполитый, читая Его и слушая, может уразуметь, что необходимо для спасения его души». Именно на простой посполитый народ были ориентированы предисловия Скорины перед каждой книгой, входящей в Библию. В этих предисловиях он давал разнообразные сведения по истории, географии, культуре различных народов, особенно народов Ближнего Востока. Часто свои предисловия реформатор начинал с объяснения названия книги и ее содержания. «Эта книга Есфирь называется по-еврейски Мьгиля, то есть письма и грамоты, потому что описывается в ней о том, как Аман взял письма у царя Артаксеркса для уничтожения евреев и о том, как царица Есфирь избавила их от уничтожения и выпросила у царя письма противоположные».
Итак, вся деятельность Скорины была направлена на распространение Библии на родном языке, он хотел сделать Библию доступной для народа. Православие имело перевод на церковно-славянском языке, который простой люд не понимал, а другие переводы не одобряло. Иерархи Московские сожгли перевод Библии Скорины и запретили употреблять его имя. У католиков была похожая ситуация.
В то время, как православные, так и католики считали Скорину еретиком и обвиняли в запретной связи с Реформацией. Андрей Курбский, который убежал от Ивана Грозного в ВКЛ, в своем письме к Григорию Ходкевичу, Великому Гетману Литовскому, резко критиковал перевод Скорины, обвиняя полотчанина в запретной связи с Реформацией. Католическая сторона окрестила Скорину еретиком-гуситом. Но реформаторы 16 века считали Скорину своим соратником. На него ссылались в своих работах Симон Будный, Василь Цяпинский. Есть сведения, что Франциск Скорина встречался в Германии в Виттенберге с Мартином Лютером и Филипом Мелапхтоном, желая осуществить Реформацию на своей Родине. Вся деятельность Скорины – это, в первую очередь, реформаторская деятельность, направленная на восстановление личных отношений человека с Богом. Все предисловия первопечатника проникнуты идеями Реформации, стремлением вернуть христиан к первоисточнику Библии. Его труд заложил фундамент евангельского пробуждения в нашей стране в середине 16 века.
Николай Радзивилл Черный. Николай Радзивилл Черный является вторым по значимости, кто способствовал распространению протестантизма в Беларуси. Именно при нем наступил Золотой Век Беларуси. Весна 1552 года была нелегкой для луцкого Епископа Валериана Протасевича. В Бресте-Литовском выпускник Краковского Университета, магистр богословия Симон Зак проповедует идеи швейцарского реформатора Жана Кальвина. Но мало что проповедует, главное, что его слушают. Протасевич писал папе Римскому: «… уже больше года этот вероотступник проповедует еретическое учение. Надо срочно принимать меры, иначе эта зараза расползется по всей Литве. Так ересь Лютерана заполонила Германию». Получив одобрение папы, Протасевич направил Заку вызов на епископский суд в Янов-Полесский, ныне Иваново. Приехать на суд ему разрешалось в сопровождении четверых друзей и родственников. Но дальше события развивались по непредвиденному сценарию. 22 апреля 1553 года он сел в карету и поехал в Янов с большой охраной. Подъезжая к местечку, Протасевич увидел на дороге большую группу брестской шляхты, человек триста, на конях, в латах, с копьями, саблями,… и раскрытыми «Библиями». В такт конским копытам звучали слова псалмов.
Вступить со шляхтой в открытое столкновение епископ не рискнул и развернул карету, заочно приговорив Зака и его товарищей к изгнанию и конфискации всего имущества. Однако, в Бресте, отказались исполнять этот приговор, сославшись на то, что не хотят вмешиваться в религиозные дела. Вскоре известие о человеке, который говорил, что христиане должны жить в соответствии со Священным Писанием, а не с папскими буллами дошло до Николая Радзивилла Черного. Николай Радзивилл Черный пригласил проповедника к себе на банкет в Брестский замок. Шляхта пила пиво за здоровье Николая, однако сам Радзивилл отказывался пить и весь вечер разговаривал со скромно одетым мужчиной, которого никто не знал.
