Всем нам есть за что просить прощения. Мы произносим сами или слышим от других: «Господи, помилуй!» При этом мы даже не сомневаемся в том, что Он может и не помиловать. Думать, что Бог может выбрать непрощение, для нас сродни богохульству. И все же мы склонны забывать о великом праве и свободе Бога в решении миловать или осуждать человека. Как же Бог решает, кого простить, а кого оставить для суда? Именно на этот вопрос мы попробуем ответить в свете учения апостола Павла об истоках Божьей милости.
Мы обратимся к 9-й главе Послания римлянам и изучим стихи с 10-го по 23-й. Для удобства разделим текст на три смысловых блока. А так как главный тезис учения представлен во втором блоке, мы начнем с него.
Обозначим наш первый вопрос так: от чего зависит Божья милость? Итак, мы читаем: «Ибо Он говорит Моисею: „Кого миловать – помилую; кого жалеть – пожалею“. Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: „Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобой силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле“. Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:15–18).
Бог милует и прощает того, кого хочет! Он не связан ни обязательствами, ни долгом. Только Его свободная воля является той первопричиной, которая объясняет нам, почему Он прощает некоторых грешников. Все рождаются с духовно непослушным характером и не могут в полноте подчинить свое сердце заповеди. А значит, нет иного варианта избавления от вины, кроме как через Божью милость.
Далее Павел расширяет идею Божьего всевластия в прощении. Оказывается, прощение получают не те, кто хочет его получить, то есть желающие. Также оно не дается тем, кто прилагает усилия или старается его получить, то есть подвизающимся. Инициатива человека полностью исключена. На решение Бога мы никак не можем повлиять. Его не подвигнут прощать ни наши слезы, ни наши обещания, ни наши добрые дела. Что бы ни предложил человек, Бог не связывает Свое решение с нашим состоянием и поведением. Вот почему даже просьба «Господи, помилуй!» может остаться без ответа. Ведь и она представляет собой человеческую инициативу.
В контрасте с понятием милости в тексте выступает ожесточение. Павел пишет: «Кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:18). Тут следует отметить, что эти два слова не совсем подходят на роль антонимов. Милости, скорее, нужно противопоставить осуждение. А ожесточению – смирение. Но если мы соединим эти пары, то получим стройную картину Божьего действия. В первом случае Бог смиряет человека, смягчая его сердце; человек начинает искать прощения, и Бог милует его. Во втором случае Бог ожесточает сердце человека, делает его упрямым и гордым и, как следствие, осуждает. Таким образом, прежде чем Бог прощает или осуждает, Он решает смирить человека или ожесточить его.
И Моисей, и фараон были убийцами и грешниками. Но Бог смирил и пожалел Моисея и возвысил и ожесточил фараона. Через одного убийцу Бог решает избавить народ израильский от рабства, через другого – открывает Свою силу. Их участь зависела не от нравственного превосходства одного над другим, а исключительно от Божьего выбора.
Однако в понимании ожесточения нам следует быть осторожными. Бог не делает насильно сердце человека злым и упрямым. Наше сердце уже является таковым: «Сердце сыновей человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их» (Еккл. 9:3). Бог же имеет власть сдерживать в нас греховные порывы. Через Писание, церковь, мораль, государство Он ограничивает проявление зла в нашей жизни. Другими словами, Бог не дает нам развратиться окончательно. Если бы мы были предоставлены сами себе, то пришли бы к полному ожесточению. Павел напоминает слова пророка: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы как Содом и были бы подобны Гоморре» (Рим. 9:29). Поэтому, когда Бог ожесточает, это значит, что Он прекращает Свою сдерживающую работу в жизни человека. И мы на всей скорости движемся туда, куда сами страстно желаем. Мы сами виновны в своем ожесточении.
Мало того, и смирение, и ожесточение служат Божьим целям. Апостол вспоминает историю фараона, где Бог говорит ему: «Я и поставил тебя, чтобы показать над тобой силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле» (Рим. 9:17). Сопротивление фараона должно было выявить Божью силу, с которой израильский народ вышел из Египта. В результате чего имя Бога Всемогущего стало известно всей земле. Ожесточение фараона прославило Бога. Ни милость, ни осуждение сами по себе не являются конечной целью человеческих судеб. Бог делает людей упрямыми или смиряет их, чтобы явить Свою славу! Именно Божья слава является двигателем Божьих планов.
