«Крещены ли вы Духом?» Разве вам не задавали этот вопрос на улице или на страницах интернета? Нет? Значит еще обязательно зададут! Что вы ответите?
Многие члены евангельских церквей, включая пастырей, имеют неясность и некоторое смущение в ответе на подобные вопросы. Возможной причиной тому служит страх вступать на взрывоопасную территорию, где столько много толков, шума и злоупотреблений. Однако, если кто-то злоупотребляет разговорами на тему о крещении Святым Духом, это не причина отказываться от ее библейского осмысления вовсе. Вот, несколько причин для разговора о крещении Святым Духом.
Учение о крещении Святым Духом как вторичном благословении верующих является ключевой доктриной церквей пятидесятническо-харизматического направления. Это некий «входной билет» в данный вид христианства. Даже вопросы о дарах Духа, такие как иные языки или пророчества, являются следствием этого учения и понимаются ими как знамения или свидетельства крещения Святым Духом. Следовательно, именно знание или, напротив, незнание этого вопроса является определенной развилкой, где человек принимает решение, по какому пути евангельского христианства он будет следовать (во всяком случае на богословском уровне).
В понимании этой темы особенно нуждается современное поколение верующих. И вот почему. Прежнее поколение верующих в той или иной степени получило необходимые библейские знания для обсуждения вопросов о Духе Святом и определения своей богословской позиции. Возможно, не все помнят доктринальные детали, но они закреплены в богословской традиции верующих. Прежнее поколение верующих было вынуждено проводить библейские исследования по данному вопросу в связи с тем, что перед их глазами набирало силу харизматическое движение, которое делало большой упор на вторичном благословении верующих. Но современное поколение верующих нуждается в правильном понимании данного учения не меньше, если не сказать больше.
Во-первых, влияние харизматического богословия в настоящее время гораздо шире и глубже. Ни для кого не секрет, что христианские СМИ в большей степени являются рупором харизматических церквей. Я сталкивался с тем, что многие члены баптистских церквей буквально «висят» на программах одного известного пятидесятнического проповедника и даже проводят коллективные просмотры во время своих собраний. Несмотря на многие положительные моменты служения этого проповедника, он открыто исповедует свои пневматологические взгляды, идущие вразрез с учением традиционных евангельских церквей.
Во-вторых, и это мое личное мнение, сегодня ослаблен духовный иммунитет верующих. Чрезмерная нацеленность на практичность вытесняет богословский интерес, библейские знания становятся фрагментарными и просто «жиденькими». Объективное уступает главенство субъективному, доктринальное — чувственному, важность личного опыта становится выше библейского учения. Все это является «благоприятной» почвой для принятия небиблейских идей и опыта.
В-третьих, межцерковные контакты, особенно между молодыми людьми, сегодня намного интенсивнее. Эта взаимная интеграция не всегда в пользу традиционных евангельских церквей, поскольку именно носители харизматического богословия хотят добавить к их «неполной» вере что-то большее и впечатляющее. Если вы изучите историю пятидесятнического и харизматического движений, вы увидите интересный факт. Наибольшую силу и охват пятидесятническое движение получило тогда, когда вышло за пределы своей деноминации и стремительно проникло во все существующие евангельские (и не только) деноминации[1].
Здесь стоит добавить о причине такой быстрой уступчивости харизматическим идеям со стороны традиционных евангельских церквей. Заботой этого нового для христианства движения было искреннее стремление обновить духовную жизнь внутри церкви, что в некоторых случаях было действительно необходимо. Духовный застой, холодная ортодоксия и просто обмирщение беспокоило многих верующих, находящихся в подобных церквях. Они жаждали как личного, так и церковного обновления[2]. Пионеры неоевангельского движения предложили им на первый взгляд хорошую идею – возвращение к опыту первых христиан, в частности, их сверхъестественному опыту переживания и присутствия Святого Духа. Жизнь и служение первой церкви всегда является для нас эталоном, по которому мы должны сверять свою жизнь и служение. Однако, насколько буквальное копирование их сверхъестественного опыта является оправданным и, вообще, возможным?
