Все мы знаем, что настоящая вера должна сопровождаться благочестивыми делами. А если дел таковых нет, то и вера пуста, и спасти нас не может. Об этом весьма ярко говорит апостол Иаков в своем послании Церкви: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» Иак.2:19-20. Но какие дела имеет в виду Иаков? Какие из наших поступков можно назвать делами живой и спасающей веры? И как отличить добро христианина от добра того кто в Бога вовсе не верит? На эти вопросы мы попробуем дать ответ в нашем небольшом изучении.
Продолжая свое наставление, Иаков напоминает нам историю дел двух праведников Ветхого Завета: Авраама, праотца израильского народа и женщины язычницы по имени Раав. Оказывается, их вера заслужила одобрение Бога, так как произвела угодные Богу поступки. Начиная с Авраама, Иаков пишет: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» Иак.2:22-24.
Обратите внимание, какое угодное Богу дело совершил Авраам, он возложил своего сына на жертвенник. Он собрался зарезать его на алтаре для жертвоприношений и сжечь. Авраам был в преклонных летах и его сын Исаак, был рожден уже в его глубокой старости. Он ждал его рождения два десятка лет. Больше детей у него быть не могло. И вот в книге Бытие мы читаем, сам Бог дает Аврааму такое повеление. Он говорит ему: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» Быт.22:2. В чем же здесь добро, и чем это убийство может угодить Богу, спросим мы?
Бог ожидает от нашей веры послушания. Именно поэтому вера Авраама и была вменена ему в праведность, потому что он был готов подчиниться любому Божьему повелению. Божье слово было для Авраама превыше и дороже любых земных благословений и привязанностей. Нам не стоит думать, что Авраам подчинился просто и без борьбы. Три дня он шел к предстоящему событию. Написано: «встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. Три дня размышлений, три дня сомнений и вопросов. Три дня рядом с любимым, единственным сыном. Три дня для принятия не простого решения.
Конечно, все мы знаем окончание этой истории. Знаем, что Авраам не Исаака, но был готов это сделать. В своем сердце, он уже попрощался с сыном и принял твердое решение исполнить порученное Богом. Как написано: «И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего». Нож был уже в руке, сын лежал на дровах жертвенника, оставалось одно единственное решительное действие смерти. И Авраам бы совершил это жертвоприношение, если бы Бог не остановил его. В последний момент: «Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего». Как мы видим, понадобилось Божье вмешательство, чтобы Авраам переменил свое решение. Ни его любовь к сыну, ни страшная перспектива остаться без наследника, ни вечная обида жены или осуждение родственников, не могли поколебать его намерения.
Мало того в послании к Евреям апостол Павел говорит что в духовной реальности Авраам все же принес Исаака в жертву. Авраам убил Исаака, так видел и так принял это событие Бог. Написано: «верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Евр.11:17-19.
Эта была, не просто слепая вера. Авраам верил в Бога, который может воскрешать из мертвых. Он верил в того, кто способен исправить любую ошибку, любое горе, и даже трагедию смерти. Чуть ранее Бог пообещал Аврааму, что у него в старости родиться сын. Так и произошло, и родился Исаак. Бог пообещал, что от него, Авраама, произойдет великий народ и наследников у него будет больше чем звезд на небе. Помня это обещание, Авраам, не сомневался, что Бог не может солгать, а значит, Исаак должен жить. Авраам имел дело с Богом, исполняющим свое слово. Авраам верил, что даже мертвого сына Исаака Бог оживит. Абсолютное, полное и беззаветное доверие своему Создателю.
Как только Авраам опустил нож он услышал слова: «ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». Вера Авраама была не только доверием, но преклонением и страхом перед величием того, кто повелевает. Авраам понимал, кто с ним говорит, осознавал могущество и силу Святого Бога. Не покориться означало бросить вызов Творцу, объявить себя царем, узурпировать власть. Авраам действительно боялся Божьего гнева, который страшнее всех земных потерь и утрат. И, пожалуй, самое удивительное то, что даже при такой страшной просьбе Авраам продолжал любить Бога. И сам Бог отметил силу любви Авраама, когда сказал ему: «не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».
А теперь давайте снова вернемся к посланию Иакова и посмотрим на другой пример угодных Богу дел. С двадцать пятого стиха, Иаков продолжает: «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем» Иак.2:25. Как вы заметили, Раав была проституткой. А то, что она совершила, на первый взгляд кажется отвратительным предательством. Раав была одной из жительниц языческого города Иерехон, который завоевал израильский народ во главе с Иисусом Навином. Вот как началась эта история, записанная в книге Иисуса Навина второй главе.
«И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев (разведчиков) тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] пошли и пришли [в Иерихон и вошли] в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там. И сказано было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю. Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом [ночью], ибо они пришли высмотреть всю землю. Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их. А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле» И.Нав.2:1-6.
Как мы видим, Раав приняла сторону этих двух еврейских разведчиков и спасла их от смерти. По сути, она предала своих соплеменников, не выдав тех, кто пришел завоевать их город. Почему она так поступила? Давайте прочтем далее. «Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь [Бог] иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу; итак поклянитесь мне Господом [Богом нашим], что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак, что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестер моих, и всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти» И.Нав.2:8-13.