Теперь рассмотрим второй отрывок, который отвечает на следующий вопрос: когда Бог принимает решение миловать? «Но так было и с Ревеккой, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (чтобы изволение Божье в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: „Больший будет в порабощении у меньшего“, как и написано: „Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел“. Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак» (Рим. 9:10–14).
История с рождением братьев служит лишь иллюстрацией к истине о том, как люди становятся потомками Авраама, то есть обретают милость у Бога. Об этом Павел говорит чуть раньше, в Послании Римлянам 9:7–9. Павел выдвигает и объясняет следующий тезис: «Не плотские дети суть дети Божьи, но дети обетования признаются за семя» (Рим. 9:8). Другими словами, апостол доказывает, что человек может обрести милость только на основании Божьего обещания или, точнее, Божьего решения. Именно это произошло с братьями Иаковом и Исавом.
Как мы видим, выбор Бога осуществился еще до рождения братьев. Они не успели совершить ничего доброго или плохого. Они еще не согрешили и, конечно, не попросили Бога о милости. Бог не занимался сравнением, не взвешивал их. И как не всем физическим детям Авраама положено унаследовать обещание принадлежности к Божьему народу физически, а лишь детям Исаака, точно так же не все дети Авраама через Исаака принадлежат к Божьему народу в духовном смысле. И как Бог избрал для благословения Иакова, таким же образом Он избирает для милости человека. Павел пишет верующим, что Бог «избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1:4).
В истории с братьями Божье избрание было продиктовано только Божьим желанием. Выбор совершенно не зависел от того, какой характер они развили бы в себе или какие дела свершили бы в будущем. Слова «не от дел» (Рим. 9:12) ясно указывают на то, что Бог исключает любую возможность оправдания по делам. Добрые это дела или греховные, Бог не принимает никакие из них в расчет. Только в таком контексте и может быть проявлена Божья милость. Если бы милость основывалась на делах братьев, то было бы уже не прощение, а награда за лучший результат. Павел пишет об этом: «Но если по благодати, то не по делам, иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать» (Рим. 11:6). Там, где человек пытается заслужить милость, там же он ее и лишается. И когда Бог решает, кому дать Свою благодать прощения, Его не интересует ни количество грехов, ни количество добрых дел, совершенных человеком.
И еще одно наблюдение по данному тексту. Бог не просто предпочел одного другому. Он расположил Свое сердце совершенно по-разному к каждому из них. Бог так и заявляет: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим. 9:13). На свет появились два ребенка, но Бог избирает одного для Своей особой любви. Конечно, Бог любил и благословлял и Исава. Он дал ему хорошую землю, много имущества, наследников. По земным меркам Бог дал Исаву больше, чем Иакову. Можно сказать, что Бог любил Исава любовью земных даров. Но любить вечно и помиловать для вечности Бог решил Иакова. «Издали явился мне Господь и сказал: „Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение“» (Иер. 31:3).
В то же время стоит заметить, что Божье предсказание о том, что Исав будет служить Иакову, в прямом смысле исполнилось только в их потомках. Книга Бытие не упоминает о ненависти Бога лично к Исаву. Значит, заявление пророка Малахии, что Бог возненавидел Исава (Мал. 1:2–3, записано через полторы тысячи лет после смерти Исава), скорее указывает на ненависть в отношении потомков Исава как идолопоклонников. Точно так же любовь Бога к Иакову относится в целом и к потомкам Иакова. Итак, мы видим, что через двух братьев произошли два народа. Бог избрал один народ для благословения, другой – для осуждения. Через пример двух братьев Павел показывает, что от одного человека (Исаака) Бог изберет себе людей (остаток) для спасения, а остальные пребудут в неверии и, следовательно, не обретут духовные обещания. \
Когда Павел излагал эту непростую тему, он ожидал обвинений в адрес Бога. Он завершает этот отрывок так: «Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак» (Рим. 9:14). Да, говорит апостол, вам может показаться, что Бог неправ в подобных решениях. Но разве совершенный Бог может оказаться несправедливым или нечестным? И сразу дает ответ: никак не может! И чтобы объяснить почему, Павел продолжает приводить новые аргументы.
Мы переходим к третьему блоку, который начинается с двух острых вопросов скептика: «Ты скажешь мне: „За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?“ А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: „Зачем ты меня так сделал?“ Не властен ли горшечник над глиной, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой – для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, чтобы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (Рим. 9:19–23).