Название доклада «Крещение Святым Духом. Библейский взгляд». Под последним имеется в виду не столько претензия на то, что данный взгляд является единственно верным (хотя он и написан с высокой степенью убежденности), но скорее метод нашего исследования – изучение библейских текстов, относящихся к вопросу о крещении Святым Духом. Мы не будем изучать историю появления и развития этого взгляда. Притом, что это достаточно емкий процесс, поскольку как я уже говорил, пятидесятнический опыт после того, как он проник во все евангельские движения, стал осмысливаться в рамках богословия каждой отдельной деноминации. Например, в Беларуси есть пятидесятники-единственники, которые не верят в эксклюзивную личностность Святого Духа, но в тоже время верят в крещение Святого Духа по типу «классического» пятидесятнического взгляда. Самый верный путь, как в этом, так и в других богословских и практических вопросах, — исследовать прежде всего Писание.
Перед тем как мы приступим к этому исследованию, я хотел бы дать общее направление в изучении темы о Святом Духе. Мне кажется, одно из проблем в пятидесятническом богословии – это смещение акцентов с христоцентричности на духоцентричность. Я ни в коем случае не противопоставляю личности Святой Троицы, но утверждаю библейские акценты в их представлении и служении. Очень часто мы говорим, что мало изучаем личность Святого Духа. Иногда это справедливое замечание, но часто мы это произносим с оглядкой на постоянные разговоры пятидесятников и харизматов о Святом Духе. Они, мол, знают многое о Святом Духе, а мы только капельку. Но если, к слову говоря, католики много говорят о Петре или Марии, это не означает что они их лучше понимают.
Давайте прочитаем основополагающие тексты Писания о личности и миссии Святого Духа. Основополагающими их делает Тот, кто их произносит – Христос.
«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан.15:26).
«и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; … Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан.16:8-14).
Обратите внимание, на Кого нацелено внимание Духа? На Христа! Это очевидно! Мы видим, что Сам Дух христоцентричен и именно потому в Послании к Римлянам о Нем сказано, как о Духе Христа (Рим 8:9).
Многие исследователи книги Деяний апостолов справедливо называют ее Деяниями Святого Духа. Возможно, в истории христианства нет другой такой эпохи, которая бы столь обильно была наполнена Святым Духом. Но при этом давайте вспомним о Ком постоянно говорили и проповедовали апостолы? О Христе и непрестанно Христе! Петр, Стефан, Филипп, Павел, возможно, проповедовали отлично друг от друга. Но что объединяло их проповеди, вдохновляемые Святым Духом? – Христос! Хотите радовать Святого Духа, хотите исполняться Им? Говорите о Христе и живите для Христа.
Пятидесятники и харизматы, говоря о крещении Святым Духом, учат молиться Духу, прося Его крестить их. Но в Библии мы вообще не находим молитв, направленных к Духу Святому (притом как описательного, так и предписывающего характера). Возможно, в этом нет ничего крамольного, однако для этого нет библейского повеления. Святой Дух не живет вне верующего человека, но пребывает в нем в полноте Своей Божественной личности. Теологически правильно понимать молитву так: мы молимся в Духе Святом во имя (через или благодаря) Христа к Небесному Отцу.
Теперь мы посмотрим на ключевые тексты Писания по вопросу о крещении Святым Духом.
Предсказание крещения Духом Иоанном Крестителем
«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф 3:11, см. также Мр 1:8, Лук 3:16).
Иоанн крестил людей, чтобы приготовить путь Господу. Служение Идущего за ним, по словам Иоанна, будет более превосходным. Иоанн Креститель говорит об этом превосходстве в форме аналогии, сравнивая то крещение, которое совершает он, с тем крещением, которое будет совершать Христос. Это сравнение хорошо видно у Марка, который в свойственной ему манере выражает мысли кратко и компактно: «я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мар.1:8).
В чем суть этой аналогии? В своем служении Иоанн был крестителем, а вода – сферой крещения. Подобно этому, но более в превосходной степени, Крестителем выступает Сам Господь, а Дух – сферой крещения. Как в этом тексте, так и во всех других, говорящих о крещении Святым Духом, это словосочетание в греческом тексте разделяется предлогом «en» или «в». Т.е. буквально оно звучит как «крещение в Духе Святом». Я не думаю, что следует читать текст Библии в таком варианте, но, когда речь идет о богословских понятиях, это уточнение имеет значение. Оно заключается в следующем: Нас крестит не Дух Святой, но Христос Духом Святым (или в Духе Святом). Христос выступает и инициатором и исполнителем этого процесса. Крещение Святым Духом — это труд Христа, совершаемый в жизни тех, которых спасает Христос. Невозможно принять Духа Святого без Христа. Но и невозможно принять Христа без Духа. Позже Павел скажет об этом так:
«Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9).
