Пожалуй, нет такой спасенной души, которая бы не стремилась рассказать другим о своем Спасителе. Это естественное состояние верующего сердца. О нем апостол Павел высказался так: «Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим» (2 Кор. 4:13). Вот только не всегда наше свидетельство веры привлекает и удерживает внимание наших друзей и знакомых. Не часто нам удается ясно и смело донести весть о спасении. Поэтому к сердечному желанию хорошо бы приложить и знание того, как это делать.
Очевидно, что абстрактные духовные истины человеку постигнуть нелегко, и, понимая это, Иисус неоднократно прибегал к понятному языку Своих слушателей – Он рассказывал притчи: «…потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:13). Две трети всех изречений нашего Господа составляют именно эти прекрасно сложенные и запоминающиеся истории. Они несут в себе доктрины, которые до сих пор составляют учение новозаветной церкви. Именно притчи в устах нашего Учителя были обязательным инструментом благовестия: «Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им» (Мф. 13:34).
Сегодня мы поговорим про один из способов использования таких аллегорий в деле проповеди Евангелия. И посмотрим, как применять его на практике. Я поделюсь своим личным опытом общения с людьми в контексте размышлений над притчами. Неоднократно я прибегал к этому способу и всегда находил у своих собеседников неподдельный интерес. Оказывается, не так сложно и страшно говорить о Творце, грехе, суде и даже распятии, если мы используем этот прекрасный инструмент.
Все мы любим истории, еще больше мы любим истории-загадки, а самый сильный интерес вызывают тесты, которые предлагают нам глубже разобраться в самих себе. Нам всегда любопытно, к какому типу людей мы относимся, что нас отличает от других и, конечно же, что ждет в будущем. Так вот, притча содержит в себе и духовную загадку, и разделение людей на типажи, и пророчество о будущем. Заметив это, я попробовал представить притчу в форме богословского теста на духовную идентичность. Именно так я и начинал беседу с коллегами, просто спрашивая: «Хотите богословскую загадку?» или «Хотите определить, какая у вас вера?» и так далее. И представьте, они ни разу не отказались. Всем было интересно сыграть в эту «игру».
Затем я озвучивал одну из историй, предварительно сообщив, что прежде ее рассказал сам Иисус. Это придавало тесту библейский авторитет. После рассказа я предлагал два или три вопроса, на которые мои коллеги должны были ответить. Но самое интересное начиналось после того, как они находили себя среди действующих лиц притчи. Неожиданно у них появлялось много вопросов. Тест становился триггером, который запускал разговор о духовных вещах. Они спрашивали о степени тяжести грехов, о церкви, традициях и так далее. Одним словом, тема была открыта и мне больше не нужно было беспокоится о том, каким образом начать проповедовать о Христе.
Рассмотрим это на примерах. Одна из историй, которые я выбрал, – о десяти рабах (Лк. 19:11–27). После пересказа ее своими словами, я акцентирую внимание на трех группах людей, которым даю краткую характеристику.
Первая группа – граждане, которые не хотели, чтобы Царь царствовал над ними (ст. 14, 27). Они сразу отказались признать Его Владыкой и, как следствие, даже не пытались подчинить Ему свои жизни. Сегодня это те, кто отказывается верить в божественность Христа и не называет себя христианами.
Вторая группа – искренние слуги Царя (ст. 16–19). Они сразу откликнулись на Его призыв и принялись за труд. Они не просто почитали своего Господина, но выполняли порученное Им дело. Сегодня это христиане, которые активно служат своими дарами в церкви. Они заняты достижением не своих личных целей, а целей их Спасителя.
Третья группа – лукавые слуги Царя (ст. 20–23). Они, конечно, присягнули Ему на верность и даже пришли за поручением. Но, к сожалению, их поклонение Господину оказалось лицемерным, они вовсе не собирались Ему служить. Они только имитировали верность. Сегодня это номинальные верующие, которые считают себя христианами, но на деле редко появляются в церкви, не имеют постоянного, проносящего пользу служения.