Невидимый оппонент спрашивает: «Если Бог ожесточает сердце человека, то насколько правомочно потом обвинять этого человека в грехе?» Чуть выше мы уже рассмотрели, что ожесточение – это в первую очередь состояние души (природы) самого человека. Бог же решает сдержать этот процесс ожесточения или прекратить его, оказав милость. Именно в этом решении Бог совершенно свободен, говорит Павел. «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» Мы не можем указывать Богу, кого Ему миловать. Павел же призывает своего оппонента вспомнить, что мы – только творение.
А если мы творение, то все становится на свои места. Не творение определяет свою судьбу, а его создатель. Мы разные люди с разными желаниями, взглядами, судьбами и сердцами только потому, что так запланировал и решил Бог. Бог как Творец имеет на это полное право! Любой горшечник имеет право из своей глины сделать себе вазу для цветов и горшок для отходов. Из одного куска. И то и другое будет служить своему хозяину. И не потому, что одна глина лучше другой. Нет. А потому, что так решил хозяин. Мы глина, причем глина испорченная. И для нас это весьма смиряющая истина. Кем бы мы ни были, что бы из себя ни представляли, все мы служим Его целям – целям, о которых даже не догадываемся. Удивительным для нас должно быть уже то, что Бог вообще возжелал воспользоваться некоторыми кусками глины для Своих благих и вечных целей.
Но далее Павел решает приоткрыть завесу Божьих планов и дает более детальные пояснения. Он пишет: «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, чтобы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (Рим. 9:22–23). Теперь апостол говорит о двух типах сосудов: о сосудах гнева, которые приготовлены для погибели и о сосудах милосердия, которые Бог приготовил к вечной славе. Одни для наказания, другие для любви. Одни ожесточились, другие смирились. Одни осуждены, другие помилованы. Как видим, у Павла всегда только два варианта для судьбы человека.
В первую очередь отметим, каким образом апостол описывает действие ожесточения для сосудов гнева и смирения для сосудов милосердия. Греческое слово «готовые» апостол Павел употребляет в страдательном залоге. Этим он хочет сказать, что не Бог готовит сосуды гнева к погибели, но люди сами проявляют инициативу в своем ожесточении. То есть сам человек активно приготавливает себя к суду. Сосуды гнева сами ответственны за свое состояние. Глагол же «приготовил» Павел употребляет в действительном залоге. Это значит, что уже Бог производит действие. Он сокрушает, смиряет и приводит к покаянию очерствевшую душу грешника. Сосуды милосердия подвергаются воздействию Божьей благодати.
И опять на первый план выходит главная идея всего мироздания: явить, выявить, сделать очевидными для всех Божью славу и Божье могущество. Через Свои независимые решения Бог явит Свою славу во всем богатстве. Ее будет так много, что все творение непрерывно будет восхищаться Богом и в этом восхищении иметь наивысшую радость. Павел показывает нам три источника этой славы.
Первый источник – это слава в великом долготерпении Бога к сосудам гнева. Он щадит их изо дня в день, хотя, как написано, они давно готовы (созрели) для наказания. Но Бог терпит их. Он дает им дышать, любить, работать, строить, жениться, растить детей. В этом терпении и проявляется великая любовь Творца к Своему падшему творению.
Второй источник – это слава в спасении сосудов милосердия. Эти сосуды не лучше сосудов гнева. Все они сделаны из одной глины, все они нуждаются в очищении. Но Бог милостиво простил некоторых недостойных, очистил от греха и полностью оправдал. Это поистине великий дар тем, кто никогда сам не смог бы обрести вечную жизнь с Творцом.
Третий источник – это слава справедливого суда над сосудами гнева. Бог будет судить наш нечестивый мир. Он будет судить каждый грех, каждое слово и каждую мысль. По своему масштабу Божье наказание будет великим и ужасающим. Вечная погибель ожидает грешников в огненном озере. Бог будет судьей, который воздаст каждому по его делам.