Заметьте снова. В одном стихе Дух Божий и Дух Христов используются как синонимы. Дух Святой потому назван Духом Христовым, что не отделим от Христа. Второе уточнение относится ко второй части этого стиха: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Другими словами, мы не можем быть христианами без присутствия Духа Святого в нас. Если кто-то говорит, что он имеет Христа, но еще не принял Святого Духа, он буквально свидетельствует о своем не возрождённом состоянии.
Следует сделать еще одно важное пояснение относительно текста Мф 3:11. Иоанн Креститель свидетельствует о том, что Христос будет крестить Духом Святым и огнем. Очень часто эти слова используют представители харизматичекого богословия как обоснование для учения о крещении огнем как неком особом огненном проявлении Духа в жизни тех, кого Он крестит. Другими словами, они говорят о крещении Духом и огнем как об одном крещении по отношению к одной личности. Однако, даже в самом тексте 3-й главы Ев. от Матфея огонь используется как образ Божьего суда.
«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3:10-12).
Позже Христос будет говорить о крещении огнем в отношении Своих предстоящих страданий на кресте:
«Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» (Матф.20:22).
Можно восторженно сказать так. Благодаря тому, что огонь Божьего суда и Его гнева снизошел на Христа, на нас, принявших жертву Христа, снисходит Дух Святой как Дух Божьей благости и милости.
И действительно, после Своих страданий и воскресения, накануне Дня Пятидесятницы, Иисус возвестит ученикам о предстоящем крещении Духом, и здесь нет добавления – «огнем»:
«ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян.1:5).
Тот огонь, который мы видим в День Пятидесятницы (Деян 2), был, мы читаем, «как бы огонь», то есть подобен огню и скорее являлся символом Божьего присутствия на каждом верующем в отдельности (подобно тому, как Бог явил Свое присутствие в огне горящего куста Моисею).
Следовательно, крещение Духом и крещение огнем по сути является разными крещениями, хотя и совершаются одним Христом. Первое относится к возрождению, второе – к осуждению. Другими словами, крестятся рано или поздно все. Вопрос только в том, каким крещением? Молитвы прошения о крещении огнем выглядят в этом смысле как просьба об осуждении.
Деяния апостолов
Следующие тексты нашего исследования находятся в книге Деяния апостолов, излюбленной книге пятидесятников и харизматов для обоснования их опыта. В отношении книги Деяния апостолов следует сказать несколько важных пояснений.
Во-первых, это историческая книга, и она описывает то, что было, и это «было» необязательно является предписанием для нас сегодня. Мы должны помнить один из ключевых принципов герменевтики – проводить отличие между описательным и предписательным, что в отношении толкования книги Деяния апостолов просто необходимо. Доктринальные тексты Посланий должны контролировать наше истолкование текстов описательного характера. Даже пятидесятники не ожидают, что крещение Духом будет происходить при порывах сверхъестественного ветра и языках пламени над головами верующих. Мы не ожидаем, что согрешивших будет поражать Бог, как это произошло в случае с Ананием и Сапфирой, а благовестники будут пользоваться не услугами Аэрофлота, а силой Духа, как это происходило в случае с Филиппом.
Во-вторых, книга Деяний является своего рода переходом между Ветхим и Новым заветами. Для этого перехода потребовалось время, определенные условия и знамения. Например, единение евреев и язычников стало реальностью с момента воскресения Христа, однако понадобилось немало времени усилий, чтобы то, что было де-юре стало де-факто. Те эпизоды, которые мы будем сейчас исследовать, были уникальными, притом не только в истории церкви, но и в самой книге Деяний. Они были знамениями начала нового периода в деле Божьего домостроительства.
Итак, посмотрим на центральное событие крещения Святым Духом, произошедшее в День Пятидесятницы:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:1-4).
Хотя в самом тексте, описывающим события Дня Пятидесятницы, нет слова «крещение», Христос ранее говорил о нем, как о крещении Святым Духом[3]:
«ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян.1:5).