Через несколько дней Николай Радзивилл Черный собрал всех значительных людей и торжественно объявил, что в Брестском замке организуется евангельская церковь, пастором которой будет магистр богословия Симон Зак. Вернувшись в Вильню, канцлер ВКЛ, виленский воевода Николай Радзивилл Черный публично заявил, что он признает евангельскую веру, в которой нет идолопоклонства; и что он основывает кальвинистскую церковь в своем замке в Лукишках и приглашает туда всех, кто желает узнать про настоящую веру Христову. С этого момента реформация в Беларуси начинает развиваться стремительными темпами. Радзивилл организует типографию в Бресте, и за свои семнадцать лет существования эта типография выпустила более сорока экземпляров книг различного как религиозного, так и светского содержания.
Через десять лет после основания типографии Николай Радзивилл Черный сумел осуществить грандиозный издательский проект – первое издание Библии на польском языке. Он пригласил к себе ученых-богословов, знающих еврейский и греческий, и поручил им сделать перевод Ветхого и Нового Завета с оригинальных языков. 4 сентября 1563 года из Брестской типографии вышли первые экземпляры роскошно изданной Радзивиловской, или Брестской, Библии с предисловием князя реформатора. На это издание Черный пожертвовал огромную сумму – десять тысяч дукатов – годовой доход всех его владений.
Тем временем волна Реформации захлестнула все ВКЛ. Пример крупнейшего магната заразительно подействовал на белорусскую шляхту и горожан. Из шестисот шляхетских семей на Брестчине только шестнадцать не стали протестантами. Подобная приверженность идеям Реформации была отмечена и в других частях Княжества Литовского. Число кальвинистских храмов на территории Княжества вскоре достигло трех ста двадцати.
Итак, 97% белорусской шляхты были протестантами. Давайте посмотрим, какие положительные моменты внес протестантизм в политику, экономику и общественную жизнь ВКЛ. Ведь не просто так это время названо Золотым Веком белорусскими историками.
Николай Радзивилл Черный внес огромный вклад:
1) в образование в ВКЛ. Благодаря его стараниям в каждом храме была открыта начальная школа. В этих школах молодые люди учились читать и писать, а также им преподавали основы христианской веры. Практически вся элита ВКЛ прошла через эти школы. Организовал типографию;
2) Реформация в Беларуси подняла вверх экономику страны. Способствовала этому идея Кальвина, что Бог предназначил каждому человеку профессию, поэтому человек должен добросовестно трудиться на своем месте, ибо этим угождает Богу. Должно делать добро ближнему, а добросовестный честный труд является тоже частью этого добра. Именно в это время начало развиваться ремесло. Появились целые поселения столяров, кузнецов, горшечников. Была проведена аграрная реформа. Землю делили на волоки около 22 гектаров, и каждая семья получала одну волоку. Новая система дала возможность увеличить урожаи зерна, так что ячмень начали вывозить на продажу за границу. Эта реформа была проведена позже через триста пятьдесят лет Столыпиным. Начался быстрый рост в Беларуси городов и деревень. Если вначале 16 века их было только сорок восемь, то уже в 1567 году их число достигало более двух сот восьмидесяти.
3) Во время Николая Радзивила Черного испытали подъем культура и искусство княжества. Благодаря тому, что немецкие художники пользовались поддержкой Николая, в жизнь белорусской шляхты прочно вошла портретная живопись.
4) Во время Николая Радзивила Черного канцлер АстафейВалович подготовил свод законов – Статут Великога Княжества Литовского. Гордость белорусских юристов. Самые демократические законы. Именно в этих законах было заложено равноправие между людьми разных религиозных верований.
Причины падения Реформации. Причина того, что Реформация была вытеснена из Беларуси, заключается в том, что после смерти Николая Радзивила Черного (1565) Сигизмунд Август, пользуясь своей властью князя Литовского, присоединил к польскому королевству значительную часть ВКЛ. В 1569 году был заключен акт, согласно которому из двух государств Польши и ВКЛ создавалось одно государство – Речь Посполитая, которая имела одного царя, но две финансовые системы, два войска, и два сборника законов.