Таким образом, апостол Павел замыкает тему о милосердии Бога самым главным утверждением: Бог будет прославлен во всем и тем более в деле независимого избрания людей к спасению. Он ясно доказал Свое право так поступать. Если все люди грешны и заслуживают кары, то, выбирая не прощать кого-либо из людей, Бог не допускает несправедливости. Если же Он проявляет милосердие в отношении одного из нас, то это незаслуженный дар человеку от Бога, который вправе даровать милость тому, кому хочет. Теперь, я думаю, многие читатели поймут, что верующие собираются в церкви не для того, чтобы заработать или отработать прощение, а чтобы прославлять Бога за этот чудесный дар. Они собираются, чтобы вместе едиными устами благодарить и петь Тому, кто милостиво подарил им вечность. Им, недостойным и негодным душам, есть за что превозносить своего Бога!
Здесь стоит заметить, что милость в данном тексте относится ко всей жизни человека. Это не разовая акция Бога в прощении одного, двух или некоторых больших грехов. Если Бог принял решение миловать, то Он прощает человеку все его прошлые, настоящие и будущие грехи. В Божьем избрании человек навсегда становится сосудом милосердия, сосудом, который уже неизбежно войдет в Божью славу и обретет вечную жизнь (Рим. 9:23).
И все же нам стоит сделать одно важное дополнение. Ведь мы так и не сказали, кого из нас помилует Бог. А ответ есть, и он очень простой. Бог дает Свое прощение только через Своего Сына! Тех, кого Бог хочет помиловать, Он приводит к вере в Иисуса Христа. Сам Иисус говорит об этом так: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:44). Почему же именно вера в Христа так необходима? Потому что прощение неразрывно связано с крестом, на котором был распят Иисус.
Прочтите внимательно следующие отрывки Писания: «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2 Кор. 5:19); «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий, верующий в Него, получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43); «Будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5:10); «В Котором мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1:7). Все эти стихи говорят, что наше примирение с Богом возможно лишь благодаря жертве Христа. Он пострадал за наш грех. Нельзя получить Божье прощение без веры в Него.
Иисус есть тот краеугольный камень, который определяет подлинность нашей просьбы о милости. Он выявляет, насколько наше сокрушение в грехе правдиво. Настоящего и полного Божьего прощения ищет тот, кому больше не на что надеяться. Чья душа обессилела от жизни в нечистой совести. Кто уже разочаровался в своих попытках жить праведно. Кто осознал себя виновным, заслуживающим самое суровое наказание. Именно за этих несчастных Христос и пришел пролить Свою кровь. Он так и говорит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). И Бог дает покаяние этим сокрушенным сердцам, чтобы затем простить их. Иисус ясно показал, что вначале Бог избирает человека и только потом человек выбирает Бога. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16). То есть Бог посылает человеку сокрушение сердца, а затем человек возносит мольбу о прощении. Здесь мы видим, как действуют две воли: одна – подающая, другая – принимающая. Таким образом, всех, кого Бог избрал к спасению, Он обязательно приводит к покаянию и вере. К состоянию, в котором мы, подобно детям, ищем убежища и защиты. К состоянию смирённого сердца, способного вверить себя в руки Искупителя. Так было во все времена. Все, кто был избран, обращались к Христу. «Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13:48). Все, кто предназначен Богом к прощению, обретают спасительную веру.
Итак, друзья, мы завершаем наше исследование. Думаю, что теперь нам стоит кратко изложить те выводы, к которым мы пришли.
1. Все мы находимся в положении непослушания, а следовательно, все нуждаемся в милости Бога, чтобы получить прощение грехов.
2. Никто из нас не заслуживает и не может заслужить милость Бога. Никто не может подвигнуть или склонить Бога к решению простить.
3. Бог самостоятельно принимает решение простить грешника еще до его рождения, без учета того, что хорошее или худое тот совершит в будущем.
4. Тех, кого Бог решил простить, Он, используя Свое провидение, смиряет и приводит к покаянию и вере в Христа, верой в которого они получают прощение.
5. Когда Бог ожесточает человека, это значит, что Он отнимает Свою сдерживающую силу и человек развращается по своим собственным страстям и порокам.
6. Бог получит великую славу от милосердия над грешниками, судом над грешниками и долготерпением над сосудами гнева.
7. Проявляя Свое милосердие, Бог прощает человеку все грехи: прошлые, настоящие и будущие. Сосуды милосердия неизбежно войдут в Божью славу.
8. Верующие собираются в церкви не для того, чтобы отрабатывать или зарабатывать прощение, а чтобы благодарить и славить своего Бога за великий дар прощения!
Жан Федоренко