С самого начала своей истории церковь провозглашала Христа Спасителем и Господом. Он Тот, кто избавляет Свой народ от грехов, и Тот, кому этот народ повинуется. Но не всегда и не для всех христиан оба эти аспекта были очевидны и бесспорны. Одни пытались оспорить искупление, другие – господство. Одни акцентировали внимание на строгом Повелителе, другие – исключительно на Дарителе прощения. Обе крайности искажали образ Божьего Сына, приводя церковь к ошибкам в учении и практике. Наше время не исключение. Ряд общин все еще переживает поверхностное понимание господства Христа. Именно об этой проблеме мы и поговорим.
Несомненно, перед крещением собрание святых хочет убедиться, что крещаемый действительно верует в умершего за его грехи и воскресшего Господа. Вот только само слово «Господь» не всегда понимается в его прямом значении, как господин и повелитель. Скорее, оно воспринимается как указание на Его божество и равенство с Отцом. Отчасти это верно, но подобное смещение акцента уводит его от главного значения, а именно, что Иисус – наш Господин, Государь, Повелитель, Хозяин. Именно об этой Его роли служители могут сказать вскользь, или мало, или вообще умолчать.
Это серьезное упущение, и вот почему. Сам Иисус пресекал необдуманное следование за Ним тех, кто не понимал, что означает принять Его первенство и господство. Евангелист Лука достаточно подробно описывает один из таких эпизодов: «С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:25-27).
Эти слова были обращены к тем, кто пошел за Христом, считая себя Его учеником. Они посчитали достаточным уже тот факт, что физически следуют за своим Равви. Иисус же охлаждает их пыл и поверхностную инициативу. Оказывается, они не могут быть с Ним, если всецело не посвятили себя Ему. Только если в вас произошла коренная перемена, а все ваши самые дорогие цели и блага уступили место Господу, только тогда ваше ученичество можно считать настоящим. «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:33).
Учение Христа универсально. Оно обращено ко всем, кто думает быть христианином или готовится стать членом церкви. Им придется согласиться с абсолютным правом Христа распоряжаться их жизнью так, будто они Его рабы. И как раз здесь церковь и ее служители могут дать слабину, обойти острые углы, не желая напугать новообращенную душу завышенными требованиями к ученичеству. Возможно, это обусловлено страхом исказить Евангелие или привнести в него идею спасения по заслугам, которую мы можем усмотреть в преданности своему Господину. И отчасти такой страх обоснован.
А действительно, посвящение Христу – это условие или признак спасения? Ведь если посвящение – обязательное условие, то спасение уже не только по вере, но и по делам. А если исключительно признак, то мы не искажаем Евангелие благодати. Тогда мы действительно спасаемся по вере, даром, не от дел, а истинная вера лишь приводит нас к делам посвящения. Именно так мыслил апостол Павел (Еф. 2:8-10). Поэтому мы смело утверждаем, что наше подчинение Христу как Господу – это не условие спасения, а неизбежная производная благодати в сердце спасенной души, то есть его признак.
К какому же посвящению призывает нас Иисус? Как оно должно выглядеть? Это очень важный вопрос в свете того, что именно посвящение определяет фундаментальный образ истинных верующих. Практически на основании характера своего посвящения мы можем либо быть уверены в своей новой идентичности, либо, наоборот, усомниться в ней. Итак, Иисус отмечает как минимум три аспекта.
1. Посвящение должно быть обдуманным заранее. Именно на это указывает текст Лк. 14:28, 31: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее… Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде…» Обратите внимание: прежде чем человек примет решение стать христианином, он должен подсчитать цену, все взвесить, хладнокровно обдумать.
2. Посвящение должно носить постоянный характер. Жизнь для Христа – это не разовые акции или служение по выходным. Речь идет о процессе, ежедневном несении тягот посвященной жизни: «…и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:27). Обычно мы объясняем крест как символ страдания и готовности умереть за Христа. Но при этом забываем, что если нет надобности погибнуть за веру, то остается необходимость жертвенно служить Христу в повседневной жизни, что соизмеримо со смертью для самих себя.
3. Посвящение должно быть неоспоримо полным. Нам, конечно, проще разделить свою жизнь на до и после богослужения. Но в действительности призыв Христа затрагивает абсолютно всё – наше время, увлечения, имущество. «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:33). Другими словами, ничто из того, что мы имеем, не должно помешать нашему поклонению и служению Христу.
Таким образом, Иисус призвал потенциальных учеников к осознанию цены посвящения, а значит, и следования за Ним. С самого начала Он честно показал, что их ждет, если они станут частью Его собрания. Прежде чем пойти, они просто обязаны взвесить все за и против. И если об этом говорил Иисус, то тем более это должна делать Его церковь. Вот почему так важно, чтобы перед крещением состоялся разговор на тему господства. Впрочем, стоит сразу оговориться, что такая беседа – это не проверка на детекторе лжи или, того хуже, линейка, с помощью которой служитель может определить достаточную степень верности новообращенного. Ведь, по сути, никто из нас не способен на практике реализовать принцип полной посвященности – во всем и всегда («А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона», Гал. 3:10). Поэтому давайте вначале уточним, что разговор о господстве Христа не означает.
Во-первых, разговор о полном посвящении не предполагает клятвенных обещаний. И хотя при крещении мы спрашиваем, готов ли человек служить Богу с доброй совестью (1 Пет. 3:21), не всегда такое обещание имеет в виду качество преданности. Да и примеров подобных обещаний в Новом Завете мы не находим. Скорее, Иисус ожидает не клятвы, а внутреннего согласия человека с трудностями и болью на пути ученичества. А от произнесения клятвы Он и сам нас предостерегает (Мф. 5:33).