Прежде стоит отметить, что речь идет об уникальном опыте первых последователей Христа. Апостолы никогда и никого не учили, что их опыт принятия Духа после обращения в сопровождении особых знамений (языки пламени и иностранные языки) является нормативным, то есть обязательным для всех. Напротив, когда первые слушатели вести Петра в День Пятидесятницы уверовали и покаялись, они тотчас же получили дар Святого Духа.
Мы можем задаться вопросом: почему последователи Христа не были крещены Духом раньше? Учитывая слова Иисуса в Ин 15:26, еще не произошли события, которые бы позволили вознесенному и прославленному Христу послать Духа. Другими словами, приходу Святого Духа должны были предшествовать ключевые события Евангелия – смерть и воскресение Христа, а также Его вознесение, чтобы Христу как Победителю занять место по правую руку небесного Отца и стать нашим Ходатаем или Посредником. Сорок дней между Голгофой и Пятидесятницей понадобилось последователям Иисуса, чтобы удостовериться в Его воскресении, а главное, понять искупительный смысл смерти и воскресения Христа. После Его вознесения через неделю и произошла Пятидесятница. По своему обетованию Иисус послал ученикам Духа.
Другими словами, крещение Святым Духом имеет связь не только с личностью Христа, о чем мы говорили ранее на основании пророчества Иоанна Крестителя, но и с Его искупительным делом. Это и есть Евангелие. Понимание и принятие Евангелия – главное и единственное условие для крещения Святым Духом.
Я снова могу задать вопрос «Крещены ли вы Духом»? Ваш ответ должен быть таким: «Да, я крещен Духом, поскольку я принял Христа и Его жертву за мои грехи»!
В этой связи мы можем объяснить причину крещения Святым Духом верующих в Ефесе.
«Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати» (Деян.19:1-7).
Мы видим, что к моменту встречи с Павлом, безымянные ученики из Ефеса уже были верующими, однако, они не только не приняли Святого Духа, но даже и не слышали о Нем. Почему? Ответ находим в самом тексте. Они знали только крещение Иоанново. Хотя это было верное учение предтечи Христа, оно не было полным. Следовательно, ученики должны были услышать и принять Евангелие в его завершенном виде. Именно об этом и рассказал им Павел, после чего они были крещены и водою во имя Христа и крещены Духом, где первое стало внешним проявлением второго. Итак, крещение Духом Святым есть результат веры в Евангелие.
Заметьте, что крестились Духом все, кто услышал и принял Евангелие от Павла. В этой связи давайте снова возвратимся ко второй главе Деяний.
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян.2:1).
«И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:4).
Крещены были все находящиеся в доме, куда снизошел Дух Святой. Нет ни одного случая в Писании о том, что одни верующие были крещены Духом, а другие нет. Ведь именно об этом говорят постоянно представителя пятидесятнического богословия, разделяя таким образом верующих на две касты: просто верующих и «особо верующих», крещенных Духом.
Напротив, уже в этой главе к концу своей проповеди Петр обещает всем поверившим в Евангелие дар Святого Духа, и таковых было три тысячи.
Такой же, можно сказать, универсальный характер крещения Духом произошел и в случаях с самарянами и Корнилием со всеми его домашними и друзьями: «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово» (Деян.10:44). Все эти люди были крещены Духом в момент обращения.
В этом отношении важно привести доктринальное учение Павла в 1 Коринфянам:
«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор.12:13).
Прошу отметить контекст этих стихов, в частности те многие духовные проблемы, которые наблюдались в жизни адресатов этого Послания. И тем не менее, о них всех (!) говорит Павел как о крещенных Святым Духом. Притом он говорит об этом в прошедшем времени, и можно смело утверждать, что этим моментом являлось принятие Христа.
Нет никакого вторичного благословения (второй ступени) для особой духовной группы верующих, как это утверждают пятидесятники и харизматы. Они говорят: «Если вы не крещены Духом у вас есть духовные проблемы, есть грех и т.п.». Однако, мы видим в коринфской церкви крещенных Духом верующих, имевших духовные проблемы.
Но у слова «все» есть и другое важное значение. Дух Святой пришел не только к каждому верующему в отдельности, но верующим, находящимся в единстве между собой. Поэтому в Деян 2:1 сказано «все они были единодушно вместе». Завершением этого эпизода стало рождение Церкви как нового сообщества верующих. Сошествие Духа и Рождение Церкви – это не совпадение событий. Это одно событие, где первое стало инициатором второго.
