Мы привыкли делить грехи на малые и большие. И нам кажется, если мы совершим много «малых» грехов, Бог не станет мелочиться и судить нас строго. Тем более, мы же не совершаем эти грехи против Него лично. Возможно, кто-то из нас выбрал для исполнения какие-то отдельные заповеди по своему усмотрению, а кто-то истолковал заповедь поверхностно и не желает вникать в её истинную суть. Из истории иудейской религии мы узнаем, что сами иудеи были склонны видеть в законе ряд несвязанных между собой заповедей. Соблюдение одной засчитывается человеку в плюс, нарушение другой в минус. Человек, по мнению иудеев, мог соблюдать одни заповеди и заслужить за это похвалу, в то время как несоблюдение других заповедей увеличивало, так сказать, его «штрафные очки». Сложив одни и вычтя другие, человек, по мнению некоторых учителей, мог оказаться в выигрыше. Но, на самом деле, всё обстоит совсем иначе. Чтобы в этом убедиться, мы обратимся к посланию Иакова, где речь идёт о нарушении всего одной заповеди.
«Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «Не прелюбодействуй», — сказал и: «Не убей». Посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьёшь, то ты также преступник закона» (Иак. 2:10-11).
Иаков говорит, что закон представляет собой неделимое целое, и поэтому нарушить одну заповедь означает нарушить закон во всей его полноте. Если привести схожую аналогию, тогда закон можно сравнить с цепью из десяти звеньев. Разрывая одно из звеньев, мы нарушаем целостность всей цепи. Так же как удалив из системы электрической цепи один из элементов, например, лампу, патрон или провод, в итоге мы не получим света. Из этого следует, что Бог не позволяет нам соблюдать одни законы, которые нам нравятся, и нарушать другие, которые нам не по душе. Закон, который Бог дал нам, представляет собой органичное соединение элементов, выборочное исполнение которых не принесет нам никакой пользы.
Почему Иаков, настаивает на принципе целостности закона? В 11 стихе он поясняет: «Ибо Тот же, Кто сказал: «Не прелюбодействуй», — сказал и: «Не убей». Потому что каждую из заповедей дал совершенный и вечный Бог. Каждая из заповедей является выражением характера и внутренней природы Законодателя. Заповедь — это не ограничение, придуманное Богом для Своего удовольствия. Он не желает сделать и нашу жизнь пустой или бедной. Каждая из заповедей призвана отразить цельную натуру Святого Творца. К примеру, если Бог честен, Он будет ненавидеть ложь; если Бог щедр, Он станет ненавидеть жадность и т.д. Поэтому Он не может устранить ни одну заповедь, иначе Ему пришлось бы отказаться от части Своего характера, разрушив цельное откровение о Своей Личности. Сказать, что какая-то заповедь нас не интересует, значит сказать, что в характере Бога есть неразумная или никчемная черта и что можно обойтись без неё. Конечно, такое заявление выглядит самонадеянным и легкомысленным.
Кроме того, любое нарушение закона является бунтом против законодателя. Даже если мы ослушались в малом, мы всё равно наносим оскорбление авторитету личности, имеющей власть. Для того чтобы властный авторитет или оскорбленная репутация были восстановлены, законодатель обязан подавить бунт и наказать преступившего закон. Устраняя из своей жизни даже одну из заповедей, мы объявляем войну великому Законодателю вселенной и становимся бунтовщиками. Мы наносим оскорбление Самому Богу, и не имеет значения, какой вид непослушания (греха) при этом используется. Оскорбление в данном случае измеряется масштабом личности, против которой оно было направлено. Разновидность греха не имеет принципиального значение, когда речь идет о величии личности, против которой совершено преступление. Чем значительнее личность, тем страшнее и тяжелее становиться совершенный грех.
Согрешающих людей Иаков называет виновными и преступниками закона. Слово «виновный» (в гр. языке хеноксос) объясняется как подлежащий суду, повинный, виновный, ответственный. Не каждый из нас назовет себя преступником, согрешив, например, раздражаясь на супруга. И, тем более, мы никак не считаем себя заслуживающими наказания за такой «малый» в нашем понимании грех. Но заповедь не раздражаться, или не гневаться, своим источником имеет другую заповедь – любить ближнего. Именно поэтому тот, кто согрешил в малом (раздражаясь), уже разрушил целостность большей заповеди (любви к ближнему). «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:9).
Даже по человеческим нормам человек, нарушивший одну из норм закона, становится преступником. Человек может быть хорошим почти во всех отношениях, но с лёгкостью он может погубить свою репутацию одним проступком. Человек может быть надёжным в своих делах, чистым в речах, но если он при этом самодоволен и черств, то добродетель его не истинна. Именно в этом случае пословица о ложке дёгтя в бочке мёда очень красноречиво отражает суть положения единожды согрешившего «хорошего» человека. В наших глазах становиться отвратительным всякий насильник, даже если он являлся прекрасным семьянином или прилежным работником. Его заслуги нас ни в коем случае не заставят испытывать к нему жалость и любовь, тем более, если он совершал свой грех методично и долго.
Таким образом, человек, нарушающий даже самую малую заповедь, является виновным в нарушении целого закона, преступником, которого ждёт наказание. Другой, но не менее существенной опасностью для человека является поверхностное понимание сути заповедей, которые получил человек от Бога.
