В жизни мы часто сталкиваемся с трудными фактами и определениями. Одно явление может стать для нас сразу и плохой и хорошей новостью. Но неизбежно принимая одно, мы вынуждены соглашаться с другим. Сегодня я предлагаю нам посмотреть на крест, где был распят Иисус. Этот факт относиться именно к той категории событий, которые огорчают и одновременно дают надежду. Смерть на кресте сообщает нам и сладкую и горькую правду о наших отношениях с Богом. Каждый из нас понимает эту правду по-своему, как может или как хочет. Но при всем множестве идей давайте попробуем глубже узнать мнение Того, Кто задумал эту смерть.
Апостол Павел в пятой главе своего послания Церкви в Риме дает следующую оценку распятию: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» Рим.5:6-10.
Сразу отметим, что эта смерть есть доказательство Божьей любви. Бог решил именно так доказать нам свою любовь. К большому сожалению, мы вынуждены признать, что в наших отношениях с Богом нет взаимной симпатии. Апостол Павел пишет, что Бог признается в любви тем, кто этого совсем не ждет. «Будучи врагами, мы примирились с Богом». Признание адресовано враждебно настроенному человечеству. Мы были немощны, продолжает Павел, Христос умер за нечестивых, умер,когда мыбыли еще грешниками и врагами Богу. Четыре неприятных слова: немощные, нечестивые, грешники и враги. И это мы с вами. Что же означают эти не уважительные определения?
Немощный, слабый, больной, нездоровый. Бог видит нас духовно бессильными. Мы не в силах угодить Ему, избежать греха и его последствий – смерти. Мы носим в себе вирус, который неизбежно убивает нас. Называя нас всех грешниками, Бог указывает на то, что все мы наследники испорченного характера, который побуждает нас грешить. Мы согрешаем уже потому, что мы грешники. Слово нечестивые указывает на безбожных и беззаконных в своем поведении людей. Людей, которые забывают о своей ответственности перед Творцом. Мы не поклоняемся и не служим Ему, так как того требует заповедь. И, пожалуй, самый не приятный эпитет в наш адрес, это враги. В своей сути человек настроен враждебно и неприязненно. Подобно оскаленным диким, бездомным псам мы сопротивляемся руке нашего доброго хозяина. Мы не покорны.
Согласитесь, трудно принять такую характеристику. Когда мы смотрим на себя через призму отношений друг с другом, все не так уж плохо. Нам удается избежать крупных грехов и конфликтов. У нас не худшая репутация и мы не последние грешники. Но это между нами людьми, но не так перед Богом. Бог измеряет нас иначе. Его требование, это совершенная святость! И как сердцеведец, Бог уже оценил нас, как немощных, нечестивых, грешников и врагов. Если мы не соглашаемся с такой оценкой, тогда мы не соглашаемся и с крестом. Если мы добрые значит, Бог послал Сына на крест по ошибке. Если мы праведные, то нас незачем спасать. Но может ли Бог ошибаться?
Возможно, кто-то скажет: «Хорошо, Иисус умер за очень плохих людей. Добрые и порядочные люди в Его жертве не нуждаются». Но Писание не позволяет нам так думать. Павел цитирует слова из псалма: «Нет праведного ни одного; нет (понимающего); никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» Рим.3:10-12. Эти слова заключает абсолютно все человечество в камеру грешников. С точки зрения Бога среди нас нет ни одного доброго и порядочного человека.
Но грех греху рознь, — возразят другие, — настолько серьезна наша вина? И здесь ответом на наш вопрос выступает крест. Бог избрал распятие, как самый точный эквивалент нашим делам. Наша вина требовала именно креста! Ни штрафа, ни тюрьмы, ни порицания. Иисус умирал так, как должны были умереть мы. Павел пишет: «Христос умер за нечестивых». Т.е. Он оказался на нашем месте! Это мы заслужили распятие, а не Он. И это не преувеличение. Совершенный Судья не ошибся в приговоре. Крест открывает истинную природу наших дел. Давайте же посмотрим, на что мы наработали.
Мы заслужили самый большой позор. Распятие в то время считалось самой позорной и унизительной смертью. К ней приговаривали самых отъявленных преступников (грабителей и убийц). Процедура распятия была направлена на унижение человеческого достоинства. Приговоренных проводили по улицам города и распинали голыми. Вокруг креста собиралась толпа, которая выражала свое презрение, осыпая обвинениями. Распятых преступников не хоронили в могилах. Их тела выбрасывали на свалку, на растерзание диким собакам и стервятникам. Распятие как клеймо указывало на глубочайшее падение человека. Это был не просто позор, это было Божье проклятие.
Мы заслужили мучительную расплату. По своей сути, распятие самое бесчеловечное средство пытки и убийства. Это не благородный и быстрый вид смерти от меча или повешения. Распятые испытывали муки, которые невозможно описать. Гвозди пробивали нервные окончания, постоянно причиняя неимоверные страдания. Повешенный на крест не мог полно дышать и потому периодически испытывал приступы удушья. Пытка на кресте длилась часами до целых суток. Под конец казни, тем, кто не умер от удушья, молотом перебивали голени, от чего приговоренные, умирали быстрее, но в еще больших муках.
