Художники, музыканты, режиссеры!.. Как много людей творческих профессий привлекают нас к себе своими произведениями! Мы готовы платить за звуки, цвета и слова, представленные в особой гармонии. Но проблема в том, что не все творцы продают нам эстетическое удовольствие, многие из них создают для наших умов целые вселенные. Они претендуют не просто на новый стиль, а на особую духовную составляющую своего искусства. Другими словами, они становятся путеводителями, гуру и проповедниками, приглашая своих поклонников разделить их взгляд на реальность. К сожалению, для многих адептов прекрасного такое приглашение становится духовным капканом.
Творчество и его смыслы неразделимы с творцом, а вернее, находятся в прямой зависимости. Они являются производными его чувств и переживаний. Творец рождает свое чадо и отпускает в мир. И вот, тысячи «говорящих» детей: книг, картин, песен, фильмов – собирают во вселенной свою аудиторию. Они так прекрасны, новы, выразительны, что без труда привлекают наши глаза и уши. А когда блеск этих творений очаровывает нас, мы неизменно обращаем взор к их творцам. От них, талантливых и успешных, способных выражать прекрасное, мы ожидаем ответов на многие сложные вопросы нашей жизни.
Именно здесь любимцы публики попадают в искушение стать если не богами, то божьими посланниками, знающими добро и зло. С большим удовольствием они выносят в мир свой опыт побед и поражений, насыщая молодые умы эклектикой своего духовного знания. Многие из них сами успели поверить в свою уникальную миссию спасти красотой мир. Но если бы только молчаливой красотой… Зачастую гении засоряют мир еще одной философией, религией, полуправдой, затрудняющей поиск истины. Их дарования не обращают людей к Даятелю всех благ, а, напротив, превозносят разного рода мистические культы и заблуждения.
Творец, не утвержденный в истине, опасен для мира, как были опасны фарисеи, к которым люди относились с большим уважением. Иисус вскрыл причину их деструктивного влияния: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное людям, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13). К ним приходили за ответами, а они самонадеянно указывали ложный путь. Эти гуру не нашли дорогу к Богу, поэтому никому не могли помочь ее отыскать. Они не позаботились о главном – утвердиться в Божьей истине. В то же время фарисеи были весьма активными в трансляции своего религиозного творчества. Взращивая и распространяя собственные религиозные идеи, они заводили людей в духовную тьму.
Честный художник обязан спросить себя: «О чем я говорю, куда зову, что утверждаю?» И так же честно дать себе ответ в свете Священного Писания: «Если я не говорю в унисон с Божьим откровением, то мне следует молчать». Ибо все, что не согласуется с ним, не имеет истинного духовного света. Ибо написано: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20). Если произведение в своей духовной составляющей противоречит Божьему слову, то оно ложь и тьма, застилающая духовные глаза людей. Как много людей ищут в искусстве и его смыслах лекарство для своей души! И если творец не рождает ребенка света, то неизбежно плодит истуканов и ложных богов, к которым люди прибегают за утешением. Современный бомонд забыл о Божьем предупреждении: «Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь» (Втор. 27:15). Именно к искусству прибегают сегодня многие в надежде, что его красота спасет мир наших душ. И мы кланяемся ему, как идолу: «И молится ему, и говорит: „Спаси меня, ибо ты бог мой“» (Ис. 44:17).
Очевидно, что в наше время даже не сами произведения занимают место идолов в сердце людей, а их создатели. Талант возводит на пьедестал его обладателя. Мало того, творцу достичь состояния почитаемого кумира весьма престижно. Славное имя приносит хорошие дивиденды. И здесь земная слава становится обоюдоострым мечом. Слава земных богов уводит их почитателей с пути поиска и созерцания Божьего имени. И «прославленные» вместо Бога поклоняются своей славе, как золотому тельцу. Одни легкомысленно обожествляют даровитых, а другие неразумно принимают поклонение, словно они действительно стали богами.
Иисус не раз учил тому, что в основе истинного доверия Богу лежит наша нужда в признании и одобрении с Его стороны. Если мы ищем признания у людей, то автоматически перестаем полагаться на Бога. Если мы полагаемся на одобрение окружающих, то становимся человекоугодниками: «Я пришел во имя Отца Моего – и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:43–44). Кумиры предлагают яркую альтернативу истинной Божьей славе. А поклонники рады обманываться и восхищенно поглощают их величие. Вместо того чтобы наслаждаться совершенной красотой Творца и Его деяний, человек предлагает и сам питается земными подделками.
Творцы! Такими вас создал Бог! Именно Он наделил вас способностью создавать прекрасное. В этом вы подобны Ему. Но каждый творец даст отчет за то, как он распорядился своим даром: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). Ответственность велика. Вот несколько библейских советов для тех, кто призван творить.
1. Убедитесь, что вы действительно идете путем света. Является ли Иисус Христос, Божий Сын, вашей путеводной звездой? Осознаете ли вы, что Он ваш единственный истинный смысл бытия и творчества? Если это не так, то стоит потратить свое вдохновение и силы, чтобы увидеть Того, кто один достоин всей славы и поклонения. Принять Его мерилом всего прекрасного и заслуживающего восхищения и подражания. Потому что во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3).
2. Не претендуйте в своем искусстве на роль провидца, пророка и учителя. Ибо в нашем мире есть только один Учитель, способный исцелить нас от духовной слепоты и дать нам верный взгляд на себя и наш мир. Подумайте, ваш талант приближает или уводит взгляд ваших почитателей от истины? Опасайтесь, ведь именно поверхностное и формальное знание Священного Писания превращает многих творцов в сладкоголосых лжепророков: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос» (Мф. 23:8).
3. Не торопитесь обрести имя, которое обеспечит вас. Не творите себе обелиск величия. Это прямой путь к духовному краху. Истинная честная праведная известность приходит только после того, как мы начинаем жить и творить для Божьей славы. Подобно смиренному пророку Иоанну Крестителю давайте указывать на нашего Спасителя: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира» (Ин. 1:29). Праведная душа прославляет не себя, она желает прославить своего Творца и об этом просит: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое» (Мф. 6:9).
4. Не ищите любви окружающих с помощью своих даров. Не влюбляйте людей в себя с помощью искусства. Когда нас принимают и любят за наш талант и мастерство, то мы окрыляемся и обманываемся, будто принимают и любят нас. Но стоит нам оказаться бесплодными или испорченными, любовь исчезает. Только Христос, отдавший себя за нас на кресте, способен любить нас такими, какие мы есть, – слабыми и разбитыми грехом: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Творцы, не ищите великой любви у тех, кто ее вам никогда не сможет дать!
Жан Федоренко