Дорогая сестра! Я пишу тебе, представляя, будто мы на кухне пьем ароматный чай. О чем поговорим? Об одиночестве. Я пишу именно незамужним девушкам.
Часто можно услышать такой разговор:
– Здравствуйте. Меня зовут Маша. Это мой муж Иван.
– Здравствуйте. А я Настя.
– Вы замужем? Есть дети?
– Нет, я одна.
– А почему? Такая красавица!
Я не обещаю тебе ответить на все вопросы, я просто хочу коснуться темы и показать, что ты не одна в своих переживаниях. Еще мы кратко поговорим о сомнениях и трудностях незамужних сестер. А в конце я поделюсь с тобой небольшим советом. Надеюсь, это ободрит тебя.
Начнем с начала: мне подарили слона!
Вопрос одиночества очень актуален. Четвертая часть членов нашей церкви, может, даже треть, живут без мужа или жены. В США более 50% взрослых людей не женаты или не замужем, и ученые предполагают, что 25% из них никогда не женятся. Для сравнения с европейской статистикой: десять лет назад в Польше более 20% населения не состояли в браке, в Литве – более 40%. Теперь эти цифры, вероятнее всего, увеличились.
Наверное, тебя часто ободряют такими словами: «Ты же веришь в Бога? Он должен быть для тебя всем!» Но согласись, что этот совет не всегда вызывает отклик в сердце. Полагаю, примерно такие же чувства переживала библейская героиня Анна, которая не могла родить ребенка и муж сказал ей в утешение: «Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» (1 Царств 1:8). Не лучше ли Бог для тебя десяти мужей? На это хочется ответить прямо: «В общем-то да, но это мне совсем не помогает…»
Я провела небольшой опрос среди верующих о том, с какими трудностями, по их мнению, сталкиваются незамужние девушки. Вот какие ответы я получила:
– нехватка искреннего близкого общения (контакты с родителями не в счет);
– потребность в заботе во время болезней и переживаний (кто будет заботиться обо мне в старости, когда мои родители умрут?);
– неудовлетворенные физические потребности (нужда в защите, иногда в простом объятии, отсутствие интимных отношений);
– нужда в мелкой помощи по дому, в ремонте и пр.;
– страх «остаться такой навсегда»;
– жалость со стороны окружающих (ощущение, что люди меня жалеют, как будто мне чего-то не хватает);
– не о чем беседовать с теми, кто замужем и женат;
– чувство, что невозможно искренне радоваться на свадьбах; зависть, когда все мои подруги выходят замуж;
– неумение обращаться с маленькими детьми (что делать с этим «существом»? Что, если я его уроню?);
– неоправданные ожидания родственников, огорчение, что не могу радовать свою мать внуками;
– почему никто не хочет жениться на мне? Значит, что-то со мной не так;
– где мое место в церкви;
– давление со стороны общества и церкви (возникает ощущение, что я не выполняю самую важную и основную роль женщины).
Такое чувство, словно тебе подарили слона. Спасибо, конечно, но чем его кормить? Где выгуливать? Что с ним делать вообще? Да, это дар, и я вроде бы благодарна, но кто же на самом деле хотел бы получить такой дар?
Идентичность
Поскольку трудностей много, давай обсудим только две последние, так как обе касаются идеи идентичности.
Кто же ты? Кем ты являешься? В обществе существуют различные роли (мать, преподаватель, пенсионер и др.), и в зависимости от того, какую роль играешь ты, люди определяют твою идентичность. А с идентичностью – и твою ценность.
С самого детства ты слышишь: «Ты будущая мать и хозяйка». Когда человек не исполняет того, что от него (от нее) ожидают, то он огорчается, разочаровывается в себе и разочаровывает людей вокруг себя. По крайней мере, многие девушки сталкиваются с этим. У подобных ожиданий есть множество разных причин – и хороших, и не очень. Но важно отметить, что под давлением общества люди в церкви в той или иной степени тоже так мыслят. Наверняка, даже ты и я.
Но в семье Бога нет кастовой системы. Если ты поверила в Него, была рождена свыше, то ты – Его ребенок: «…всем тем, кто Его принял и кто поверил в Его имя, Он дал власть стать детьми Божьими – детьми, рожденными не от крови, не от желаний или намерений человека, а рожденными от Бога» (Иоанна 1:12–13). То есть прежде чем рассуждать о социальных ролях и гендерных вопросах, мы должны вспомнить, что все верующие – дети Божьи.
