Личность Христа привлекает и одновременно настораживает нас. Он другой, не такой как мы. Когда Он призывает любить, делать добро и избегать греха, мы не возражаем. Когда же ожидает от нас посвящения, замены наших земных целей небесными, то здесь многие уважительно отклоняют Его притязания. Не по всем пунктам Его учения мы готовы соглашаться. Мы верим избирательно, сдержанно. Верим в Христа, который не стесняет и не требует жертв. Но возникает вопрос: угодна ли Богу такая фрагментарная вера?
Когда мы говорим о любви, то скорее имеем ввиду посвящение любимым: супругу, детям, друзьям. Отдавая себя, мы с радостью жертвуем своими интересами, временем и силами для их блага. Посвящение любви всегда действенно, активно и заметно. Так вот, христианство – это посвящение себя Христу! Оно есть сердцевина ответа истинной веры. Без него любая наша религиозная успеваемость в Божьих глазах равна нулю. Именно посвящение является уникальным признаком и условием неподдельного христианства. В 14 главе евангелия от Луки (с 25 по 35 стихи), Иисус дает его определение, и в качестве иллюстрации приводит три небольшие притчи. Давайте начнем именно с них.
1. Притча о строителе башни.
«Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» Лк.14:28-30. Урок притчи очевиден: прежде чем строить, надо убедиться в наличии ресурсов. Можно напрасно потратить силы и не достичь цели. Иисус говорит, что христианство, как проект по спасению души, требует точного расчета. Если вы действительно хотите обрести вечную жизнь, узнайте в деталях, как это сделать. Узнайте наверняка! Поверхностная осведомленность — вот наш враг. Даже считая себя христианами и посвятив свою жизнь традиционной религиозности, мы можем потерпеть крах. И печально то, что многие идут этим путем. Иисус предупреждает нас о такой опасности: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» Мф.7:21-23. Иисус открывает будущее реальных людей. Эти «верующие» хотели построить башню, желали обрести спасение, верили и молились, повторяя: «Господи! Господи!», но в итоге они не смогли построить храм истинной веры. Бог отверг их. Их беда в их близорукости, поспешности и невнимательности. Они так и не потратили время, чтобы вычислить издержки, и узнать точно, чего же Бог ожидает от них!
2. Притча о двух воюющих царях.
«Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так, всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» Лк.14:31-33. Иисус сравнивает каждого из нас с царем, идущим на войну, который в итоге встретится с сильнейшим Царем, т.е. со своим Творцом. Конечно, никто из нас не настроен воевать с Ним. Но суть сравнения не в этом. Иисус говорит, что на «нас идет Царь» с превосходящими силами. Он воюет с нами, и не планирует уклоняться от сражения! Встреча царей неизбежна. А это означает, что в духовной реальности между нами и Богом нет мира. Святой Бог воюет с каждым грешником, которыми все мы являемся. Для нашего спасения остается только один вариант – «просить о мире», условия которого устанавливает Сильная сторона. Торг с Богом невозможен. И непринятие Его условий для нас означает поражение и разгром. Притчу же Иисус завершает, излагая условия мирного договора: «всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» Лк.14:31-33. Мир с Богом, присоединение к Его Царству и право называться христианином обретает тот, кто преодолел все свои земные привязанности. На иных условиях мир с Богом не приемлем. Чуть ниже Иисус уточнит, что означает отрешиться от всего. Здесь же Он побуждает нас «сложить оружие» до момента сражения. Ведь когда мы предстанем на суд, времени на примирение уже не будет, там лишь прозвучит обвинительный приговор.
3. Притча о несоленой соли.
«Соль – добрая вещь; но, если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит» Лк.14:34-35. В похожем тексте у Матфея Иисус говорит Своим ученикам: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» Мф.5:13. Другими словами, быть христианином – очень хорошо, как хороша сама соль. Соль сохраняет от порчи продукты, она же придает пище вкус. Никто из нас даже и не подумает хранить дома несоленую соль, тем более ее использовать. Нам не нужна несоленая соль. Так и Богу не нужен христианин без посвященности Христу. Причем, безвкусную соль невозможно исправить. Иисус задает риторический вопрос: чем исправить ее? Ничем. Христианина, не живущего для своего Спасителя невозможно исправлять и совершенствовать. Для этого нет ни средств, ни инструментов. Если Христос не завладел сердцем этого человека, то никакая религия и никакая церковь не сделает его пригодным для Божьего Царства – «вон выбрасывают ее». Помимо этого, Христос отказывается собирать в Свое Царство и людей с раздвоенным сердцем. Ибо, по Его словам, никто из нас не способен равно и с любовью посвятить себя служению двум господам: «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» Мф.6:24.
Итак, Иисус рассказал три притчи. О необходимости точного знания условий следования за Ним; о принятии Его условий для спасения; и о том, что настоящего христианина отличает посвященность. А теперь обратимся к последнему блоку нашего текста, где Иисус дает характеристику посвящения. Собственно, с него и начинается учение на эту тему. Вот что Он говорит, когда видит толпы легкомысленно идущих за Ним: «С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» Лук.14:25-27.
Иисус был востребован. Он умело решал насущные проблемы: учил, кормил и исцелял приходящих к Нему. Рядом с таким покровителем люди чувствовали себя надежно. И вот, совершенно неожиданно, Он решает духовно просеять своих попутчиков. Он дает понять, что истинное христианство изменяет людей неизбежно и кардинально. Но чтобы верно понять слова Иисуса о «ненависти к близким» и «несении своего креста», нам стоит обратиться к подобным Его изречениям у Матфея: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» Мф.10:37-39.
