Иисус ставит перед нами самый важный вопрос бытия: как сберечь нашу душу? И Ему понадобилось всего два предложения, чтобы указать всем нам направление к обретению вечной жизни. «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» Лук.9:23-24. Что вы видите в этом высказывании: трудное условие для спасения или образ жизни уже спасенного человека? Наш ответ лишь покажет, насколько верно мы понимаем Евангелие. Но как бы мы не ответили, оценив наше отвержение себя как причину или как следствие принятия нас Богом, конечный результат этого принятия неизбежно один, это – отказ от себя, потеря и смерть для своего я.
Греческое слово отвергнуть, арнеомай можно полнее перевести, как отрицать, отрекаться, отказываться, выбрасывать. Мы неоднократно слышали о людях, которые отказывались от себя ради других. Жены декабристов, имея возможность остаться в своих столичных домах, оставляли все и ехали за своими осужденными мужьями в ссылку. Матери, которые забывая о своем личном счастье, отдают свои силы детям. Каждый день они теряют себя ради устроения счастливой судьбы своих чад. Солдаты, оставлявшие свои дома, шли за своими полководцами, шли до победы и даже до смерти. Их жизнь была потеряна для их личных устремлений. Они служили великим целям своих великих генералов. Все это примеры отвержения себя ради других: близких, далеких, общества в целом или только, ради одного человека. В любом случае мы ясно понимаем, что потерять себя ради другого, означает отказаться от своих сокровенных планов и желаний. Стать добровольным заложником и рабом другого человека, его судьбы, его бед, его обстоятельств.
Словосочетание отвергнись себя можно еще прочесть как, умри для самого себя. Для нашей души нет ничего страшнее, чем слово смерть. И если смерть физическая может пугать нас как далекая перспектива окончания всего земного, то смерть для своих желаний приводит нас в оцепенение. Мы не хотим отдавать свой мир надежд и планов. Мы живем нашими мечтами и желаниями. По сути, мы и есть наши заветные и сокровенные чаяния. Чужеродные смыслы и сценарии мы расцениваем, как препятствие к достижению наших целей. Отказ от своих интересов вползу других, для многих из нас видится как слабость и поражение. Одним словом все, что умерщвляет наше я, мы расцениваем как враждебное. Поэтому первой нашей реакцией на предложение выбросить себя естественно будет сопротивление и отказ. Многие христиане стали христианами, потому что не слышали о таком призыве Христа, другие не желают быть христианами, потому что хорошо осведомлены о нем. Но равно и те, и другие, сталкиваясь с этим учением Библии, удивляются, сомневаются и даже возмущаются такой претензии Христа на их жизнь.
А теперь давайте детальнее рассмотрим пять граней в призыве Божьего Сына к Своим последователям. Итак, отвергнуть себя означает отказаться от: 1) любви к себе; 2) своих привязанностей; 3) своих целей и желаний; 4) своих убеждений; 5) своего имущества. Конечно, это не полный перечень сфер, в которых наше я должно подчиниться господству Христа. Но пяти вышеперечисленных достаточно, чтобы представлять себе, что означает быть учеником Христа или христианином в действительности.
- Отказ от любви к себе. Любовь к своей персоне, пожалуй, можно назвать средоточием всей нашей душевной жизни. Именно эта любовь побуждает нас устремляться к удовлетворению потребностей нашего эго, его мечтаний и капризов. Гипертрофированная любовь к себе естественно становиться заметна для всех окружающих, потому что неспособна жертвовать своим счастьем и интересами. А неспособность к жертве исключает возможность посвящения такой души Христу. Иисус говорит: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» Иоан.12:25. Т.е. всякий кто неразумно привязан к счастью своей души, погубит ее. Любить себя неразумно, значит любить себя в этом мире, без оглядки на перспективу жизни души в вечности. Это значит искать счастья души здесь и сейчас на земле, искать земного, мирского счастья. Но Иисус призывает нас возненавидеть нашу душу с ее земными установками и претензиями. Душа, которая строит рай на земле, неспособна последовать за Христом, ведь его путь это путь страдания и боли. Ненавидеть свою душу в этом мире значит не поддаваться на ее уговоры устроить здесь удобную обитель. Ученик Христа должен настолько забыть о своем внутреннем душевном комфорте, что должен быть готов страдать и даже умереть в любой момент ради своего Учителя. «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» Лук.14:26.