В 1572 году Сигизмунд Август умер, не оставив наследников. А последующие короли были ярыми католиками, которые заключали договора с орденом иезуитов. Иезуиты не стеснялись никаких средств, чтобы вытеснить протестантов. Это была и клевета, переходящая на отдельные личности протестантов, всенародное высмеивание на базаре. Известен случай в Вильне. Печатник Даниил из Лепчицы, по вероисповеданию протестант, печатал свои издания. Чтобы этому помешать иезуиты подговорили его слугу, чтобы тот украл коробку со шрифтами и когда слуга сделал это, то его иезуиты прятали и не хотели выдавать потерпевшему.
Немудрая политика Сигизмунда Вазы, ярого католика, полностью ослабила Речь Посполитую. Он объявил захватническую войну против Швеции. Если иезуиты расшатали страну изнутри, начав с шляхты и высмеивания, Сигизмунд Ваза, нарушив Конституцию, начал открыто преследовать евангельских христиан, то захватническая война полностью подорвала силы Речи Посполитой. Под ударами Москвы Речь Посполитая перестала существовать, а Россия, Австрия и Пруссия разделили между собой Речь Посполитую. В конце хочется лишь перечислить те страны Европы, где Реформация победила: Германия, Швейцария, Голландия, Англия, Швеция, Норвегия. Сегодня они все занимают первые строчки в рейтинге государств с высоким жизненным уровнем. Случайно ли?
Евангельское пробуждение в Беларуси началось во второй половине XIX века. Оно было связано с духовным пробуждением, которое началось в Российской империи: на Украине, на юге России, в Закавказье и в Петербурге. В Беларуси распространение евангельской вести началось позже примерно на 20 лет и приходится на 80-е годы XIX века. Дух Святой употребил самих белорусов для евангелизации своему народу. Он нашел и вдохновил простых людей, которые, уверовав, стали делиться вестью спасения с окружающими людьми. Это были уроженцы белорусской земли, принявшие евангельскую веру в тех местах, куда повела их рука Божия.
Исследуя историю того времени, мы находим, что Слово Евангелия было принесено в Беларусь из четырёх источников.
Во-первых, с юга Украины. Бедные белорусские крестьяне с середины XIX в. выезжали из родных мест Беларуси на заработки на юг Украины в колонии немецких поселенцев, в основном менонитов. Там они встретили свидетелей евангельской истины, через них уверовали в Иисуса Христа и, вернувшись на родину, благовествовали Евангелие своим односельчанам. Так стало распространяться Евангелие на юго-востоке Беларуси на Гомельщине в селах Уть и Усохи.
Во-вторых, из России. Во время первой мировой войны некоторые из жителей западных областей Беларуси оказались в числе беженцев, выехавших вглубь России, в Омскую и Томскую области, где встретили общины верующих. Там они уверовали и привезли Благую Весть к себе на родину. Так в г. Омске в церкви баптистов принял Евангелие Антон Григорьевич Кирцун родом из д. Маричи Зельвенского р-на Гродненской обл. В 1922 году вернулся в родные места и начал активно благовествовать Евангелие. Вскоре образовались церкви в Зельве, Волковыске, Лысках, Низянах.
В-третьих, из Германии и Австрии. В период первой мировой войны белорусы, служившие в русской армии, попадали в немецкий и австрийский плен; там встретили верующих, уверовали и, вернувшись на родину, стали благовестниками Евангелия в своих семьях и в своей местности. Такими благовестниками были Лука Михайлович Гладкий из села Лесовня (Минская область), Даниил Иванович Шикоренко из Брагинского р-на (Гомельская область).
В-четвертых, из стран Западной Европы и Америки. Некоторые из бедных жителей Беларуси выезжали на заработки в страны западной Европы и в Америку, там уверовали, и, приехав домой, становились первыми благовестниками Евангелия в своих селениях. Это благовестники Иосиф Пуховский из Пружан, Даниил Павлович Шельпук из д. Симоновичи, Дрогичинского р-на, Даниил Федынич из д. Стриганец, Фёдор Бычик из д. Воловель — из Брестской области. В территории Минской области трудились Демид Иосифович Поляков (д. Подоресье Стародорожский р-н), Павел Афанасьевич Аксючиц (д. Матвеевка, Борисовский р-н). Некоторые из них даже окончили библейские школы в США и вели настоящую миссионерскую работу у себя на родине.
