У каждого из нас свой список опасных или «смертных» грехов. Мы сторонимся их, не желая быть отверженными обществом и Богом. Но давайте посмотрим, как Сам Творец оценивает проступки людей и какой грех для Него является непростительным. Для этого мы обратимся к десятой главе Послания евреям. Именно в ней мы находим ясное указание на грех, лишающий человека Божьей благодати – пренебрежение святыней! Проявление этого греха в активной, воинственной форме Иисус назвал «хулой на Духа Святого». Мы же посмотрим на его скрытые, но не менее серьезные проявления.
В своем послании апостол Павел предупреждает нас об опасности непочтительного отношения к великой жертве. «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живого!» Евр.10:28-31.
Павел напоминает нам о строгости отношений с ветхозаветным законом. Всякий, кто не принимал его постановлений – наказывался смертью, причем без права на помилование. Тем более, говорит Павел, кто «не почитает за святыню Кровь завета», подвергнется еще большему наказанию – вечному аду. По словам апостола, именно таким будет Божье воздаяние тем, кто «попирает Сына Божьего», то есть, легкомысленно, без должного благоговения относится к жертве, принесенной Христом. Это и есть непростительный грех, и в Божьих глазах и такой грех заслуживает только возмездия: «у Меня отмщение, Я воздам».
Далее апостол уточняет, что отсутствие почтения к Божьему Сыну одновременно является унижением Божьего Духа: «Духа благодати оскорбляет». Именно через Христа Бог проявил к нам незаслуженную любовь и дал прощение. Не верить в замещение на кресте означает оскорбить, отвернуться от протянутой Божьей руки, высокомерно отвергнуть дар благодати, пренебречь добротой и расположением Бога. Что может ожидать такой человек, когда предстанет пред Ним? Павел лишь сожалеет о будущем души такого человека: «Страшно впасть в руки Бога живого!».
Но прежде чем призвать верующих к должному отношению к великой жертве, Павел многогранно описал подвиг Христа. Он умер и воскрес, чтобы мы были «освящены единократным принесением (Его) тела» (ст.10). Этим «одним приношением (Он) навсегда сделал совершенными освящаемых» (ст.14). И Бог пообещал верующим: «грехов их и беззаконий их не вспомяну более» (ст.16-17). Теперь они могут смело приближаться к Его престолу, то есть «входить во святилище посредством Крови Иисуса» (ст.19). В итоге Павел призывает от всего сердца верить в спасительное дело Мессии: «да приступаем с искренним сердцем, с полною верою», «будем держаться исповедания упования неуклонно» (ст.22-23).
Сегодня трудно найти откровенных атеистов. Мы выросли и живем в христианской среде, а значит, по умолчанию научены если не уважительному, то толерантному отношению к церковной традиции. Конечно мы не станем открыто хулить имя Христа. И все же, такой грех, как пренебрежение святыней, может проявляться в нашей жизни и менее очевидным образом. Здесь же, в десятой главе, Павел упоминает о двух его проявлениях: оставление собрания Церкви и произвольный грех. Давайте подробнее поговорим именно о них.
- Пренебрежение собранием Церкви.
После призыва приступить к Богу с искренним сердцем и настоящей, полной верой, апостол Павел сразу же поясняет, что это значит: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (ст.24-25). Логика апостола проста: держаться христианского исповедания — это неизбежно быть в лоне Церкви. Причем, участвуя в жизни других верующих, поддерживая их, побуждая «к любви и добрым делам». Быть членом общины — это не «прихожанство», а активная позиция служения своим братьям и сестрам по вере. Церковь — это дом, семья Христа, и поэтому наше отношение к другим верующим проявляет наше истинное отношение к Нему. Вот что сам Иисус говорит о ценности членов Его собрания: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» Мф.18:10.
Греческое слово «презирать» указывает на нерадение, небрежное и невнимательное отношение к человеку. И если мы не заботимся о единоверцах, то мы не радеем о семье Христа! Иисус настолько неразрывно ассоциирует себя со Своей Церковью, что безразличие к ее членам относит на Свой счет. Этот принцип хорошо заметен в судебной притче об овцах и козлах в Мф.25:31-46. Достаточно взглянуть только на два ключевых стиха. В первом Иисус принимает служение верующим за любовь к Нему: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (40). В другом осуждает на погибель безразличных к членам Его духовной семьи: «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (45-46).
К сожалению, многие забыли, что, пренебрегая собранием, они неизбежно пренебрегают и вечерей Господней. Эту заповедь Иисус призвал нас совершать вместе и с постоянством. «Сие творите в Мое воспоминание» Лк.22:19. Когда в собрании мы вкушаем один хлеб и пьем из одной чаши, то вспоминаем и рассуждаем о святыне – о пролитой Крови Христа. И как мы готовимся и участвуем в вечере, также указывает на наше истинное отношение к великой жертве. Еще одним из неотъемлемых элементов церковной жизни является проповедь. О верующих в Иерусалиме сказано, что «они постоянно пребывали в учении Апостолов» Дн.2:42. Уже два тысячелетия в Церкви преподается апостольское учение. Неделя за неделей, месяц за месяцем христиане вникают в историю искупления. Звучит проповедь о Христе и Его спасительном деле для нас. Иисус прямо заявил, путь жизни указан в Писании, а всё Писание говорит о Нем. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» Ин.5:39. И если мы отказываемся слушать проповедь о подвиге своего Спасителя, то пренебрегаем кровью Божьего Сына. «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» Пр.28:9.