- Отказ от привязанностей. Надо отметить, что многие из нас справились с собой, когда отчасти приструнили и обуздали свое эго. Мы искренне полюбили наши семьи, близких нам людей. Мы заботимся о них, жертвуем многим ради блага родных. И все же даже такую привязанность невозможно назвать окончательной победой над нашим себялюбием, ведь семья зачастую является лишь нашим тайным средством обретения личного счастья. Но какие бы мотивы нами не двигали, Иисус говорит, что никто из близких нам и любимых людей не может занимать наивысшее место в нашем сердце. Наша первая любовь и главная посвященность должна принадлежать только Христу. «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, тот не может быть Моим учеником» Лук.14:26. Слово возненавидит, дает нам указание на то, каким глубоким и полным должно быть наше посвящение Спасителю в сравнении с любовью к родным. Это значит, что никто из людей, даже самых наших близких, не имеет права на исключительное место в нашем сердце и тем более власть над нами. Мы знаем, что человеку свойственно подчиняться тем, кого он любит, именно поэтому ученик Христа, это человек возлюбивший Христа более других. Другого места Христос не приемлет. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» Матф.10:37.
- Отказ от своих целей и желаний. Все мы построили планы на будущее. Мы тратим свое время, силы, таланты и деньги, чтобы достичь нашей удачи, исполнить желания, получить удовольствия. Каждый продвигается к своим целям, будь они благородные или низменные. Мы можем разделить наши желания на две группы. К первой явно греховной группе можно отнести такие пороки как: ложь, пьянство, прелюбодеяние, воровство, жадность, ссоры. К другой группе, можно отнести желания, которые на первый взгляд нельзя назвать греховными, но они становятся таковыми, если реализуются вне поклонения Богу. Это своего рода идолы счастья, к которым прилепляется душа, в достижении которых мы находим или найдем удовольствие. Это наши любимые увлечения, путешествия, зрелища, хобби, еда и питье, искусство, и многое другое. Даже эти, добрые в своей сути вещи становятся грехом, если превращаются в страсть и смысл жизни. А наши земные прихоти, влечения и страсти настолько живучи, что отказаться от них для многих из нас трагично. Ученики Христа, призваны отвергнуть греховные удовольствия и подчинить все иные желания Божьей воле и разумному употреблению. «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» Гал.5:24. Смерть на кресте считалась самой позорной и жестокой смерть для преступника. Поэтому распять свою плоть значит решительным образом отвергнуть свои эгоистичные желания, которые конфликтуют с учением Христа и Его призывом к служению. Спаситель призвал нас строить Его Церковь созидать Его Царство.
- Отказ от своих убеждений. Все наши поступки является производными наших мыслей. Как мы думаем, так мы и поступаем. Наше мировоззрение это наш свод законов, наша призма, очки в которых мы обозреваем самих себя и окружающий мир. Искаженный взгляд рождает извращенную жизнь, наши моральные и нравственные заблуждения рождают бесплодную и греховную жизнь. Поэтому, не имея верного понимания истины, невозможно угодит Христу. Важно не просто делать то, что Он делал, но думать как Он, чувствовать и глубоко в сердце быть солидарным с Его учением. Даже незначительное различие в понимании земных и божественных целей разделяет огромной пропастью нас с Христом. Вот как произошло с Петром: «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» Матф.16:23. Петр, всего-то, предложил Иисусу иной, по-человечески лучший вариант развития событий в служении Богу. Иисус самым решительным образом отвергает его предложение, причем указывает Петру, что тот занял позицию его духовного противника. Поэтому ученик Христа должен полностью подчинить свои убеждения и истинам Христова учения, иначе конфликт неизбежен, а следование за Учителем не возможно. К сожалению, в наше время даже христиане умудряются жить своими идеями, опытом и откровениями. Но отречься себя, значит отвергнуть любой свой опыт и интуицию, пусть даже они в прошлом приносили хорошие плоды. Только абсолютная истина Божьего слова – Библия может быть нашим путеводителем жизни.