Большое значение и значительный вклад в дело евангелизации белорусского народа в конце XIX и начале ХХ вв. внесли братья-книгоноши. Это были истинные первопроходцы в деле евангелизации и живые свидетели Господа Иисуса Христа. В те времена не было ни радио, ни телевидения, ни других СМИ, ни транспорта. Пешком с сумкой за плечами, полной книг, они шли от селения к селению. Непогода, бездорожье, голод, холод сопутствовали им. Но сердце горело любовью к Господу, и они шли и несли Благую Весть в новые места. Они получали книги из духовных центров в Москве и Петербурге, разносили по Беларуси, раздавали даром или продавали за символическую плату. Книгоноши также устраивали богослужения в городах, посёлках, деревнях, приглашая население слушать Слово Божие и призывая к покаянию.
Так известно, что в Минске книгоношей был Герасим Степанович Андрюхов. Он начал свой труд с 1902 года и активно благовествовал Евангелие. К 1914 году образовавшаяся община насчитывала 21 члена.
Мина Родионович Вересов, родом со станции Брожа, Бобруйского р-на, находясь на службе в царской армии в 1912 году в г. Либава (ныне Лиепая в Латвии), уверовал и, демобилизовавшись, уехал в Петербург, присоединился к Союзу Евангельских Христиан, возглавляемый И.С. Прохановым. Пройдя библейские курсы по евангелизации, был направлен Прохановым для духовной работы в Бобруйск. Как книгоноша он обошёл многие селения Минской, Гомельской и Могилевской областей. Благодаря его служению образовались церкви в г. Бобруйске и в сёлах Бортники, Добасно, Воротынь вокруг Бобруйска.
Во второй половине 80-х гг. Благая Весть донеслась в Витебскую, Могилёвскую и Минскую губернии. В самом Витебске собрания открылись в 1888 году, а в Полоцке — в 1883 году. Из соседней Прибалтики Слово Божие и его проповедь было принесено в город Гродно.
В начале ХХ столетия, особенно после революции 1905 года, евангелизация пошла более успешно. Очень скоро церкви выросли в Гомеле, Бобруйске, Черикове, Могилёве и во многих других городах и селениях Беларуси. Служители Божьи группировались вокруг двух образованных в России Союзов: Союза Баптистов с центром в Москве и Союза Евангельских Христиан с центром в Петербурге. Они координировали духовную работу братства вплоть до времени гонений в 30-е годы. Служители Союзов посещали общины Беларуси. Так город Гродно не один раз посетил брат Фетлер. Из белорусского братства вышли служители всероссийского масштаба. Это брат Л.Д.Приймаченко и Евстратенко.
2. Период российской империи.
Революция 1917 года лишь на одно десятилетие принесла небольшую религиозную свободу. Декрет об отделении церкви от государства и о свободе совести лишил господствующую православную церковь её льгот и преимуществ и поставил в одинаковые условия со всеми. Проповедь Слова Божия стала быстро распространяться по всем областям Беларуси. Во многих местах возникли новые церкви. Это был настоящий духовный подъём.
Нужно отметить, что начиная с военного и революционного времени (1915 – 1917 гг.), история церквей в Беларуси развивается в двух направлениях. История церквей в Западной Беларуси с 1920 до 1939 года отлична от истории церквей в восточной (советской) Беларуси. В Западной Беларуси церкви имели достаточно широкую свободу для своей деятельности. Здесь в 20-е и 30-е годы совершалась активная евангелизация белорусского населения. В Гродненской области много потрудился брат Антон Григорьевич Кирцун (1880-1938) – талантливый проповедник, снискавший большую любовь среди верующих. Благодаря его ревностному служению образовались церкви в Зельве, Волковыске, г. Лиде и др. местах.