Однако разве все люди – дети Божьи? Бог никогда этого не говорил. В Ветхом Завете фраза «дети Божьи» относится исключительно к ангелам (иногда это написано и о бесах). Только один раз Библия называет все человечество детьми Божьими. Это записано в книге Деяний апостолов, там Павел цитирует греческого поэта: «…мы все и есть Его род» (Деяния 17:28). Наоборот, в Писании сказано: «…не плотские дети суть дети Божьи» (Римлянам 9:8). Получается, не каждый рожденный человек – Божье дитя? Да, только «дети обетования признаются за семя» (Римлянам 9:8). То есть обетование – в том, что Божьими детьми становятся только через Христа. Подумай: называть себя ребенком Бога – это право, и оно есть не у всех!
Позволь привести пример. В Беларуси нелегко получить водительские права. Нужно отучиться в автошколе, а потом сдать непростой экзамен. Если человек не совсем глупый, то в конце концов он получит заветную корочку. Одним из самых сложных тестов в мире считается экзамен CCIE для получения сертификата эксперта в сфере IT. Сертификация состоит из письменного теста и восьмичасовой лабораторной работы. Первую попытку получить такой сертификат могут совершить люди с опытом работы не менее трех-пяти лет, а стоимость экзамена превышает две тысячи долларов. Интересно, что количество правильных ответов не определяет оценку в этом тесте. Ответы сравниваются с ответами тех, кто сдает экзамен вместе в одной группе. Говоря проще, если сдавать экзамен вместе с обезьянами, все пройдет отлично. Но если все в группе тестируемых – гении, то шанс на успех совсем мал. По статистике, только 26% проходят это испытание и подтверждают статус эксперта.
Только представь, что чувствует человек, который все-таки сдал этот экзамен и получил сертификат? Радуется ли он? Еще бы! Его вопль счастья, наверное, слышат все соседи! Скорее всего, он держит желанный документ так, словно тот сделан из чистого золота! Однако сертификат действителен лишь два года. После этого срока сдавать экзамен нужно снова.
Но еще страшнее получить право быть ребенком Бога! Ведь стоимость его измерялась не долларами, а самой жизнью. Иисус не сидел в какой-то лаборатории – Он висел на кресте, мучился час за часом. Цена этого права – даже не человеческая жизнь, а жизнь Божьего Сына! Не ты «сдавала экзамен», а Он. И именно тогда Он удочерил тебя – «дал власть [то есть авторитет, право] стать [дочерью] Божьей» (Иоанна 1:12). Навсегда.
Поэтому, когда я говорю, что ты Божье дитя во Христе и это твоя самая первая и главная роль, я не шучу. Не социальные нормы и традиции определяют, кем ты являешься. Твой ориентир – Божья личность и то, что Он сделал именно для тебя. Ты больше не принадлежишь к мирской семье, ведь Бог тебя удочерил и «облек» Христом. Именно эта реальность, а не ожидания окружающих, должна нам диктовать, как жить, как вести себя и как понимать окружающий мир.
Каждый раз, когда ты обращаешься к Богу «наш Отец» или называешь кого-то в церкви «брат» или «сестра», ты пользуешься этим правом.
Женщина, которая уже более десяти лет наставляет сестер в церкви, пишет об этом так:
«Замужние женщины часто отождествляют себя со своей семьей, особенно с детьми. Но это не по-библейски, это идолопоклонство. Верующие мамы – это в первую очередь дочери Божьи, которым посчастливилось иметь детей. Так же и незамужние женщины – дети Бога, но у них есть другие роли. Для незамужних брак и дети могут стать идолом, который всегда недосягаем. Но этот мир – не наш дом. Наша идентичность – Христос».
