В прошлый раз мы говорили о соотношении награды и спасения. Мы отметили, что всякий, кто испытал действие спасительной благодати, становится человеком, ревнующим о Божьем деле. Он стремится исполнить Божью волю, хочет возвеличить имя Христа, ищет награды, как высокой оценки от Господа. Мы также выяснили, что наше спасительное положение навеки искупленных сыновей не может быть наградой: «Ибо все вы сыны Божьи по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26). А вот наш труд для Христа будет иметь свое воздаяние. Поэтому сегодня мы ответим на следующий вопрос этой важной темы: какую именно награду обещает нам Христос за верное служение Ему?
Итак, если Божья благодать спасает верующих одинаково незаслуженно, то Божья справедливость желает воздать по труду: «Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27). Решение о награде будет принято на Христовом суде. Господь лично взвесит дела каждого из Своих учеников. Павел пишет: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле: доброе или худое» (2 Кор. 5:10); «Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10). Здесь стоит заметить, что апостол говорит о судилище Христа, используя греческое слово бема, что значит ‘трибунал’ или ‘внутренний (семейный) суд’. На этом суде будет рассматриваться не наша праведность, а наше служение. Здесь будут выявляться заслуги и раздаваться награды, тогда как на другом суде, суде крисин, предметом разбирательства будет грех и нечестие неверующих людей. На нем будет определяться мера вины и наказания. Этот второй суд имел в виду Иисус, когда говорил, что верующие никогда не попадут на него: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).
Еще раз отметим, что на суде Христа не рассматривается вопрос нашего спасения как верующих, но испытывается качество нашего служения и награждается. Апостол Павел прекрасно изложил эту доктрину в главе 3 Первого послания коринфянам. Там он представляет нас строителями, которые, каждый в свою меру сил, трудятся для Христа и Его церкви. Павел пишет: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:12–15).
При самом плохом сценарии наши дела могут оказаться бесплодными. И такие дела сгорят, а мы окажемся с пустыми руками перед Богом. Мы потерпим урон, говорит Павел, разоримся, но спасение не потеряем, «спасемся… как бы из огня». Когда в огне очищают драгоценные металлы, огонь выжигает все примеси. Эта неприятная метафора указывает на спасение со стыдом, когда наш земной труд оказывается ненужным Богу. Одно осознание того, что ты бесполезен для Божьего дела, уже повергает в стыд. Именно так будет чувствовать себя ленивый и беспечный христианин. Но если наши дела признают верными, мы смело и дерзновенно предстанем перед Господом.
А теперь давайте посмотрим, что будет представлять собой награда. Прежде всего отметим, что Иисус обещает награду не только в Своем Небесном Царстве, но и здесь, на земле. Он говорит: «Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, в это время, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель…» (Мк. 10:29–30). Говоря «ныне… во сто крат», Иисус имеет в виду церковь. Именно церковь становится тем благословением, где мы находим истинную духовную радость. И душа христианина всегда воспринимаем своих братьев и сестер как прекрасную награду. Вместе мы испытываем радость в поклонении и служении одному Спасителю. Мы вошли в вечную семью, в которой утешаемся одной верой и надеждой. Уже здесь, на земле, Бог дает нам вкусить благословений будущего Царства, жизни в сообществе святых, любящих Бога и жаждущих праведности.
И все же, согласитесь, интересно заглянуть дальше. Иисус говорит, что нашим вечным достоянием станет новое и прославленное имя. Речь не идет о звании детей Божьих, которое обретают все верующие в равной степени. Иисус говорит о славе и величии нашего имени в Небесном Царстве. Наш Господь прожил самую послушную жизнь, «поэтому и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп. 2:9). И каждый из нас также обретет славу имени согласно нашему послушанию и труду. Иисус так и говорит о «малейших» и «великих» званиях: «Кто нарушит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19). Большие и малые имена и есть та награда, которая будет отражать наши дела на земле. Сам апостол Павел не считает зазорным искать высокого звания и говорит: «Стремлюсь к цели – к почести вышнего звания Божьего во Христе Иисусе» (Флп. 3:14). Павел не просто служит, он желает обрести высокое имя. Поэтому Божье Царство – это Царство людей с именами разного достоинства и яркости.
Наградой станет не только звание, но и почетное положение или статус в Царстве. Иоанн и Иаков хорошо это понимали, когда просили Иисуса о месте, приближенном к царю: «Дай нам сесть у Тебя – одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10:37). Иисус же дает им понять, что такую привилегию обретет лишь тот, кто заслужит ее: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10:38). Господь связал высоту нашего положения в Его Царстве со степенью перенесенных тягот в труде за дело Божье. Особо почетные места предназначены для тех, кто своим образом жизни более других походил на Христа.
В то же время высокое положение, о котором просили сыновья Зеведея, – это не только почетный статус. Наградой также будут властные полномочия и новая ответственность. Тот, кто хорошо служил и проявил верность в малом, получит служение большего масштаба. Сам Христос делегирует такому человеку часть Своей божественной власти. Иисус говорит: «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его» (Мф. 24:45–47). Каждый из верующих поставлен Христом выполнять свою часть труда в церкви. Через дары мы уже наделены определенными полномочиями. И если мы выполняем свое дело хорошо, нам будут доверены большая власть и ответственность. Этот принцип хорошо виден в притче о талантах. Когда хозяин вернулся, он не только оценил труд своих слуг, но и наградил их: «Хорошо, добрый раб! За то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов» (Лк. 19:17); «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:21). Правление от имени Бога и будет нашей наградой. Иоанн пишет, что Христос «соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5:10). Каждый христианин в разной степени обретет власть священника, царя и судьи. Павел пишет верующим: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6:2). Иметь право судить уже само по себе предполагает высокое положение, но судить от имени Бога – поистине великая честь.
Итак, Бог желает вознаградить нас: дать славное звание, особый почетный статус и власть в Его вечном Царстве. Сама возможность быть царем, священником и судьей – это дар Христа. Но в какой мере и славе мы обретем эти привилегии, будет зависеть от нас. Бог же в свою очередь откроется нам и как справедливый и щедрый правитель. Сама суть воздаяния помогает нам понять, какому Богу мы служим. Ни одна наша жертва не будет забыта. Павел напоминает: «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым» (Евр. 6:10). Родители хвалятся успешными детьми. Бог желает хвалиться нами. Он хочет представить мирозданию всех Своих усыновленных детей как народ, достойный Бога. Наши святые дела на земле и будут являть это достоинство. Какую бы награду мы ни получили, будем помнить, что обретаем ее только благодаря подвигу Христа. Именно Ему посвящены все наши успехи. Христу мы и воздадим честь и славу, когда сложим перед Ним наши венцы победителей.
Продолжение следует…
Жан Федоренко