Давайте снова обратимся к Первому посланию к Коринфянам.
«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12:13).
Тело – это Церковь, членом или частью которой является каждый христианин. Процесс приобщения к церкви как духовному Телу Христа — это и есть крещение Святым Духом.
Отсюда несложно составить несколько логических задач.
Если человек не крещен Святым Духом, значит, он не находится в Теле Христа, и значит, он неверующий.
И наоборот. Если человек принимает Христа, Он помещает его в Свое Тело, то есть в Церковь, — посредством крещения в Святом Духе.
Крещение Святым Духом, в отличие от исполнения Святым Духом, не является плодом наших усилий. Это труд Христа в сердцах уверовавших, который создает их духовное единство между собой в одном Теле. Крещение Духом относится к нашему спасению, а не освящению (в отличие от исполнения Духом). Верующие в Коринфе, как мы помним, не совсем хорошо относились друг ко другу. Другими словами, у них были проблемы с духовной жизнью освящения. Но тем не менее, они были членами одного Тела, братьями и сестрами друг другу. И это не их заслуга, а заслуга Христа и Его Духа. Верующие в Коринфе должны были (как и мы сегодня) исполняться Духом, т.е. отдать себя в подчинение Духу, чтобы их реальная жизнь соответствовала их положению во Христе.
Эти пояснения (см. выше) важны для понимания еще одного текста, который для пятидесятнического богословия является флагманом идеи крещения Духом как вторичного благословения. Это восьмая глава Деяний, в которой повествуется о крещении Духом самарян.
Как вы помните, после гонения на христиан, многие их них, включая Филиппа, бежали из Иудеи. Но не просто бежали, а ходили и благовествовали отдаленным краям Иудеи и Самарии. Где тебя не будут искать, так это в полуязыческой Самарии!
Благодаря проповеди Филиппа многие из самарян уверовали во Христа. Однако, как мы узнаем из последующих стихов, они были крещены только водою во имя Христа, но не Духом. Эту неполноту восполнили пришедшие из Иерусалима апостолы во главе с Петром. Через возложение их рук они получили Святого Духа.
«Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян.8:14-17).
Итак, в чем причина задержки крещения Духом?
Следует снова вспомнить одну из ключевых идей крещения Духом – крещение в Тело Христа/Церковь, а также извечную проблему отчуждения, которая была между иудеями и самарянами: «ибо иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин 4:9).
Иудеи презирали самарян за их смешение с языческими народами и их религиями. Иудеи не только не желали протянуть «полукровкам» руку общения, но даже не хотели пачкать свои ноги об их земли, и потому, чтобы не оскверниться, во время своих путешествий в Галилею и обратно, они огибали Самарию. Даже ученики унаследовали предубеждение к самарянам. Стоит только вспомнить эпизод с двумя из апостолов, Иоанном и Иаковом, и их желанием спалить огнем самарянское селение, которое отказалось принять Христа. Многие другие люди не принимали Христа, но почему-то эта «террористическая акция» пришла им в голову, когда они увидели самарян! Они даже нашли ей библейское основание в опыте Илии!
И вот теперь эти апостолы, спустя совсем небольшое время, слышат, что самаряне уверовали, а значит, они теперь их братья и сестры, одна Церковь?! Безусловно, они идут в Самарию, чтобы удостовериться в этом невероятном событии. Что же убедило апостолов признать их веру во Христа и принадлежность к Его Телу легитимной? Да, в опыте их обращения они увидели тоже, что произошло недавно с самими апостолами – крещение Духом с видимыми знамениями этого явления. Если хотите, это была «самарянская Пятидесятница», которая вторила «иудейской Пятидесятнице». По этой причине эта задержка была столь важна. Церковь иудеев и самарян едина! Подобной задержки больше никогда не происходило, поскольку все усвоили этот божественный урок.
Крещение Духом при посредничестве апостолов было важно и для самих самарян. Вместе с Духом через руки апостолов они приняли и авторитет апостолов, а значит, и новозаветные Писания, которые были ими вскоре написаны. Присутствие апостолов при рождении церкви в Иудее, Самарии и «краях земли», то есть на землях язычников, имело большое значение для единства Церкви, а также признания новозаветного учения, вышедшего из под пера апостолов.
Теперь несколько слов о видимых проявления крещения Духом. Ими были иностранные языки и пророчествование.
