Чтобы понять друг друга мы должны наделять слова одним и тем же смыслом. Это актуально и для нашего познания Бога. Бог говорит нам через Писание, в котором при всей его простоте, многие термины, требуют уточнения. Сегодня я предлагаю пристальней взглянуть на слово «прощение», ведь именно это понятие является одним из фундаментальных в учении о спасении. Что же мы понимаем под прощением?
Словарь Даля дает такое определение: прощать значит сделать свободным от греха, вины, долга, извинить, отпустить провинность, снять обязательство, освободить от кары, взыскания, примириться сердцем, не питая вражды за обиду, переменить гнев на милость. Если сказать кратко, то простить, это забыть оскорбление и не требовать возмещения вреда. Такая формулировка ясно определяет последствия прощения, но совершенно ничего не говорит о мотивах и тем более его основании. Что касается мотива, то очевидно, что Бог милует из сострадания и любви. А вот основание или условие для прощения требует особого внимания.
В послании к Евреям мы читаем: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» Евр.9:22. В выражении «без пролития крови не бывает прощения» и представлено условие (основание) для милости. Слово не бывает с греческого языка переводиться, как не становится, не рождается, не совершается, не наступает. А это значит, что Бог не прощает нас без кровопролития. Виновный должен заплатить жизнью за грех. Без наказания нет освобождения от долга.
Все богословы единодушно признают послание к Римлянам лучшим учебником по сотериологии. Во всем послании слово прощать встречается толь два раза. Причем в Рим.3:25 греческое слово «паресис» имеет только одно значение отпускать, а в Рим.4:7 слово «афиэми» переведено как, пускать, отсылать, прощать, допускать, оставлять. И если радеть за буквальный перевод, то ближе по смыслу текста подходит слово «отпускать». Бог, скорее не прощает грех, ведь смысл прощения имеет оттенок безвозмездности, а отпускает грех, на определенных условиях. И здесь же мы находим два обязательных условия: первое – пролитие крови, второе – вера в этот факт.
В Рим.3:25 мы читаем: «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде». Здесь Бог усмиряет свой гнев и прощает нас только через жертву Сына на кресте, т. е. проливает кровь одного за грех другого. В Рим.4:7-8 и 4:24-25 мы читаем: «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха.…Но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». И здесь беззакония прощены тем, кому Бог вменил праведность Иисуса, преданного за наш грех. Опять пролитие крови одного за грех другого.
Итак, пролитая кровь, как первое условие для Божьей милости, показывает, что прощение не является бесплатным, даровым даянием. Вторым обязательным условием для прощения, является вера (через веру, вменится и нам, верующим). В обоих отрывках прощение поставлено в зависимость от веры. И если мы верим, что Иисус пролил кровь на кресте вместо нас, то Бог прощает нас по нашей вере!
Логично задать вопрос: если Бог прощает не безвозмездно, то где Его доброта? Это так похоже на сделку. Ответом на этот вопрос выступает само распятие. За право прощать души, Отец и Сын заплатили высокую цену. И как раз это решение и основано на милосердии. Именно доброта позвала Христа на крест. Интересно заметить, Бог проявил свою доброту к нам не в момент нашего раскаяния, не на будущем суде, а в момент, когда послал Сына умирать. Акт прощения с Божьей стороны это уже давно свершившийся факт, его не надо вымаливать сегодня или ожидать в будущем, а только верить.
Я хочу поделиться одной историей, которая, на мой взгляд, хорошо иллюстрирует библейскую идею прощения. Летом всей семьей мы отправились в путешествие по Грузии. Взяли напрокат автомобиль, и конечно начали с осмотра столицы. Возвращаясь в гостиницу, когда уже было совершенно темно, нас остановил дорожный патруль. Я серьезно нарушил правила, пересек двойную сплошную линию. Когда мне озвучили сумму штрафа, то я конечно попросил патрульного простить меня или уменьшить размер наказания. Я искренне извинился и сказал, что только сегодня прилетел в страну и конечно еще не знаком с особенностями дорожных развязок. Мало того, было темно, шел дождь. Одним словом причин сжалиться надо мной было предостаточно. Но патрульный, ответил спокойно и строго: «Мы с вами не на рынке, чтобы торговаться». Он хладнокровно выписал мне квитанцию и вежливо пояснил, где я могу ее оплатить, и что без уплаты штрафа я не смогу покинуть страну.
Все самое интересное началось, когда я вернулся в автомобиль, там меня уже заждалась моя семья. Увидев мое бледное лицо и узнав о размере штрафа, первой высказалась моя дочь, она сказала: «Почему они не простили тебя? Какая же не добрая у них в Грузии автоинспекция!». На что совершенно спокойно и даже торжественно ответила моя супруга: «А, я их уважаю, честные патрульные, поступили по закону, и взятку не взяли». Обсуждали мы инцидент еще очень долго, но в моем уме никак не уживались идея справедливости и милости. Оказывается, трудно совместить их вместе. Любо ты честный патрульный, но тогда уже не добрый, ведь ты не простил провинившегося нарушителя. Либо, ты добрый патрульный, но тогда уже совсем не честный, ведь если простишь или уменьшишь штраф, то нарушишь закон.