На этот аргумент хочется вспомнить Сарру, которая предложила своему мужу Аврааму переспать с ее служанкой: «Иди, ляг со служанкой: может быть, через нее у меня будут дети» (Бытие 16:2). Бог не дал Сарре детей, и она решила взять все в свои руки, поступить по-своему, а не по повелению Бога. Иногда мы, как Сарра, тоже хотим «помочь» Богу хотя бы чуть-чуть, вне Его обещаний, против Его слова, – построить отношения, создать семью хоть с кем-нибудь! Кажется таким приятным и естественным, когда рядом с тобой есть мужчина! И девушки пытаются искать какого-нибудь хорошего человека из неверующих, хотя это против повеления Бога. Хочется, чтобы в кругу общения тебя наконец приняли. Надоело отличаться от всех, словно ты иностранка! Иногда бывает так, что девушка, следуя таким путем, выходит замуж за нехристианина. И в церкви можно услышать такое мнение по этому поводу: «Ну наконец-то она нашла себе хорошего человека». Под давлением светского общества мы забываем о Божьем указании, считая, что девушке лучше просто выйти замуж, чем подражать Богу и быть святой, как Он свят. Получается, мы считаем роль жены выше, чем стремление девушки-христианки «держаться» за идентичность во Христе.
Часто мы слышим и такое возражение: «Божье повеление звучит прекрасно, но, если я Его ребенок, почему Он не дает мне мужа? Разве так Он любит Своих детей, проявляет к ним доброту? Зачем тогда Он лишает меня радости? Он меня обделил».
Интересно, что когда-то давно змей задал женщине похожий вопрос (Бытие 3:4–5). Иначе говоря, он сказал: «Бог не добр. Он лишает тебя счастья. Не будет так ужасно, как Он говорил… Попробуй запретное хоть разок, ты не умрешь».
Отвечая на этот вопрос, я повторю: ориентир твоего самоопределения – личность самого Бога! Если мы действительно верующие, наша идентичность находится в Боге, а не в мире. Он – наш Отец, и Он, как «глава семьи», устанавливает «домашние правила». Более того, Он определяет нашу суть, нашу природу и, следовательно, наши поступки. Помнишь пример апостола Павла? В третьей главе Послания филиппийцам записано, что он считает «мусором» все, что предлагает мир, все, что в мире считается ценным и важным (Филиппийцам 3:1–14). До обращения Павел гордился своим еврейским происхождением и достижениями в служении. Но теперь для него стал важен лишь Христос. Когда-то давно Галилео Галилей доказал, что Земля вращается вокруг Солнца, и это стало революцией в мире науки. Так же преобразилась жизнь Павла: больше никогда он не будет сосредоточен на себе самом или на том, что диктует мир! Сейчас Христос является центральной точкой его жизни. Вот почему так важно познать Христа.
Небольшой совет
Дорогая сестра, давление мира очень сильное и оно легко может сбить с пути и тебя, и меня! Нам надо стать сильнее. Считаю, что совет, который я дам тебе, самый важный в жизни девушки: изучай Библию, потому что только через нее ты узнаешь Бога. Знаю, это звучит банально. Но я не имею в виду просто читать Писание и слушать проповеди (хотя все это полезно и необходимо). Нужно углубиться в изучение Библии. Посвяти этому хотя бы час или два в неделю.
Чтобы обрести уверенность в том, что ты Божье дитя, нужно хорошо узнать Отца, Его характер и Его природу. Какова моя семейная духовная «генетика»? Как практически я могу подражать моему Отцу? Какие благословения и ресурсы я имею во Христе?
Чтобы глубже познать своего небесного Отца, читай эти тексты: Книга пророка Исаии, глава 40, Послание колоссянам 1:9–23. Размышляй над каждым словом и наслаждайся тем, какой твой Бог. А чтобы лучше понять, кем ты являешься во Христе, обратись к следующим стихам: Послание ефесянам 1:3–14, Первое послание Петра 1:1–9. Читая эти истины, задавай себе такие вопросы:
1. Что означают эти слова и фразы? Что значили они для людей, которым были непосредственно адресованы (к примеру, для колоссян, ефесян)?
2. О каких принципах говорит автор? Почему именно о них?
3. Как я должна думать и поступать в свете истинности этих текстов?
То, что у тебя нет мужа, – это дар от Бога. Дар, посредством которого ты можешь любить Его, доверять Ему и служить. Я уверена, что, изучая Библию, ты будешь расти в своем познании Того, у Кого есть все ответы и Кто способен воодушевить и вдохновить тебя: «Вкуси и увидишь, как благ Господь» (Псалом 33:9), ведь «тех, кто ходит непорочно, Он не лишает благ» (Псалом 83:12).
Автор: Аманда Райс
Дорогие сестры! Если у вас есть вопросы по этой теме, вы можете прислать их на адрес voskresminsk@gmail.com или отправить сообщение в соцсетях.