Рождество Христово – это историческое событие, в котором задействованы многие персонажи: младенец Иисус, Мария и Иосиф, пастухи и волхвы, царь Ирод и священники, жители Вифлеема и Иерусалима, а также невольно сам Кесарь Август и в каком-то смысле, по причине инициированной им переписи, все жители Римской империи. Участниками рождественских событий являются не только люди, но и ангелы. Не так часто в Писании мы видим такую концентрацию ангельского служения как в данный период. Мы читаем как об индивидуальном служении ангелов, так и коллективном, как например, на полях в окрестностях Вифлеема.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лук.2:13,14)
Ангелы фигурируют здесь не в качестве небесного хора (как это принято понимать). Нигде не сказано, что они поют, да и названы они “воинством”. Происходящее скорее ассоциируется с армией, скандирующую единым голосом приветствие и хвалу главнокомандующему. В общем пастухи удостоились лицезреть невероятное зрелище. Мы не можем это видеть, но через Писание можем слышать, что полагаю является более важным. Слов восклицаний небесного воинства не много: 1) слава в вышних Богу, 2) и на земле мир, 3) в человеках благоволение! Видимо, они имеют особое значение, и требует нашего особого внимания…
«Слава в вышних Богу»
Рождество в современном мире давно приобрело человеческий характер. Оно служит исключительно человеческим интересам и человеческой славе. В каком-то смысле это оправданно, ведь Рождество – это все-таки земное событие, от которого мы даже ведем отсчет истории. Однако, когда ангелы смотрят на ясли и рожденного младенца, они видят в этом событии прежде всего Божью славу.
По причине греха люди давно утратили Божью славу, ведь грех – это не просто преступление Божьих законов, но отвержение самого Бога. Когда Павел начинает свой рассказ о духовной деградации человечества (Рим. 1 глава), он начинает именно с этой фундаментальной катастрофы: «не прославили Его как Бога» (21 ст.), и далее: «но славу нетленного Бога изменили в образ подобный тленному человеку» (23 ст.).
Сердце грешника прославляет не Творца, а творение. Оно ищет славу в земном. Неважно, доброе или злое дело совершает человек, но ни одно из этих дел человек не делает ради Бога. Его сердечная мотивация крайне человекоцентрична и себялюбива, а значит противна Богу (вспомните, как даже ученик №1 услышал от Христа слова обличения: «Отойди от меня, сатана, ибо ты думаешь не о том, что Божье, но что человеческое»). Человек живет и все делает ради себя, но не ради Того, ради Которого по статусу творения он должен жить.
Но рождество каким-то образом возвращает славу Божью на землю. Как же именно рождество связано с Божьей славой?
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан.1:14). Рождество Христово – это БОГОвоплощение или БОГОявление. В Иисусе Христе откровение о Боге и наше познание Его достигает своей наивысшей точки. Не только само рождение, но и жизнь Христа являла славу Отца. Вот такими словами Иисус завершает Свою земную миссию: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Иоан.17:4).
Также и все искупительные события жизни Христа, включая Его смерть, воскресение и вознесение, являются откровением о Божьей славе в спасении грешников.
Ну и теперь, благодаря спасительному служению Христа, в сердце человека происходит не что иное, как революция, свержение власти греха и идолов и воцарение Бога. Мы теперь способны жить не ради себя, но ради умершего и воскресшего ради нас (2 Кор 5:15). Суть нашей новой жизни – не просто ходить в церковь и делать добрые дела, но жить для Божьей славы. Правильное восприятие праздника Рождества должно отвлечь наше внимание от себя и привлечь к Божьей славе.
«На земле мир»
Кесарь Август утвердил известный термин «Пакс Романа» или «Римский мир». Ради укрепления своего мира он то и устроил перепись населения (которую, однако, Бог в Своем Проведении подчинил Своим наивысшим целям). Но в реальности люди не жили в мире. Притом Римский мир был утверждаем огнем и мечом. Но главное – люди не имеют мира в себе. Они находятся во вражде с Богом и во вражде друг с другом. Кто способен решить проблему мира на земле? Кесарь Август? США? ООН? … Ангелы связывают желанный мир с рождением Божьего Сына. Но каким образом Рождество решает проблему вражды?
Во-первых, рождение Христа знаменует собой начало пути примирения между Богом и человеком (хотя путь проложен от вечности, но сейчас начало его кульминационной части): «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их …» (2Кор. 5:19а). Рождество Христово – это протянутая рука Миротворца к Своим врагам. Но Павел продолжает: «… и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5:19б). Лучшими миротворцами являются не послы доброй воли, но проповедники Евангелия.
Во-вторых, во Христе разрушается многовековая вражда между иудеями и язычниками. Апостол Павел так объясняет одно из достояний Креста: «и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф.2:16). Но не только была разрушена этническая вражда, но также вражда между рабами и свободными, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами… Только Евангелие Иисуса Христа способно глубоко и эффективно решать проблему межчеловеческих взаимоотношений. Если же мы, к сожалению, часто сталкиваемся с иной картиной, то проблема не в Евангелии, но в том, что мы слабо понимаем его и не подчиняемся ему в нашей практической жизни.
«В человеках благоволение»
Речь буквально идет о благоволении Бога к человеку (см. перевод МБО «к которым Он милостив»). И это удивительно! Ведь святой Бог в гневе на грешника и ничто не может умолить Его праведного гнева. До этого момента человек испытал все возможности, включая исполнение Божьего закона, чтобы расположить Бога к себе. Итог? Божий гнев умножился на обнаженного законом грешника.
Но ныне Евангелие свидетельствует о Божьем умилостивлении. Божий справедливый гнев был излит на Христа, на Которого был возложен наш грех. Именно по этой причине Божьему Сыну было суждено родиться в хлеву и быть положенным в «ясли» как агнцу для грядущего жертвоприношения. Оно «свершилось». Отныне Бог благоволит к нам! Он наш Отец! Ангелы ликуют! Итак,
Рождество Христово прежде всего не о нас, но о славе Божией; отвращает наше греховное внимание от себя на Бога и Его славу.
Рождество Христово возвещает о начале пути искупления и решения проблемы вражды между человеком и Богом, и как следствие, между собой.
Рождество Христово – это и рассказ о том, как Бог вскоре станет благоволить к нам.
Сергей Дрозд