Раав хочет сохранить свою жизнь и жизнь своей семьи. Но она смотрит на будущее сражение с Израилем совсем другими глазами. Она видит не просто сильный народ, но народ, который ведет Сам Создатель. Пусть даже она была трижды патриот своей земли и верной подданной царя, Раав ясно осознавала, что бороться против Бога неразумно и бесполезно. Она так и говорит о битве за Иерехон, как уже состоявшейся и проигранной: «я знаю, что Господь отдал землю сию вам». Мало того она уже наслышана о Божьих делах, и о том с какими чудесами и с какой силой Бог выводил слабый Израиль из могущественного Египта. Если Египет пал, то что, будет с Иерехоном? Нельзя сказать, что Раав до смерти напугана и не понимает, о чем говорит. Она рассуждает более чем здраво, ее понимание будущего основано на реальных фактах и знании о величии Бога. Ее вера призывает ее к благоразумию, и она решает перейти на сторону Израиля, а значит на сторону Бога.
Как мы знаем, эта история закончилась полным истреблением жителей Иерехона, только проститутка Раав и ее семья остались в живых и примкнули к обществу избранного Божьего народа. То, что она скрыла именно этих разведчиков, делает ее поступок праведным в глазах Святого. Именно своим выбором она угодила Богу. Апостол Павел пишет: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными» Евр.11:31. Оказывается, она могла погибнуть со своим неверным и нечестивым народом. Но она избрала другой путь, путь святости. Ее вера правильно указала ей дорогу к жизни, и не только к жизни на земле, но к жизни вечной.
Итак, дорогие друзья, мы кратко рассмотрели историю веры Авраама и Раав. Очевидно, что дела их живой веры кажутся нам весьма противоречивыми. Один собирался убить любого сына, а другая предала своей народ. Но эти дела приняты Богом! Как же нам поступать, если мы хотим следовать их примеру? Чтобы это понять, нам надо выделить то особенное в делах Авраама и Раав, что сделало их веру уникальной.
Во-первых, они оба боялись Бога. И этот пожилой старец, и молодая проститутка осознавали величие и могущество Создателя. Раав объявляет: «ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу». Она видит Бога абсолютно властвующим над миром. А Аврааму ангел сказал: «теперь Я знаю, что боишься ты Бога». Авраам в трепете. Они оба увидели, что от Бога уйти нельзя и скрыться невозможно. Ослушайся Авраам повеления, выдай Раав соглядатаев, и они оба станут врагами Всевышнего. Именно этот благоговейный страх пред Тем, Чьи дела поражают и устрашают, привел их обоих к принятию правильного решения. Их дела имели свое начало в преклонении перед силой и властью Творца.
Во-вторых, и Авраам и Раав совершили безумные дела по земным меркам. Детоубийца и предательница оба мерзки и отвратительны для мира. Для окружающих их добрые дела были скорее позором. Но они не заботились об угождении людям, их не интересовало общественное мнение. Тем более они не искали славы или одобрения их веры. Они должны были стать изгоями, но этого не совершенно не боялись. Оба для мира стали безумцами, но возлюбленными для Господа.
И, в-третьих, они оба и Авраам и Раав совершили доброе дело лично для Бога. Сегодня многие верующие считают делами спасающей веры всякое доброе дело. Одолжить пилу соседу по даче, отвезти старую одежду в детский приют или простить другу долг. Это, несомненно, добрые дела. Но это не дела веры, которая спасает. Потому что дела веры в Бога касаются Бога, а если сказать точнее, конкретных Его повелений. Авраам сделал именно то, что просил сделать для Него Бог. Так и Раав, когда спасла двух божьих мужей, сделала добро для Божьего народа, а значит для самого Бога.
Давайте вспомним безумные (в кавычках конечно) дела верующих Нового Завета. Безумие совершили Галилейские рыбаки, когда оставили свое ремесло и семьи и последовали за Христом. Они стали юродивыми проповедниками, которых гнали и которых в итоге убили. Безумие совершила женщина, когда огромной стоимости сосуд мира из чистого, драгоценного нарда возлила на голову Христа. Она совершила неразумную трату, как сказали о ней присутствующие, но эта трата была актом любви к Спасителю. Кажется, глупость совершает Мария, когда оставляет сестру Марфу трудиться одну, а сама садится у ног Христа и с упоением слушает весть о Божьем Царстве. Безумие совершил Иосия, продав свою землю, принес деньги и положил к ногам Апостолов. Он от всего сердца желал помочь общине. И именно такие дела, которые кажутся глупостью для мира, являются прекрасными в Божьих глазах.
А теперь кратко представим мотивы тех дел, которые производит спасительная вера. Это дела человека, который испытывает трепет и страх перед Богом, это дела, совершенные лично для Бога или Церкви Его возлюбленного Сына, это дела абсолютно не популярные в нашем мире. Еще раз вернемся к словам Иакова, который говорит: «вера без дел, мертва». Но теперь, когда мы разглядели дела Авраама и Раав, мы можем твердо сказать: только юродивые, безумные для мира поступки, являются делами спасающей веры. И апостола Павел призывает нас стать безумцами в нашем понимании доброго. «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. 1Кор.3:18.
Жан Федоренко