«О ненависти к близким». Любовь всегда расставляет приоритеты. Не всех мы любим с равным вниманием и заботой. Иисус ожидает, что наша преданность и любовь к Нему превзойдет все наши земные привязанности. Сила любви определяется оценкой значимости человека в нашей жизни. Тот, кто дарит нам радость общения, ценит нас и любит, тому мы отдаем пальму первенства. Мы стремимся ответить взаимностью. Но кто из людей способен конкурировать с Христом? Он — Творец, дающий нам все. Он — Господь, правящий этим миром. Он — Спаситель, отдавший за нас жизнь на кресте и избавивший нас от вечного ада. Поставить Его даже на второе место, означает впасть в идолопоклонство. Главное место в нашем сердце может принадлежать только Божьему Сыну.
«О несении своего креста». Иисус вовсе не имел в виду невзгоды и трудности нашей повседневной жизни. Слыша о кресте, каждый еврей сразу понимал, что речь идет о страшной смерти через распятие, и не меньше. Но смерть была лишь одним из возможных вариантов цены ученичества. Цель следования — не смерть, а участие в деле Христа. «Потерять душу ради Него» означало: каждый день трудиться с Ним для распространения и победы Его учения. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» Мк.8:35. В любом случае, жизнь или смерть, от ученика ожидается отказ от собственных планов на жизнь: «отрешиться от всего что имеешь».
В итоге Иисус назвал две составляющих христианского посвящения: преобладающая любовь к Нему и отдача своей жизни в Его распоряжение. Согласитесь, эти ожидания весьма велики. Кто из нас способен к такому посвящению? Но Иисус дает ответ и на этот вопрос: «кто имеет уши слышать, да слышит» Лк.14:35. Другими словами, кто обретет духовный слух, тот будет способен принести и духовные жертвы. Кому открыта истина, тот услышит весть об искуплении. Кто создан для вечного Царства, тот ответит на призыв своего Царя. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» Ин.10:27.
Итак, можно ли быть умеренным христианином? Фрагментарно верить, не обременительно жертвовать, сдержано любить? Увы! Бог не приемлет такое поклонение. Ему не нужна несоленая соль! И как мы естественно ожидаем от соли солености, так и Христос ожидает от своих учеников посвящения. Поэтому быть христианином — это стать на путь преданного служения Своему Спасителю. И если мы еще этого не сделали, то очевидно одно – нам пока не открылась истина, нас не трогает великая жертва креста, мы все еще не верим, мы все еще далеки от спасающего душу христианства.
И еще одна важная деталь. История Церкви изобилует примерами людей, отдавших себя делу Христа. Но не стоит думать, что именно этим они впечатлили Бога и обрели Его благоволение. Посвящение — это не цена нашего спасения, мы ни в коем случае не покупаем его подвигом нашего служения. Посвящение — это цена, которую готова уплатить наша любовь к Господу в желании угодить Ему. Это ответ любви на любовь. Своего рода тест на истинность нашей веры. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» 1Ин.4:8. Одновременно, посвящение — это не профессиональное и безупречное служение. Никто из живущих на земле не способен к совершенной отдаче. Так смог прожить только Божий Сын. Никто не ожидает от первоклассника освоить программу десятого класса. Так и от нас требуется не максимальная успеваемость, а искреннее прилежание и самоотдача. Мы призваны сесть за парты духовного обучения в школе Христа. Бог ожидает от нас прилежной учебы у ног Своего горячо любимого Сына.
И в конце, три ключевых практических вопроса по теме:
Любите ли вы Иисуса Христа? Проверить не сложно. Любовь всегда начинается с созерцания и отношений. Нельзя полюбить того, на кого не смотришь или кого не слышишь. Смотрите ли вы на Христа? Слушаете ли Его? Читаете ли вы Библию? Молитесь ли вы? Задаете ли Ему вопросы? Рассуждаете ли вместе с Ним? Получаете ли ответы от Него? Если ваш ответ «да», то вы любите Христа! Любовь неизбежно устремляется в общество возлюбленного. Любовь желает наслаждаться голосом друга. Любовь желает узнавать своего спутника все больше и больше. И уклониться от такой любви невозможно.
Отдаете ли вы себя своему Спасителю? Те, кто любят, идут по жизни одной дорогой. Супруга идет за мужем, дети за своими родителями, ученики за наставниками. Они вместе трудятся, радуются, печалятся. Разделяете ли вы одно бремя со своим Учителем? Заходите ли к Нему в Дом? Посещайте ли Его Церковь? Трудитесь ли рука об руку с другими верующими для пользы Его дела? Если ваш ответ «да», то вы посвятили себя Своему Господу. Да и все, кто не формально участвует в жизни Церкви, неся благую весть о спасении во Христе, стали настоящими Его последователями.
Понимаете, ли вы Евангелие? Полюбить Христа и отдать себя Ему нельзя, если мы не осознали, что спасти нас от Божьего гнева может только Он. «Будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» Рим.5:9. Только Его труд может защитить и оправдать нас на суде. Нас ожидают муки вечного ада, но Иисус, возлюбив нас до смерти, пошел на крест, чтобы взять наше наказание. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» 1Пет.3:18. Бог принимает нас только благодаря Его заместительной жертве. Он выкупил нас у смерти, заплатив Собой. И если мы верим Ему, то «имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» Еф.1:7. Мы прощены и приняты Богом только через Христа. «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» Дн.10:43. И если вы верите в это не только умом, но и сердцем, то, конечно же, сможете ответить любовью на любовь.
Федоренко Жан