Мы продолжаем рассматривать учение Христа о наградах. И сегодня обратимся к третьему вопросу этой вдохновляющей темы: за какие именно дела верующим обещана награда? Ведь в Божьих глазах не всякое доброе дело является добрым. Хотя для людей оно может быть и вполне приемлемым. Как ученики Иисуса и Его церковь мы призваны к совершению особых, святых дел: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). Вот именно о таких, предназначенных нам делах мы и поговорим. Мы кратко рассмотрим все тексты Нового Завета, в которых Бог прямо обещает вознаградить нас.
Думаю, самой большой для нас честью, несущей с собой награду, будет возможность пострадать за имя Христа. Если нас невзлюбили, ненавидят или гонят за Христа, нам повезло. Иисус говорит: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» (Лк. 6:22–23). Почему мы блаженны? Конечно, не потому, что страдать приятно, а потому, что велика наша награда в Божьем Царстве. А неприязнь этого мира становится лишь инструментом для обретения нами небесных сокровищ.
Однако достойно похвалы не только наше терпение в страданиях за веру, но любая наша праведная реакция на несправедливость. Петр пишет: «Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1 Пет. 2:20). На работе, в семье, в церкви мы можем столкнуться с грубостью, безразличием, неблагодарностью, ложью, возможно, даже незаслуженным оскорблением. Но если мы проявляем терпение, без ропота, обид и мести встречаем невзгоды, то Бог похвалит и наградит нас. Мы радуем Его, когда встречаем невзгоды со смирением и верой.
Следующим за терпением шагом становится любовь. Иисус говорит: «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая» (Лк. 6:35); «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» (Мф. 5:46). Любить врагов – это по-настоящему большой труд и борьба. И Бог готов вознаграждать духовные подвиги. Здесь же Иисус показывает, что любовь к недругам всегда связана с поступками: благотворите и взаймы давайте. Если наша любовь нашла выражение в деле, то мы действительно побеждаем зло добром и можем рассчитывать на Божью похвалу.
Но не стоит искать врагов, чтобы обрести награду. Бог дает возможность проявить себя в мирном окружении через благотворение. Главное – замечать нуждающихся людей. Иисус говорит: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище, не оскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает» (Лк. 12:33). Если у нас нет лишней недвижимости, то у нас всегда есть возможность быть гостеприимными и щедрыми в том, что имеем: «Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых – и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14:13).
Конечно, стоит сказать, что Иисус не просто призывает нас исправно подавать милостыню. Куда важнее наше сердечное принятие друг друга. Общительность, дружелюбие должны идти рука об руку с помощью и даянием. Павел, наставляя богатых членов церкви, ожидает от них, «чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего» (1 Тим. 6:18–19). Бог желает вознаграждать не просто формально оказанную помощь. Настоящая добродетель в Его глазах – это щедрость, проистекающая из радушного сердца. Именно глубокое искреннее расположение и заинтересованность в другом человеке достойны похвалы.
Когда апостол Павел говорит о награде, он упоминает и заботу верующих друг о друге. Обычно эта забота начинается со слов: один обличает, другой ободряет, третий утешает и т. д.: «Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог; поэтому и насаждающий, и поливающий – ничто, а всё Бог взращивающий. Насаждающий же и поливающий – одно; но каждый получит свою награду по своему труду» (1 Кор. 3:6–8). Каждый получит награду по труду. Все мы, кто вдохновляет и благословляет других словом истины, являемся Божьими сотрудниками. Сам Бог участвует в служении Своим детям, которых любит. Поэтому наше внимание к братьям и сестрам неизбежно является делом, угодным Богу.
Даже такие простые и, казалось бы, незаметные духовные дисциплины, как молитва и пост, являются награждаемыми делами. Все мы помним пример пожилой женщины, «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37). Апостол Павел, зная о силе ходатайства верующих, просит церковь молиться «со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6:18). Он неоднократно обращается именно за молитвенной поддержкой: «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову» (Кол. 4:3). Итак, молитва – это служение, которое обязательно будет отмечено: «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым» (Евр. 6:10).
Но наше служение не ограничивается церковью. Иисус призвал нас нести Его учение миру: «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную» (Ин. 4:36). Тем, кто благовествует неспасенным душам, обещано высокое звание в Царстве Христа: «Кто нарушит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19). Пророк Даниил видит благовестников подобными звездам: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:3). Павел как апостол Иисуса Христа имел призвание проповедовать. Но даже он желал исполнить поручение не как тяжелую обязанность, а с желанием, от всего сердца. Он знал, что только в этом случае его служение будет достойным награды: «Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду» (1 Кор. 9:17). Каждый, кто добровольно подвизается проповедовать, будет вознагражден.
Конечно, мы не перечислим всех дел, достойных воздаяния. Но зато можем выделить общий библейский принцип: всякое доброе дело, совершённое нами во имя Христа и с верными побуждениями, будет вознаграждено. Сокровища небес можно обрести служа своему супругу, честно выполняя свои обязанности на работе, оказывая помощь соседям. На примере отношения к начальствующим апостол Павел показывает, что даже в простых обстоятельствах мы способны угождать Христу. Оказывается, работник собирает награду, когда трудится усердно и с уважением к руководителю: «…исполняя волю Божью от души, служа с усердием, как Господу, а не как людям, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, – раб ли, или свободный» (Еф. 6:6-8). Не имеет значения, что мы делаем, где работаем, кто наши мужья и жены, насколько зрелая наша церковь. Значение имеет, совершаем ли мы наше доброе дело как для Господа. Если мы служим другим как Христу, мы вправе рассчитывать на похвалу: «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол. 3:23-24).
Но не стоит думать, что небесные сокровища так легко собрать. Мы знаем, что наше служение будет испытано. Бог проверит качество нашего труда: «Поэтому не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5). Следовательно, сам факт служения еще не гарантирует награду. И вовсе не обязательно, чтобы наше служение было ощутимым и заметным. Иисус говорит, что даже малое служение Его ученикам будет замечено: «И кто напоит вас чашей воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк. 9:41). Нам не стоит пренебрегать помощью друг другу в обычных житейских нуждах. Можно щедро сеять и в простых делах: «Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6).
Все мы помним историю с пожертвованием бедной вдовы, когда Иисус сел напротив сокровищницы и смотрел, сколько народ отдает. Богатые клали много, а бедная вдова положила две малые монеты. Иисус сразу сказал ученикам: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое» (Мк. 12:43–44). Иисус убеждает нас, что получить большую награду может даже тот, чьи возможности совершенно ограничены. Даже христианин с очень малыми ресурсами может обильно послужить Богу и обрести наивысшую награду.
Продолжение следует…
Жан Федоренко