Бог спасает грешника, чтобы сделать из него нового человека: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). И все же, родившись духовно для добрых дел, мы не до конца осознаем свою ответственность. В нашем новом назначении мы можем оказаться инертны и попасть в ловушку такого неприметного греха, как грех бездействия. Этот грех незаметен для окружающих, не выглядит преступным, не особо терзает наш дух и даже как будто не несет разрушительных последствий.
После увещевания церкви проявлять любовь на деле Иаков пишет: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17). Иаков пишет о грехе отсутствия добрых дел. Если мы понимаем, что должны помочь, и не помогаем, то становимся преступниками в Божьих глазах. Даже земные законы придерживаются этого правила. Вот определение преступления в УК РБ: «Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие)». Бездействие классифицируется как преступление, и в кодексе есть ряд статей, которые описывают его: это и халатное отношение к службе (ст. 456)[1], и бездействие должностного лица (ст. 425)[2], и даже деяние, совершенное по неосторожности (ст. 23)[3]. Таким образом, грех бездействия не есть нечто аномальное. Бог строго взыщет за духовное попустительство и халатность. Даже наша недогадливость и неосведомленность не оправдывает нас в пассивности. Иисус говорил об этом так: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12:47–48). Незнание смягчает ответственность, но не освобождает от нее.
Принцип греха действия и бездействия хорошо виден в жизни Христа. Иисус не только не совершил ни одного мерзкого поступка, но везде, где только мог, оказал помощь. Он не просто не был вором, Он щедро удовлетворял нужды людей. Он не просто не отвечал на оскорбление, но молился за врагов. Его праведность уходила в большой плюс. Мы же часто ограничиваемся борьбой с греховными поступками и застреваем между минусом и нулем. Вот как Иисус реализовывал этот принцип на примере исцеления человека с иссохшей рукой: «Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: „Стань на середину“. А им говорит: „Должно ли в субботу добро делать или зло делать? Душу спасти или погубить?“» (Мк. 3:3–4). Насколько остро Иисус ставит вопрос в отношении помощи больному! Если есть возможность помочь, значит, надо это сделать здесь и сейчас. Если я сегодня не освобожу этого человека, я совершу зло. Не отложить исцеление на завтра, не предъявить больному условия, а спасти сегодня. Иисус исцелил, потому что имел власть над этой болезнью. Значит, там, где Бог наделил нас необходимыми ресурсами, мы также призваны незамедлительно действовать.
По сути, христианство – это разумное использование ресурсов. Наше вложение должно не только покрывать убытки, но давать прибыль. Мало просто не совершать злое, необходимо активно практиковать доброе. Апостол Павел был хорошо знаком с этим принципом. Он пишет, что нам необходимо не только «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека» (Еф. 4:22–24). То есть мы не просто откладываем грехи, но заменяем их делами праведности. Снимаем старую грязную одежду не для того, чтобы остаться голыми, а чтобы надеть новую чистую одежду. Новое обязательно должно прийти на смену старому: «Отвергнув ложь, говорите истину… Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере» (Еф. 4:25, 28–29). Если я перестал красть, но не помогаю нуждающемуся, я бездействую. Если я перестал сквернословить, но не источаю слов благодати для унывающей души, я снова в бездействии. А вот еще один пример Павла: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, незлобивым, способным учить, с кротостью наставлять противников» (2 Тим. 2:24–25). Мало не довести разговор до ссоры, закрыть рот и замолчать. Нужно перейти в «наступление» – проявить приветливость и доброе расположение, помочь обрести веру.
Это учение можно вместить в короткий тезис: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). Обратите внимание на слова «должны быть». Это ясное повеление напоминает предостережение Иакова. Мы даже можем соединить наставления Павла и Иакова: «Кто понимает, что должен иметь те же чувства, какие во Христе, и не стремится приобрести их, тому грех». Мы призваны думать, чувствовать и поступать, как Он. Если мы не ставим этой цели, мы оказываемся на поле греха бездействия. Конечно, если мы единожды не исполнили свой долг, это не повод бить тревогу. Но длительное пребывание на территории этого греха должно вызывать у нас беспокойство. Если на протяжении недели, месяца, года мы с легкостью пренебрегаем своими обязанностями верующих, мужей, жен, отцов, матерей, то грех бездействия становится нашим обличителем. Иаков говорит, что бездействие может указывать на мертвую веру – веру, которая ничего не производит, ничего не созидает, никого не любит: «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: „Идите с миром, грейтесь и питайтесь“, но не даст им потребного для тела – что пользы? Так и вера – если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:14–17). Иаков связывает проявление живой веры с активной помощью. Это приветливое внимание противоположно безразличию и бездеятельной холодности. Живое сердце не способно сидеть сложа руки, когда близкие в нужде. Вот почему длительное пребывание в грехе бездействия может оказаться опасным.
Но не стоит делать поспешных выводов. Не всегда наше бездействие связано с ленью, жадностью или нежеланием подчиняться Божьей заповеди. Часто бывает так, что верующие бездействуют в силу отсутствия духовного опыта, понимания и силы. Многие из нас еще неспособны глубоко видеть потребности окружения. Мы учимся. Но когда Бог открывает нам нужды других, мы призваны реагировать. И еще одно важное замечание. Каждый из нас по-своему понимает призыв к действию. Нам не нужно слепо подражать сильным христианам, которые оказались далеко впереди нас. И конечно, не стоит упрекать слабых верующих за очевидное, на наш взгляд, бездействие. Не будем сравнивать себя друг с другом. Призыв Иакова направлен к сердцу каждого. Давайте исследовать самих себя в свете Писания и, приходя к пониманию доброго, совершать его.
Согласитесь, друзья, что грех бездействия – это наш постоянный спутник и всякий из нас обличается в этом грехе. От чего мы часто и впадаем в отчаяние. Быть все время на высоте кажется невероятным идеалом праведности. Как же выжить христианину в этом постоянном давлении? Есть только одно средство – крест Христа. Мы должны помнить, что на кресте Иисус не только заплатил за наш грех, но и исполнил закон. Вмененная нам праведность включает в себя и полное исполнение требований закона. Во Христе перед Богом мы ни разу не согрешили грехом бездействия. Мы чисты перед Богом-судьей. Благодаря чему теперь перед Богом-Отцом мы можем учиться преодолевать нашу лень. И хотя безразличие и инертность неприятны нашему Отцу, Он не отворачивается от нас. Напротив, Бог активно включается в наше воспитание: показывает, помогает и даже наказывает. Беспечные и ленивые дети никогда не радовали ни одного из родителей. Не будем же и мы огорчать нашего небесного Отца.
Автор: Жан Федоренко
[1] Ст. 456. Халатное отношение к службе – это небрежное или легкомысленное выполнение начальником или иным должностным лицом своих обязанностей.
[2] Ст. 425. Бездействие должностного лица – это умышленное неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей.
[3] Ст. 23. Преступлением, совершенным по неосторожности, признается общественно опасное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. Преступление признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, хотя должно было и могло это сознавать.