Они имели несколько значений, но в рамках данной темы мы говорим только о том значении, которое имеет отношение к крещению Духом. Все эти знамения служили свидетельством божественных событий и перемен. Они должны были стать очень убедительными. Говорение на бессмысленном языке никого не впечатлит, но говорение на языках других народов, которые ты раньше не знал, – это действительно сверхъестественное знамение, которое словно придает божественное одобрение происходящим событиям! Эти знамения демонстрируют следующее:
Во-первых, Дух действительно сошел на землю и поселился в сердцах верующих. Обетование Христа осуществилось!
Во-вторых, Бог принимает не только иудеев, но и самарян и язычников. Именно поэтому знамения, подтверждающие факт крещения Духом, были одинаковыми.
Посмотрите, как об этом говорит Петр на встрече с «инспекцией» из Иерусалима по факту ошеломительной новости — крещения римского сотника Корнилия и других язычников:
«Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря.» –
И далее, Петр пересказывает то, что с ним произошло в доме Симона Кожевника и затем Корнилия, затем продолжает —
«.. Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале (Заметьте – как и на нас вначале; по этой причине многие исследователи называют это событие «языческой Пятидесятницей»). Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым». Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян.11:1-18).
Видно, что иерусалимские верующие не были в восторге от новой дружбы с язычниками, но аргументы Бога оказались сильны. Бог видимым образом показал, что, как иудеи, так и язычники, крещены одним и тем же Святым Духом, а значит, равно стали частью Тела Христова.
И далее каждый человек, вплоть до сегодняшнего дня, принимающий Христа, возрождается к новой жизни через крещение Святым Духом.
«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит.3:4-6).
Выводы:
• Крещение Святым Духом совершается Христом через веру в Него и Его совершенный искупительный труд.
• Крещение Святым Духом, в отличие от исполнения Святым Духом, не является плодом наших усилий. Крещение Духом относится к нашему спасению, а не освящению. Крещение Святым Духом — это монергичное, а не синергичное событие.
• Библия не учит нас о крещении Святым Духом как вторичном благословении верующего человека.
• В Библии нет деления истинно возрожденных людей на крещенных Духом людей и не крещеных.
• Крещение Духом — это Божественный процесс, который приобщает нас к Телу Христа, Его Церкви.
Дополнительно
Как понимать слова Христа к ученикам «примите Духа», которые Он произнес до дня Пятидесятницы (Ин 20:22)?
Здесь преобладают два известных толкования:
• Иисус наделил учеников, оставшихся без своего Учителя, временной силой Духа до принятия полноты Духа в День Пятидесятницы.
• Это пророческие слова о будущих событиях в Иерусалиме на День Пятидесятницы. Произнеся их, Иисус возвестил о Своем праве как воскресшего Господа послать Духа в осуществление Своего обетования. Воскресший Христос совершил все необходимое для ниспослания Духа Святого в сердца уверовавших в Него. В таком же смысле можно понимать и предыдущие слова Христа: «Я посылаю вас…» (20:21), которые осуществились только спустя некоторое время.
В чем отличие крещения Духом от исполнения Духом?
Первое относится к спасению как один из его аспектов. Крещение Святым Духом подразумевает принятие Духа, Который находится в нас как залог нашего спасения и гарантирует его качество и сохранность.
Второе, исполнение Духом относится к качеству последующей духовной жизни, находящейся под контролем Святого Духа, а также к силе служения. Большинство текстов об исполнении Духом имели отношение к служению, а именно, наполнению его силой, как, например, в жизни Самого Господа во время начала Его служения.
Первое неизменно и безусловно, второе подвержено спадам и подъемам и обусловлено усердием человека (хотя и в этом случае оно зависит от действия Божьей благодати).
[1] Например, по некоторым данным 15% католиков в мире имеют харизматический опыт говорения на иных языках.
[2] Пасторы должны учитывать это известное в истории христианства явление и заботиться о качестве духовной жизни церкви, ведь как известно «свято место пусто не бывает».
[3] Петр также в ситуации с крещением в доме Корнилия, видя в нем опыт Пятидесятницы, относил и то и другое к пророчеству Иоанна о Христе и крещении Духом: (Деян.11:15,16) Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым».
Автор: Сергей Дрозд – пастор, академический декан Минской богословской семинарии.