Теперь, когда трем группам дана характеристика, я предлагаю своим слушателям отнести себя к одной из групп. Естественно, люди чаще всего не относят себя к первой группе. Мы живем в христианской стране и формально все признаем Иисуса Божьим Сыном. Ко второй группе моим коллегам тоже отнести себя трудно, так как они не имеют тесной связи с церковью и тем более не реализуют там свои духовные дары. Все, что им остается, – это третья категория лукавых слуг. Они вынуждены отнести себя именно к ней. Здесь очень важным моментом является непосредственно их личное заключение. Другими словами, я не обличаю их, я не выдаю им ярлык номинальных христиан, они сами определяют свое место в отношениях с Христом. И как раз притча вынуждает их это сделать.
Затем я акцентирую внимание на судьбе этих трех групп, что только одна из них (искренние слуги) наследует Царство. То есть быть верующим мало. Лукавый раб – это не просто проблема лени, это отсутствие верности – спасительной веры как таковой. Особенно это подчеркивает Матфей: «А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов…» (Мф. 25:30). Одна из моих бывших коллег в результате пришла к такому заключению: «Получается, что у нас в кабинете (а нас в нем было шесть человек) только ты один спасешься?!» Мне пришлось ответить: «С точки зрения Библии это так!»
В конце концов мои слушатели начинают понимать, что их собственное представление о себе вошло в противоречие с Библией. И им надо либо двигаться в сторону покаяния, либо как-то оправдать свое положение формальных христиан. В итоге моя коллега сказала, что отказывается верить в такого Бога, ведь номинальных верующих большинство, а значит, Ему придется поместить в ад огромное число людей. А такого просто не может быть! Да, к сожалению, ее сердце было не готово в смирении встретиться с истиной. Но, возможно, это только вопрос времени, когда Дух Святой вновь и вновь, обличая сердце, приведет ее к покаянию.
Однако важно и другое: пусть никто из моих коллег не принял решение пойти в воскресенье со мной в церковь, зато каждый из них задал свой вопрос. Кто-то спросил о поручении Христа, которое выполняет церковь (что надо делать?), кто-то поинтересовался суровостью приговора (почему так строго?), кто-то задумался о времени второго пришествия (когда придет Христос?). Мне пришлось еще долго отвечать на эти вопросы, а это значит, что наш богословский тест перерос в полноценную беседу по Библии. В итоге всё пришло к Евангелию, и я рассказал о заместительной жертве Иисуса за нас.
Рассмотрим еще один пример богословской загадки на основе притчи о двух сыновьях (Мф. 21:28–31). После пересказа этой истории я обычно задаю три вопроса:
1) Кто из двух сыновей почитал (любил) отца?
2) Почему почтение предполагает послушание?
3) Что означает трудиться в винограднике?
Сразу оговорюсь, что для создания таких загадок я не всегда строго следую первоначальному авторскому замыслу. Чаще я использую только саму аллегорическую часть притчи, чтобы с ее помощью указать на ключевые библейские идеи. В данном случае ответы на три вопроса и будут отражать три фундаментальные истины, к которым я хотел бы привести своих слушателей.
Итак, первый вопрос: кто из двух сыновей почитал (любил) отца? Сама по себе тема любви к родителям знакома всем. В нашем обществе неуважение к отцу и матери считается пороком. Поэтому мы ожидаем любви к Богу, как нашему Небесному Отцу. И с этим все согласны: любить Бога – это правильно. Но первый вопрос с подвохом. Чаще всего быстрый ответ такой: «Тот, кто пошел работать в виноградник». Этот ответ, конечно, верен, но только в своей временной точке. Поэтому я отвечаю: «Нет! Это неверно!» и жду другого ответа: «Никто из них не любил отца». Да, вот это верно, никто! Один сын открыто бунтовал, прямо заявив отцу: «Не хочу», второй бунтовал скрытно, то есть по сути лицемерил и обманывал. Этим вопросом я хочу привести своих слушателей к мысли, что все мы рождаемся в мир противниками Бога. Среди нас нет праведников по умолчанию. Все мы начинаем с нелюбви к Творцу. Таким образом, этот вопрос призван подвести к осознанию доктрины о всеобщей греховности (Рим. 3:10–18).