Во-вторых, такой разговор не обязывает доказывать другим свое полное посвящение на практике. Например, наравне с другими принимать участие в служении церкви. Учитывая, что сам процесс ученичества только начинается, нельзя ожидать от новообращенного проявления характера взрослого Божьего мужа. Вот почему разговор о посвящении – это не установление некоего проходного балла или поведенческого стандарта.
Так какие аспекты посвящения должны быть затронуты? Какие ожидания со стороны церкви будут обоснованны и уместны? О чем служители Христовы просто обязаны говорить? Здесь мы можем выделить три истины.
1. Крещаемый должен ясно понимать концепцию посвящения, осознавать свою роль раба, который призван на служение Господину. И задача наставников честно, «без купюр» озвучить неизбежные и возможные последствия такого посвящения.
2. Необходимо убедиться, что крещаемый внутренне согласен с данным учением, не оспаривает право Христа на управление его жизнью во всех сферах. И не просто согласен, но высказывает искреннее желание отдать все полномочия власти своему Спасителю.
3. Следует обнаружить в кандидате задатки послушания, свидетельствующие о начале его духовного движения. Убедиться, что желание подчиняться заповедям уже проявляется в ряде сфер: молитве, изучении Библии, церковном сборе и т. д. Другими словами, убедиться в наличии хоть и невеликого, но достойного плода покаяния.
Итак, цель беседы перед крещением – удостовериться, что новообращенный ясно понимает идею полной посвященности Христу, принимает ее всем сердцем и, конечно, уже начал ее практиковать. Только тогда мы можем говорить, что служители и наставники изложили неискаженное Евангелие, представили Христа и Спасителем, и Господином. Но это не означает, что такой разговор уместен только при обращении, когда необходимо распознать истинное состояние человека, желающего стать частью поместной церкви. На протяжении всей жизни мы нуждаемся в обновлении и укреплении нашего посвящения своему Небесному Владыке. Ослабление же учения о господстве может нанести церкви серьезный урон. И вот к чему может привести уклонение от четкой проповеди на тему всеобъемлющего господства Христа.
Во-первых, к искажению Евангелия. Благая весть представляет нам не только Христа-Спасителя, но и Христа-Господина. Апостол Павел напрямую связывает наше спасение с признанием господства: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9). Исповедовать и означает согласиться, признать всеобъемлющее право Божьего Сына распоряжаться нами. Таким образом, Евангелие не может быть принято без готовности быть послушным абсолютно во всем. В противном случае мы проповедуем иное Евангелие, иной дух, иного Иисуса.
Во-вторых, к затруднению в преодолении духовных кризисов Божьими детьми. Неверно представляя картину ученичества, в которой «Христос для меня, а не я для Христа», многие верующие остро и болезненно переживают трудности и лишения (тяжесть креста). Они не готовы к испытаниям, потому что внутренне не согласились с ними еще в начале духовного пути. Они не поняли, что посвящение предполагает жертву, отказ от своих сценариев и удобств. Стесненные обстоятельства подрывают их уверенность в Боге, отнимают радость спасения. А если при этом в церкви звучали проповеди только о Божьих благословениях, то боль от их отсутствия становится еще более невыносимой.
В-третьих, церковь, в которой не проповедуется господство Христа, быстро наполняется номинальными верующими. Они готовы спасаться и даже иногда делать добро, но совершенно не готовы платить цену посвящения. Когда приходит шторм (пандемия, война, экономический кризис), их первых смывает волной с палубы корабля. И речь идет не только об активном продолжении служения, но даже о посещении собрания. Открытые формалисты уходят сразу, скрытые остаются, отстраненно наблюдая за «трудягами». Если их не будоражит проповедь о посвящении, они еще долгое время будут «осаждать» собрания.
И в-четвертых, там, где нет учения о Христе-Господине, умножается соблазн для истинных верующих. На риторический вопрос апостола Павла: «Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» (1 Кор. 5:6) – есть только один правильный ответ. Члены церкви, не знакомые с учением о господстве, – потенциальные кандидаты на отпадение. Но прежде чем они уйдут, церковь подвергнется их разлагающему влиянию. Образ жизни братьев и сестер неизбежно влияет на степень нашего посвящения. Если вокруг меня сонное царство, то и я сам не прочь сложить руки. Павел предупреждает: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Если церковь не проповедует о полном посвящении, то тем самым приглашает к себе худое сообщество. В итоге критическая масса непосвященных Господу людей может стать бесславием церкви, представляя миру совершенно иную картину Христовой Невесты (Рим. 2:24).
Что же делать? Обновить или даже вернуть учение о господстве! Еще раз переосмыслить текст Лк. 14:25-35. И конечно, сделать это разумно и взвешенно, не превращая идею посвящения в плеть или инструмент запугивания. Сохраняя краеугольный камень евангельской веры спасения по благодати (даром, не от дел), представить послушание как неизбежный ее признак, когда мы ясно осознаем, что спасаемся исключительно по вере, но по вере, которая не приходит одна, по вере, которая чего-то нам да стоит.
Учение о посвящении Иисус завершает небольшой иллюстрацией: «Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее» (Лк. 14:34-35). Никто из нас даже не подумает хранить у себя несоленую соль, она нам не нужна. Так и Христос не приемлет учеников без посвящения. Господь задает риторический вопрос: «Чем исправить [соль]?» Ничем! Христианина, не живущего для своего Спасителя, нет смысла исправлять и совершенствовать, потому что он никогда и не был пригоден для Божьего Царства, – «вон выбрасывают ее».
Автор: Жан Федоренко