- Произвольный или привычный грех.
Непочтение к делу Христа проявляется не только в оставлении собрания, но и в небрежном отношении к своей праведности: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» Евр.10:26-27. Конечно, говоря здесь о произвольном грехе, Павел в первую очередь имеет ввиду тех, кого давно нет в Церкви. Но это совсем не значит, что любой другой вошедший в привычку грех, менее опасен. Павел лишь объявил основополагающий принцип для любого греха, ставшего правилом жизни. То есть, когда мы, получив познание истины, зная о пролитой за нас Крови, продолжаем жить в грехе, то для нас «не остается более жертвы за грехи». Другими словами, один грех небрежения святыней превращает любой наш произвольный грех в непростительный!
Когда Павел говорит о «произвольно грешащих», то имеет ввиду тех, кто делает это естественно и даже охотно. Произвольный грех — это грех, вошедший в привычку, когда порок встроен в повседневную жизнь. Раздражение, недовольство, уныние, сквернословие, пошлые шутки, оскорбление, ложь, полуправда, сплетни, жадность, лень, неуважение, зависть, осуждение, обиды, ссоры, пьянство, курение, упоминание имени Господа в суете, непосещение Церкви, отсутствие молитвы и изучения Библии и многое многое другое. Всякий, кто произвольно грешит, уже почти не замечает греха, не исповедует его, не борется с ним. Зачерствевшая совесть уже не осуждает его. Такая жизнь — есть плод небрежения святыней, и поэтому душу такого человека Кровь Христа не очищает.
Почему произвольно грешащий лишается Божьей благодати прощения? Бог призвал нас к послушанию Христу. Как наш Спаситель Он имеет право ожидать от нас почтения к Его воле. И если в нас хоть немного теплиться дух благодарности Господу за Его подвиг, мы не сможем легкомысленно относиться ко греху. Грех, как духовное беззаконие, противостоит и раздражает Божью святость. О Христе сказано: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие» Евр.1:9. И если мы знаем, что грехом мы оскорбляем Христа, а праведным поведением превозносим, то, естественно, мы будем всеми силами бороться с порочными привычками. Эта борьба и есть признак почтения к великой жертве. Попустительство же греху, указывает на безразличие к Тому, Кто не приемлет грех.
В начале мы поставили вопрос: какой грех может стать для нас непростительным? Ответ оказался многосоставным. Непростительным является только один грех — грех непочтения к пролитой за нас крови Христа. В тоже время, любой из наших грехов-привычек становиться непростительным, ведь он проистекает из небрежения святыней. В то же время, если мы ищем Божьего прощения, обращаясь с почтением к искупительной жертве, мы можем рассчитывать на прощение любых наших, даже самых тяжких, преступлений. Иисус на кресте выстрадал наше полное очищение!
Итак, самый страшный грех, который только мы можем совершить – это не поверить Богу, отдавшего за нас Своего Сына. Не признать себя виновным и нуждающимся в Его заступничестве. Не почитать подвиг Спасителя. Не преклоняться перед святой Кровью завета. Такое неверие подобно касанию зеницы Божьего ока! И нам стоит знать, что, не принимая Христа, вместе с этим мы отказываемся от Его платы за наш грех. Ни одно преступление не может быть отпущено нам без Его жертвы. Отказываясь от поклонения Ему, мы отрезаем себе дорогу к прощению, срубаем ветвь, удерживающую нас над пропастью ада. Теперь любой из грехов, даже самый малый, ведет нас к проклятию. Поэтому не почитать Христа означает совершить духовное самоубийство, стать Божьим врагом без права на помилование.
Итог нашим размышлениям подведет призыв апостола, которым он завершает учение об опасности впасть в грех непрощения. Павел просит нас не оставлять нашу надежду на Христа и в терпении, исполняя Его волю, двигаться к спасению души: «Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души» Евр.10:35-39.
Краткие вывода по теме:
- Непростительный грех – это пренебрежение святыней, кровью, пролитой Божьим Сыном на кресте за наши преступления.
- Любой наш произвольный (привычный) грех становиться непростительным, так как является производным от греха пренебрежения святыней.
- В жизни наше неуважение к великой жертве Христа может выражаться в:
- оставлении собраний Церкви;
- неучастии в вечере Господней;
- отказе быть наставляемыми через библейскую проповедь;
- оставлении борьбы с греховными пороками и привычками.
Федоренко Жан