Здесь я предлагаю дополнительный вопрос: «Как вы считаете, вы открытый или скрытый бунтарь?» Все люди бунтуют, но каждый проявляет бунт по-своему. Большинство предпочитает называть себя скрытыми бунтарями. В моей среде я редко встречал явных атеистов. В основном все видят себя в добром свете. Но уже сам факт ассоциации себя с противниками Бога выводит слушателей на новый уровень понимания самих себя. Как сказал Иисус, «никто не благ» (Мф. 19:17).
Теперь можно перейти ко второму вопросу: почему почтение предполагает послушание? Этот вопрос помогает понять, что любовь к Богу всегда приводит к желанию угодить Ему (1 Ин. 5:3). Здесь я обычно привожу в пример мужа, который признается в любви супруге и, как следствие, помогает ей по хозяйству. Также все интуитивно знают, что любовь к родителям означает заботу о них. Поэтому слушатели в итоге соглашаются, что любящий Бога помогает Ему в винограднике. По сути, этот вопрос дает понимание того, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:26).
Третий вопрос: что означает виноградник? Он направляет слушателей к церкви. Именно она сегодня является местом, где трудятся Божьи дети. Именно церковь растет и распространяется по миру подобно виноградной лозе. Но если этот образ мало убеждает, то я привожу текст из Евангелия от Марка: «Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело…» (Мр. 13:34). Другими словами, до Своего возвращения Иисус поручил нам Свой дом, где каждому Своему слуге Он дал свое дело. То есть каждый христианин призван к служению в церкви.
И последний, короткий пример богословской загадки. «Как вы считаете, в каком духовном состоянии человек приходит на землю? Выберите один из трех вариантов:
1) как чистый лист бумаги, ни добрый, ни злой, чем заполнишь его, таким он и станет;
2) рождается добрым и чистым, а в течение жизни иногда совершает злые поступки;
3) рождается с испорченным злым сердцем, но, когда ему выгодно, совершает добро».
Думаю, вы понимаете, что этот вопрос помогает выяснить, в какую антропологию верит наш собеседник. От этого зависит, сможет ли он вообще искать Бога и спасение в Христе. Иисус сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12). Если собеседник выбирает один из двух первых вариантов, то, скорее всего, он не видит себя больным и грешным. Обычно я говорю: «Нет, это неверный ответ. Библия учит, что все мы рождаемся уже с испорченными сердцами». И привожу два высказывания, Иисуса и Павла: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим…» (Мф. 7:11); «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными…» (Рим. 5:19). Для большинства это трудное учение. Трудное потому, что мы имеем ограниченное представление о грехе. Но когда мы начинаем перебирать конкретные грехи, чаще всего мои собеседники соглашаются с тем, что раз мы так много грешим, то с нашим сердцем точно не все в порядке.
Итак, мы подошли к концу. Мне хотелось вдохновить вас, друзья, и убедить в том, что начать разговор о Христе не так и сложно. Главное – иметь в своем арсенале несколько домашних заготовок. На своем опыте я убедился, с каким интересом мои неверующие коллеги, друзья, родственники участвовали в таких богословских тестах. Никто из них не махнул рукой, никто не разозлился, все хотели узнать правильный ответ. Мало того, этот простой инструмент всегда открывал мне дорогу для последующего общения на другие, более глубокие духовные темы. Все это сможете и вы! Причем каждый сам, взяв за основу любую притчу Иисуса, может придумать подобные тесты и загадки. Главную работу уже сделал наш мудрый Учитель. Нам же остается снабдить эти яркие аллегории интригующими вопросами и помочь слушателям узнать в этих образах себя. А далее Бог совершит с их сердцами то, что призвано совершить Его вечное и могущественное Слово.
Автор: Жан Федоренко