Также я размышлял и в отношении Божьего прощения. Писание представляет нам Бога как праведного судью и милующего Отца. «Правосудие и правота – основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим» Пс.88:15. Как же уживаются в Нем эти два качества? Если Он возьмет и простит всех грешников земли и не накажет их по закону, то Он уже не справедливый Судья. А если Он по справедливости воздаст каждому за грехи смертью, то предстанет совершенно не добрым Отцом. Это дилемма разрешилась в моем сердце, через несколько дней, когда я задал себе простой вопрос: А существует ли вариант, при котором патрульный смог бы оказаться и честным и добрым? И, о чудо, оказывается, такой вариант есть! Он мог бы просто открыть личный кошелек достать нужную сумму и уплатить ее за меня. Квитанция оплачена, закон исполнен, справедливость соблюдена, долг мой покрыт сполна. И вместе с тем, как нарушитель закона я прощен, помилован. Таким же образом и Бог заплатил за нас, достав деньги из Своего кошелька. Наш долг был велик, ведь «возмездие за грех – смерть» Рим.6:23. А на кресте Божий Сын рассчитался с нашим долгом. В распятии и заключена суть прощения через пролитую кровь. Нам лишь остается верить в это. А теперь давайте перейдем к практическим выводам. Как эта истина о прощении может нам помочь?
Во-первых, Божье решение отпустить наш грех никак не связано с силой наших просьб чувств или решений. Мы можем выплакать море слез, испытать эмоциональное обновление, пообещать Богу, жить праведно, но все это ничуть не подвигнет Бога в решении простить нас. Ни что кроме жертвы на Голгофе не может склонить Бога к прощению. Бог смотрит только на наличие в нас веры, глубокого искреннего принятия Христа как своего личного Искупителя и Заступника. Все другое: глубина наших эмоций, решение жить праведно, жертвенная жизнь не впечатлят Бога. Он прощает исключительно по вере.
Во-вторых, не стоит думать, что прощение гарантировано нам в силу доброты Божьего характера. Многие люди питают ложные надежды, рассчитывая на снисхождение по «уважительным причинам». Но они забывают, что справедливый Судья никогда не оправдает преступника. Да, Бог милостив, но Его милость не действует по умолчанию. Она имеет свою цену, и сострадание Судьи всего мира действует только через крест. Просить о снисхождении и помиловании имеет право только тот, кто несет эту просьбу Богу, имея в своем сердце любовь к Христу.
В-третьих, когда мы поверили в пролитую за нас кровь, то мы уже сегодня и сейчас обретаем полное и безусловное прощение. Уплата долга произошла давно в прошлом, а это значит, Бог уже давно в прошлом смягчил Свое сердце в отношении нас. Милость не надо вымаливать сегодня, или в страхе ожидать милосердия на будущем суде. Там на кресте Бог уже сделал свой шаг примирения к нам на встречу. Нам лишь остается сделать свой шаг, верный шаг, ответить Ему: «верую Господи, верую что Твой Сын заплатил за все мои грехи!» Но стоит помнить, если мы не обрели эту веру при жизни, то на суде мы окажемся не прощенными. Поспешим же поверить в крестную жертву.
Итак, когда мы обрели верное понимание прощения, я предлагаю нам вместе обраться к Богу в такой молитве. «Господь, у меня нечем заплатить за мои преступления и по справедливости я должен принять суровое наказание. Но, теперь я узнал, что Ты заплатил Своей жизнью за меня на кресте. Прошу Тебя дай мне верить в этот факт всем сердцем и душой, верить, что Ты навсегда простил меня и принял в число своих детей. Аминь!»
И если вы молились искренно и от всего сердца, то совсем скоро произойдут удивительные события. Вы больше не сможете быть равнодушным к Библии, ведь в ней говориться о Том, Кто так сильно любит вас. Вы непременно станете изучать ее, чтобы снова и снова слышать голос своего Спасителя и Друга. Вы захотите стать похожим на Него, ведь Его слова и дела прекрасны. А затем, Божий Дух поведет вас к таким же прощеным грешникам, как и вы сами. Вы обязательно начнете посещать Церковь, увлеченно слушать проповедь, петь Богу прославляющие гимны и служить своей новой духовной семье. Ведь Церковь, это Дом вашего Спасителя. Вы больше не сможете молчать о Нем, и конечно расскажите благую весть окружающим. И поверьте, все эти перемены, и есть самый верный признак, того, что отныне Бог простил вас.
Федоренко Жан