Мы заслужили отлучение от Бога. Это самая страшная боль, которую можно испытать. Мы знаем, что душевные страдания больше физических. Иисус, который всегда был послушен Отцу и жил в совершенной любви Отца, испытал отвержение и гнев. Это подобно тому, как отец в первый раз в жизни оставляет своего пятилетнего сына и уходит от него. Сын бежит за ним и кричит: «Папа, папа, не оставляй меня». Но тот, поворачиваясь, в гневе бьет своего сына. А когда мальчишка в слезах спрашивает: «За что, папа?». Тот в гневе отвечает Ему: «За то, что ты несешь их мерзкие дела. Убирайся прочь скопление греха и порока!». Иисус испытал гнев и отвержение Бога за наш грех. Это от нас Бог должен был навсегда отвернуться, определив нас в вечный огонь ада.
Согласитесь, то, что заслуживают наши дела, потрясает. Мы со своими покладистыми характерами и лучезарными улыбками заработали крест. И когда Иисус отдавал свою жизнь, Он хорошо понимал ради кого Он это делает. Он шел умирать за тех, чьи жизни насквозь прогнили. Павел иллюстрирует эту истину так: «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (ст.7-8). Иисус умирал ни за праведников, ни за благодетелей. Он умер за нас, как за грешников.
Представьте себя донором. Вы лежите в больничной палате, чтобы сдать кровь для переливания. К вам заходит врач и говорит, что вы можете выбрать человека, кому ваша кровь спасет жизнь. Он предлагает вам три истории болезни, и вы знакомитесь с тремя пациентами. Первый оказался вашим добрым школьным учителем, которого вы очень любили. Второго человека вы совершенно не знаете, и по рассказам это порядочный человек, живущий по совести. А вот третий оказался отвратительным типом. Вы узнали, что он живет греховно и праздно. Выгнал из дома своих немощных престарелых родителей. Итак, кому из этих трех вы спасли бы жизнь? Скорее всего, не последнему.
А теперь приблизим эту аналогию, к примеру, который привел апостол. Если бы вам сказали только об одном кандидате с мерзкой репутацией. Что бы вы почувствовали? Иисус стоял именно перед таким выбором. Причем не в отношении одного, а в отношении миллионов таких испорченных душ. Иисус хорошо знал за кого умирал. Он умирал за врагов своего любимого Отца. Согласитесь, что поступок Христа похож на безумие. Но именно это «безумие» и открывает нам великое сердце Отца и Сына. Полюбить тех, кто не заслуживает, и никогда бы не заслужил такой благородной жертвы.
Чем же завершает апостол Павел свое повествование о признании Бога? Вестью о примирении! Именно в примирении с Богом нуждаются его враги. Если не состоится примирение, то немощных, грешников, нечестивых и врагов ожидает гнев. Апостол пишет: «Посему будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (ст.9). Обратите внимание, написано, что наше оправдание, как Божьих врагов возможно лишь через кровь Христа: «оправданы Кровию Его». Только кровь Сына, стала единственной и достаточной платой для умилостивления Божьего негодования. Мы спасаемся от грядущего гнева – Христом, и только Им! Мы оправдаемся ни примерным поведением или доброй репутацией, ни молитвами и постами, ни благотворительностью, ни посещением Церкви. Ничем, что мы можем сделать или не сделать своими силами. Но как написано: «мы примирились с Богом смертью Сына Его». Он все сделал за нас, и мы ничего не можем к этому добавить!
Многие христиане думают, что из-за особо тяжкого греха они могут потерять Божье прощение. Считают, что Бог не потерпит их очередного непослушания. Но Павел взывает и к ним: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (ст.10). Апостол говорит, подумайте сами, когда вы были неверующими, когда вдоволь грешили, Бог все же примирился с вами смертью Сына. Теперь же, когда вы стараетесь исполнить Его заповедь, но оступились и упали, то неужели теперь Он захочет с вами поквитаться? Ни в коем случае! Теперь, говорит Павел, мы спасемся жизнью Христа.Своей смертью Иисус заплатил за врагов. Но воскресший и живой Христос каждый день ходатайствует и живет для спасения своих друзей!
Итак, мы постарались расслышать мнение того, Кто задумал распятие. И Бог открыл нам, что крест является местом нашего позора и Его славы. Крест называет всех нас по имени, мы немощные, грешники, нечестивые и враги. Крест, это наш заслуженный приговор. В тоже время распятие убеждает нас в Божьей любви, ведь Иисус занял на кресте наше место. Он понес на Себе наш грех. И поэтому внутреннее согласие с крестом становиться единственным условием, которое примиряет грешного человека со Святым Богом. Принимая послание креста, грешник может получить прощение, немощный – исцеление, а враг – вечную амнистию. Нам лишь остается глубоко осознать и принять верой это полное любви послание. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» Ин.3:16.
Федоренко Жан
Вопросы для размышления:
- Насколько мы заслуживаем Божьего признания в любви?
- Почему именно крест стал доказательством Божьей любви к нам?
- Как можно оценить масштаб Божьего признания в любви на кресте?
- На что указывает наша холодность к признанию Божьей любви?
- Какой ответ на Свое признание ожидает от нас Бог?