-
Библейское основание
- Мы верим, что Библия, согласно 2 Тим 3:16-17, обладает достаточностью в решении любого вопроса, относящегося к духовной жизни человека. Как следствие, такой наиважнейший вопрос как музыкальное служение в церкви имеет все основания получить ясный библейский ответ.
- Из обилия стихов о музыке в Писании (что уже само по себе является аргументом в пользу достаточности библейского учения о музыке, см. выше) мы избираем стихи Ефесянам 5:18-21 и Колоссянам 3:16-17 как основополагающие тексты для формирования модели музыкального служения в церкви. На это есть следующие причины:
- Это новозаветные тексты, которые являются приоритетными для формирования богословия новозаветного общества, т.е. Церкви[1];
- Это единственные в Новом завете тексты о музыке, имеющие доктринальный или предписательный характер.
Какие важные принципы мы можем извлечь из данных текстов?
-
Музыкальное служение в церкви – это Богоизбранный «инструмент» для созидания духовной жизни церкви (исполнения Духом)
- Согласно Еф 5:18-21 исполнение Святым Духом происходит на собраниях верующих, поклоняющихся Богу.
- Глаголы «назидая… поя… воспевая… благодаря… повинуясь» (19-21), следующие за призывом к исполнению Святым Духом (18), относятся к категории инструментальных глаголов, другими словами, они показывают каким образом происходит исполнение Святым Духом.
- Применение:
- Музыкальное служение — важное место в церковном богослужении, по сути, делая его уникальным по сравнению с другими церковными служениями;
- Мы (т.е. все верующие, поскольку в той или иной степени каждый верующий участвует в музыкальном служении) должны иметь высокую оценку музыкального служения;
- Как следствие, от нас, особенно от тех, кто непосредственно участвует в музыкальном служении, требуется посвященность и ответственность в служении.
Однако, не всякое музыкальное служение способствует исполнению Духом верующих. Есть определенные условия, которые делают музыкальное служение угодным Богу (в контрасте с мирскими условиями качества музыки, где в первую очередь играют решающую роль внешние элементы).
-
Богоцентризм
- Вертикальный аспект музыкального служения.
- Отметьте следующие слова в Еф 5:19-21: назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.
- Также в Послании к Кол 3:16,17: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
- Применение:
- Тексты песен должны быть богоцентричными;
- Высокая внутренняя мотивация для служения.
-
Насыщенность Писанием
- Рациональный аспект музыкального служения.
- Отметьте следующие слова в Еф 5:17-19: Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая (вводное слово в музыкальное служение церкви) самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу
- Также в Кол 3:16: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
- Применение:
- Доктринальное «тестирование» текстов песен;
- Редактирование (по возможности) текстов песен.
-
Духовность участников музыкального служения
- Личный аспект музыкального служения.
-
Отметьте следующие слова в Еф 5:18-21: И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.
Также в Кол 3:16: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
- Применение:
- Участники (особенно певцы и руководители) – верующие люди;
- Качество музыкального служения определятся прежде уровнем духовного возрастания его участников (через познание Бога и Его слова).
-
Тесная связь с Церковью
- Горизонтальный аспект музыкального служения.
- Отметьте контекст текстов Еф 5 и Кол 3, которые являются частями церковных посланий.
- Музыкальное служение встроено в структуру церковного строения (см. Еф 4:11-13) и подотчетно руководителям церкви.
- Как в Еф 5, так и в Кол 3 все существительные стоят во множественном числе — «ваших», «в вас».
- Еф 5:21 «повинуясь друг другу в страхе Божьем» — другими словами, послушание и подотчетность во многом определяют эффект музыкального служения в церкви.
- Применение:
- Музыка в Церкви для верующих, а не для неверующих. Другими словами за основу в решении вопроса о стиле музыкального служения берутся в расчет вкусы не извне (т.е. в мире), но внутри (т.е. в церкви). Построенное таким образом музыкальное служение избегнет тех «вечных» проблем разногласий и неустройств (а наш Бог – Бог всякого устройства);
- От руководителей музыкального служения требуется духовная зрелость, смирение и мудрость в построении привлекательного и комфортного с стилистической точки зрения музыкального служения для общей массы верующих в церкви;
- Музыканты должны быть подотчетны, во-первых, руководителю музыкального служения, во-вторых, служителям церкви;
- В свете вышеперечисленных принципов, руководство музыкальным служением наиболее лучшим образом будет осуществляться одним из руководителей церкви;
- Музыкальное служение имеет более общинный, нежели индивидуальный характер. Как следствие такие формы музыкального служения как общее пение, музыкальные группы, хоры прославления … должны быть более развиваемы и являться приоритетом, хотя это и не означает, что не должны использоваться индивидуальные формы музыкального служения;
- Развиваемое таким образом музыкальное служение решает проблему соотношения качества (чтобы петь Богу «стройно) и участия (чтобы всем петь Богу). Индивидуальные номера требуют достаточно высокого качества исполнителей. Групповые формы музыкального служения минимизируют «погрешности» и повышают количество участников при приемлемом качестве.
[1] Хотя это ни в коей мере не приводит к игнорированию ветхозаветных текстов о музыке, на которые мы должны смотреть через призму Нового завета, и которые дают нам много практических рекомендаций.