В 1922 году в г. Гродно был прислан из Лодзи брат Пётр Крашенин, один из ближайших сотрудников А.Г. Кирцуна. Он возглавлял служение в общине баптистов, затем переехал в Барановичи. На его место в 1925 году был прислан брат Г.С. Мельничук, также окончивший библейскую семинарию в Лодзи. В Острино трудился пресвитером К.С. Велисейчик, (в последствии ст. пресвитер ЕХБ по БССР). В Первомайске – Александр Николаевич Сакович, ученик брата А.Г.Кирцуна. Братья Иосиф Дубовой, Иван Попко, Крокас, уверовавшие вместе с А.Г.Кирцуном в г.Омске, будучи беженцами, вернулись в село Бородичи возле Зельвы и открыли общину баптистов, в которой трудились до 1939 года. В г. Волковыске пресвитером трудился брат Николай Дубовой, а после него – Пётр Мартынович Расюк; в деревне Низяны — Кузьма Ильич Севашко, который впоследствии трудился ст. пресвитером по Гродненской области. Благодаря служению брата Михаила Ивановича Попко образовалась община баптистов в г. Лиде. В Слониме пресвитерское служение совершал брат Даниил Александрович Ясько. В те годы он много потрудился как христианский поэт. Он слагал стихи на духовные темы на русском и белорусском языках, помещал их в журналах «Христианский Союз», «Маяк», «Сеятель истины», «Христианин». Даниил Ясько написал трилогию «Вера, Надежда, Любовь», сделал поэтическое переложение всего «Псалтиря», написал много прекрасных стихов. После второй мировой войны он трудился в США в Союзе русско-славянского братства.
В г. Бресте и его окрестностях много потрудился брат Дзекуць-Малей (1988-1955). Он прошёл духовную подготовку на библейских курсах в Петербурге в Союзе ЕХБ ещё до первой мировой войны. В 1921 году приехал в Брест и начал труд по евангелизации. Он организовал курсы по подготовке проповедников и регентов. Ему много помогал в деле евангелизации брат Иосиф Артёмович Андросюк, уверовавший в немецком плену. Благодаря их служению вскоре во многих селениях вокруг Бреста образовались церкви ЕХБ.
В г. Кобрине в 20-е и 30-е годы благовестие совершали братья К.Я. Ярошевич, Г. Сацевич и И. Букович. Они образовали «Союз Церквей Христовых» (СЦХ), в который вошло более 70-ти общин Брестской, Ровенской и Волынской областей.
А на западе нынешней Витебской области в районах, входивших в Западную Беларусь, трудился брат И.Т. Михайлов (1908-1981). Он был ревностным книгоношей в своей юности, затем учился на библейских курсах в Бресте и в Лодзи. В период его служения образовались церкви в г. Глубокое и в соседних селениях.
3. Советский период.
История церквей в восточной Беларуси в начале 20-х годов полна новых открывшихся возможностей. В то время в городе Минске в баптистской церкви ревностно трудился одарённый брат, преданный Богу служитель, пастор и регент Борис Степанович Чеберук, оставивший о себе самую светлую память в сердцах знавших его людей. Не один раз его посещали прибывшие из США братья-белорусы Д.И. Поляков, К. Юржиц и П.А. Аксючиц, одарённые и очень популярные служители Божии, основавшие свои общины в Минской области. Брат Чеберук основал в своей церкви хор, отличавшийся чудесным звучанием. В 1923 году в Минске была организована вторая церковь – церковь евангельских христиан, которую возглавил присланный из Петербурга от Союза ЕХ брат Виктор Николаевич Чечнев, который и был её пресвитером. Она просуществовала до 1933 года, когда была закрыта органами власти.
В г. Слуцке своё служение совершал очень опытный и одарённый служитель брат В.И. Величко. В 1925 году в Слуцке произошло самое большое в Республике пробуждение: было крещено 270 душ новообращенных. (В 1943 году такое же пробуждение повторилось: тогда было крещено более 300 душ.) В 1925 году в Слуцке прошёл окружной съезд Союза Евангельских Христиан. К концу 20-х годов Слуцкая церковь была самой крупной по количеству членов по всей Беларуси. Из г. Слуцка Слово Божие распространилось в окрестные районы, и образовались церкви в Чалевичах, Лесовне, Старобине, Поварчицах, Сковшине и др. местах.
В Чалевичской церкви пришёл ко Христу брат Антон Митрофанович Кецко (1907-1978), в дальнейшем много потрудившийся в Союзе ЕХБ Беларуси.