- Отказ от своего имения. Сколько людей заканчивают свои поиски Бога, на моменте когда речь заходит об их имении и деньгах. Пожалуй, материальные блага и деньги являются одним из самых коварных поработителей человеческих душ. Иисус неоднократно заострял внимание учеников на богатстве как серьезном препятствии в деле посвящения жизни Богу: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» Мф.19:23. Для многих из нас сама мысль навсегда потерять с трудом, заработанные гроши уже крамольна. Но Иисус не оставляет для своих учеников альтернативы. Он говорит: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» Лук.14:33. Означает ли это, что нам надо раздать свое имение и стать нищими? Нет, но мы должны быть готовы сделать это в любой момент. Своими домами и деньгами мы должны служить Церкви Христа, представляя свое, как будто оно вовсе не наше. Ученик Христа, не более чем временный управляющий тем, что доверил ему Господь. Иисус ожидает от нас верности во всех областях нашей жизни, в том числе и в материальном служении Его Церкви. Даже верующие Ветхого Завета служили Богу своим имуществом и отдавали десятую часть от своих прибытков Богу. Тем более ученик Христа, который является священником Нового Завета, призван служить своему Господу с большей самоотдачей и щедростью.
- Взять свой крест. Но если вдруг мы все же решились пойти за Христом, тогда мы вступаем на тропу конфликта и войн. Наша душа начинает ныть и требовать счастья, наши близкие и родные требует полного внимания семье, наши мечты и о достижениях и карьере вопиют об упущенных возможностях. И вот все это давление Иисус назвал нашим крестом в следовании за Ним. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Лук.9:23. У каждого человека свой крест, свои испытания. Это означает, что не везде обязателен конфликт интересов. У одного в аппозиции семья, другого не отпускает его имение или дело приносящее прибыль, третьему трудно расстаться со своими маленькими греховными удовольствиями. Но этот крест, это бремя или тяжесть хороший знак для нас. Это значит, что мы идем верным путем, путем нашего Учителя. Но если мы избегаем этого противостояния и борьбы, очевидно, мы избавляемся от креста, не желая его нести. А кто сходит с дистанции, тот и не можем называться христианином. «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» Матф.10:38 – говорит Иисус.
Давайте вернемся к вопросу в начале нашего обсуждения: отвержение себя, это условие или следствие спасения души? Иисус говорит, что всякий, кто поверил Ему, тот и послушен Ему, тот и отвергается себя. А всякий неверующий, отказаться от себя не хочет, да и не может. «Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» Ин.10:26-27. Сначала по вере мы становимся овцами Его пажити, и только потом обретаем силу страдать вместе с Ним. Да, мы верим в Евангелие провозглашающее спасение одной только верой, но верой неизбежно производящей любовь и послушание Господу. И способность отвергать и умирать для самих себя и есть верный признак наличия в нас спасающей веры.
И конечно стоит добавить, что следование за Спасителем не сулит нам исполнение наших желаний здесь на земле. Он не обещал нам хранить наши семьи и удачно устраивать наши судьбы. Он предложил нам путь совершенно не похожий на сценарий счастья этого мира. Это путь отвержения себя, принесения своей жизни в жертву Его воле, Его планам, Его делу, Его Царству. Он Сам является средоточием нашего спасения. Любя Его, следуя за Ним, всецело посвящая себя Ему, мы свидетельствуем о том, что наши души избавлены от вечного наказания. Он, есть Спаситель, давший нам все, и познав Его, мы способны отвергать наше я. И сегодня, Он спрашивает у каждого из нас: «А вы теряете свои жизни ради Меня? Ведь, «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее».
Федоренко Жан