Во времена Христа существовало религиозное движение фарисеев, которые считали, что они достаточно успешно справляются с исполнением Божьего закона. Хотя фарисеи были очень старательны и педантичны в своей религиозной жизни, они всё же не удостоились похвалы Божьего Сына. Они были удовлетворены своей праведностью и своими успехами в деле поклонения и служения Богу. Иисус же сказал окружающим об их поклонении так: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20). Что имел в виду Иисус? И в чем ошибались фарисеи? Далее в Своей проповеди Иисус рисует картину истинной глубины и смысла сказанного Богом в Его законе. Он говорит, что грех, как преступление, — это не только сам проступок или дело, но также слова и мысли. В Библии мы читаем: «Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Кто же скажет брату своему: «Рака», — подлежит синедриону; а кто скажет: «Безумный», — подлежит геенне огненной» (Мф. 5:21-22). Оказывается, наши оскорбительные слова, сказанные в сердцах ближним, Бог квалифицирует как убийство. Если за убийство человек подлежит суду, то и за оскорбление мы будем приговорены к вечному осуждению. В другом месте Библии Иисус открывает слушающим Его причинно-следственную связь между сердцем человека и его словами: «Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». Иисус обращает наше внимание на слова, которые обычно говорят люди. Казалось бы, слова сложно отнести к опасным грехам, но Иисус говорит, что даже за каждое праздное (бесполезное) слово человек будет судим. И Он объясняет, почему так. Все злые, скверные и бесполезные слова исходят из злого сердца. Оказывается, слова лишь отражают то, кем на самом деле является человек. Они обнажают нашу истинную природу и изливают то, что так долго хранилось в глубине нашего внутреннего человека. Поэтому осуждён человек будет не за то, что обозвал соседа дураком, а за ненависть, которая на протяжении долгого времени контролировала его сердце. Ненависть, в свою очередь, есть основание для убийства. Если бы не страх перед тюремным заключением, другим видом наказания или позором, человек уже давно бы мог совершить это ужасное деяние. Поэтому безобидных слов не бывает, как не бывает и безобидных, маленьких грехов. «Маленькие грешки» — это только маленькие вестники, пташки, которым удалось выпорхнуть из кишащего страшными пороками гнезда. «Злой человек из злого сокровища выносит злое,» – говорит Иисус. Поэтому даже малый по нашим меркам грех свидетельствует о нашей истинной сущности, греховной природе, злом сердце! Многие ли из нас желают принимать у себя в домах злых людей? Тем более Святой Бог, очам, Которого не свойственно смотреть на зло, разве Он примет преступника в Свое Царство?
Далее Иисус говорит о наших мыслях: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Что касается наших мыслей, то, поверьте, большинству из нас станет стыдно за самих себя, если обнародовать перед окружающими всё, о чём мы думаем. Чаще всего мы даем волю нашим мыслям, забывая о том, что Бог оценивает нас по нашему внутреннему настроению. И, кроме того, на Божьем суде все наши дела будут рассмотрены в ракурсе наших истинных мотивов и намерений. Можно даже сказать, что оценку мы получим не за само дело, а за то, ради чего или кого мы его совершили. И поверьте, наши настоящие и искренние желания чаще всего не известны окружающим, мы тщательно прячем и маскируем их. Апостол Павел пишет: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:5). Даже если мы очень сдержаны и воспитаны, поступаем высокоморально и пристойно, но при этом в нашем разуме похотливы, завистливы, горды, самодовольны, жадны, то мы ничем не отличаемся от тех, кто совершил всё это в реальной жизни. В действительности, такая постановка вопроса просто сводит на нет всю нашу пристойную жизнь. А наша поверхностная праведность, о которой мы так старательно заботимся, превращается в дырявую одежду, в которой стыдно появиться на людях.
Итак, если заповедь настолько строга и требовательна не только к нашему поведению, но даже к нашим мотивам и побуждениям сердца, тогда насколько праведными мы с вами являемся? Или, может быть, мы, подобно фарисеям, обманываем себя, пребывая в довольстве от своей поверхностной, поведенческой праведности? Но тот из нас, кто будет честен, хотя бы с самим собой, признает, что иметь святую, угодную Богу жизнь не просто трудно, но практически невозможно. Поэтому искренний и честный человек — это разочарованный в своей праведности человек. Ему нечего представить Богу, его сердце изнывает от жажды по настоящей, небесной чистоте. Он плачет о своих делах и понимает, что все они не только несовершенны, но поражены отвратительным грехом. «Где избавление?» — восклицает он. «Как найти оправдание моим преступлениям? Где взять силы для святой жизни?» — вопрошает он. Но, слава Богу, есть избавление для страдающих душ, — это Иисус, заплативший за грех всех тех, кто измучен и жаждет не поверхностной, человеческой, но Божьей святости. Христос говорит: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоан.8:36). Поэтому всякий, кто обратиться к Нему, получит прощение и свободу от греха и осуждения. Всякий, кто возложит свою надежду в обретении праведности на Христа, получит её даром. Кто ожидает оправдания и спасения от Иисуса Христа, обязательно получит его, ибо верен Обещавший. «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Иоан.6:47).
Итак, давайте рассмотрим, к каким выводам мы пришли.
- Любой совершенный нами грех делает нас преступниками в глазах Бога. Мы становимся людьми, над которыми занесен меч справедливого воздаяния.
- Не желая исполнять заповедь, мы отвергаем не мертвую статью закона, но одно из качеств характера нашего Творца, а вместе с этим отказываемся от Него Самого.
- Преступлением являются не только наши греховные дела, но также наши нечистые слова и мысли, которые в равной степени делают нас виновными перед Богом.
- Грех лишь делает явным наше реальное состояние сердца, потому что злое сердце естественно порождает зло; а когда оно переполнено, зло проявляется в наших поступках.
- Бог не засчитывает нам «очки» от добрых и злых поступков. Его может устроить только то, когда человек совершенно и полно принимает и исполняет Его закон.
- Никто из нас не в силах исполнить все требования Божьего закона, поэтому только тот, кто с верой обращается к Христу, получает оправдание, спасение от осуждения и силу жить праведно.
Федоренко Жан