В городе Гомеле благословенное служение нёс брат М.Г. Герасименко. Благодаря его служению образовались церкви вокруг Гомеля. В Бобруйске и окрестностях служение совершал М.Р. Вересов, в Могилёве – Баранов С.И.. В Витебске трудились братья И.Н. Тарасюк, М.С. Евдокимов, И. Степанов.
В 1924-1927 гг в г. Витебске было большое пробуждение и многолюдные крещения. Наступили 30-е годы, оказавшиеся для церквей ЕХБ очень тяжёлыми. В 1929 году правительство издало новое положение о религиозных организациях, сильно ограничивавшее религиозную деятельность. Стали закрываться все церкви, начались повальные аресты служителей пресвитеров, диаконов, проповедников, регентов и даже членов общин. Многие из арестованных были приговорены к смертной казни, иные сосланы в лагеря. Мало кто из них выжил и вернулся на родину.
В 1929 году со вступлением в силу нового закона о религиозных организациях брат Чеберук, пресвитер Минской общины, был арестован и осуждён, а после освобождения в 1937 году был снова арестован и расстрелян советскими властями.
Но в 30-е годы все церкви ЕХБ на территории нашей Республики были закрыты, молитвенные дома конфискованы, служители арестованы, дети Божии рассеяны. Это были мрачные годы Сталинских репрессий, годы тяжёлых испытаний для верующих. И всё же церковь Христова выжила, выстояла по слову Христа, что «врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18).
Одним из таких вернувшихся был диакон Минской церкви баптистов Павел Игнатьевич Лагута, отбывший пятилетний срок в Карагандинских лагерях. Он был сильный молитвенник, и Бог спас его по его вере и молитве. В 1941 году с началом немецкой оккупации брат Лагута пешком обходил улицы Минска и собрал рассеянных чад Божиих, восстановил служение Минской церкви. К нему присоединился брат А.М. Кецко, Дмитрий Никифорович Грицко и др.
Несмотря на военное время, церковь ЕХБ жила полноценной жизнью. Братья трудились, ставили задачи по евангелизации и воспитанию членов, молились за победу. Во время немецкой оккупации А.М. Кецко был пресвитером Минской церкви и много содействовал распространению проповеди Евангелия в пределах нашей Республики. Жертвуя собой, он вместе с другими братьями и сестрами спасали еврейских детей в детских домах. В 1945 году он был арестован и осуждён на 10 лет за религиозную деятельность во время оккупации. Вернувшись из лагерей, он снова включился в труд для Господа. С 1968 по 1978 гг он был старшим пресвитером по Минской области и зам. ст. пресвитера по Беларуси. В 2006 году ему было присвоено звание Праведника мира государством Израиль.
Во время войны 1941-1945 гг. сталинский режим вынужден был пересмотреть своё отношение к верующим и дать им некоторую свободу, разрешив регистрировать общины и избирать служителей, хотя и под неусыпным контролем уполномоченных по делам культов. И в дальнейшем, несмотря на сопротивление атеистических властей, в которые вместе с сатаной всячески препятствовали развитию дела Божия, наши евангельские церкви росли и укреплялись. В 1944 году церкви евангельских христиан и церкви баптистов объединились в один Союз ЕХБ. В этом Союзе церкви трудились многие годы, испытывая радости, перенося горе и страдания от преследований советского государства. И чем тяжелее был гнёт, чем сильнее гонения, преследования, ущемление прав и чем презрительнее отношение, тем сильнее были любовь и вера, тем более сплочённым и крепким был коллектив церквей, тем ближе к Богу были члены церквей, а души светлее и привлекательнее. Оттого и росли наши церкви, росло братство.
Первый ветер перемен церкви ощутили в 1988 году во время празднования 1000-летия крещения Руси. Постепенно начали открываться новые возможности для проповеди Евангелия и свидетельства о Христе. В общинах получили развитие практически все стороны церковной жизни, а также появились новые формы служения. Это и открытие воскресных школ для детей, и миссионерская работа в новых местах, духовное образование для братьев и сестер, как на очной форме обучения, так и на заочной. Стали организовываться миссии, а в 1997 году открылось обучение в Минской Богословской Семинарии.