«Мы верим в разных богов» — именно так заканчивались беседы с людьми, с которыми мне удавалось глубоко поговорить о вере. Они не были атеистами, деистами или агностиками, просто им не нравился тот Бог, которого я представлял. Это казалось нелогичным, ведь и я, и они ассоциировали себя с христианством. Мои собеседники были крещены, уважительно относились к церковной традиции. Конечно, в процессе таких бесед я не раз цитировал Библию, ссылаясь на слова Христа, желая привести наши суждения к общему знаменателю. Но чем детальнее становился наш разговор, тем более расходились наши позиции.
Но разве такое возможно в оценке одного христианского Бога? Неужели церкви и их школы настолько разнятся, что приводят нас к разным верам? Оказалось, все намного проще. Чаще всего несогласие было связано не сколько с доктринальными тонкостями, сколько с высказываниями Христа и Его апостолов. Именно они смущали моих собеседников. Когда же я призывал их принять библейский взгляд, то чаще слышал такие возражения: «где гарантии, что это истина? эту книгу написали люди; возможно, она давно устарела; ее множество раз переписывали; это просто сборник мифов» и т.д. Все это говорило только об одном – Библия для моих собеседников не являлась авторитетной книгой. Свои знания о Боге они черпали совершенно из других источников.
Подумайте, мы верим в Бога, крестим детей, празднуем Пасху и Рождество, называем себя православными, католиками, протестантами и вдруг выясняется, что мы не во всем соглашаемся с книгой, из которой выросло само христианство. Но могу ли я называться верующим, если я не принимаю Библию как абсолютно точное Божье откровение? Ведь сама Библия без стеснения заявляет, что она является Божьим словом. Фраза «Так говорит Господь» повторяется в Ветхом Завете сотни раз. Кроме этого существует множество разумных доводов, подтверждающих ее божественность. Мы только назовем их, хотя, конечно, они заслуживают большего внимания.
Библия честна и непредвзята, она без прикрас говорит о человеке, открывая даже грехи святых Божьих людей. Библия не противоречит сама себе, хотя ее писали сорок авторов в разные времена на протяжении полутора тысяч лет. Текст Библии сохранился в первозданном виде, потому что библейские писатели и переписчики были точны и добросовестны в своем труде. Библия представляет достоверные исторические и географические сведения о жизни Израиля и окружавших его народов. Сотни библейских пророчеств в точности исполнились в судьбах отдельных людей, государств и великих империй. Библия самая издаваемая, распространенная, читаемая и преследуемая книга. По своему воздействию ей нет равных, она продолжает менять жизни, спасая нас от духовного разложения. И самое главное, авторитет Библии подтвердил сам Христос, и, если мы верим Ему, тогда разумно принять и Священное Писание. Но вот парадокс, даже приводя все эти аргументы я ничуть не убедил своих оппонентов доверять Библии и признать ее правоту.
Здесь стоит оговориться, что даже самые точные научные доказательства не могут поставить точку в вопросе доверия Библии. Да и не должны! Если мы обращаемся к любой из наук за подтверждением достоверности Божьего откровения, то сама Библия сразу же теряет статус первоисточника истины. То есть более высоким доверием обладало бы та сфера знаний, к которой мы обратились за удостоверением. Поэтому нам нет нужды обращаться к логике или науке как судье, ведь таким образом мы пытаемся легитимировать совершенное Божье слово несовершенным знанием человека.
Итак, если даже научные факты не убеждают нас в достоверности Писания, то каким вообще образом побеждается наш скептицизм, и как люди становимся верующими? Ответ прост, но одновременно труден для принятия, особенно для тех из нас, кто превозносит силу человеческого разума. Вот три принципа наших отношений с истиной, которые и определяют наше отвержение или любовь к Священному Писанию.
Первый принцип: божественного никто не знает, кроме Божьего Духа. Апостол Павел пишет: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор.2:11).
То есть, ни один из нас не может без посторонней помощи прояснить место пребывания божественной истины. Подобно тому, как никто не знает мыслей другого человека, так никто из нас: ни логик, ни мистик, ни ученый не способен доказать и обрести уверенность в том, что именно в Библии записаны Божьи слова и мысли.
Второй принцип: только Божий Дух способен убедить в истинности Писания. «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1Кор.2:12).
Павел утверждает, что мы, христиане, приняли Дух, который и принес нам точное знание о всех Божьих дарах, в том числе и Библии, которая является посланием любящего Отца своим детям. Другими словами, Дух просветил наш разум и убедил нас верить всему, что записано в Священном Писании. Это сверхъестественное суверенное действие Бога, которое мы не можем сами вызвать или спровоцировать.
Третий принцип: Дух убеждает нас посредством самого Писания. Павел продолжает: «что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1Кор.2:13).
Именно сама Библия, содержащая в себе учение Христа становиться тем инструментом, посредством которого Святой Дух меняет наше мышление. Таким образом Дух действует через конкретное записанное учение. Иисус не раз повторял своим ученикам, что «слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин.6:63). Для Духа слово является своего рода одеждой или видимой формой.
Итак, эти три принципа утверждают, что убежденность в достоверности Библии невозможно обрести без Божьей помощи, т.е. без откровения свыше. Мало того, если мы сомневаемся, то, очевидно, в нас нет Божьего Духа и мы не принадлежим Ему. Ведь написано: «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). Иисус ясно сказал, что «овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Ин.10:27). Слова слушаются голоса в греческом можно прочесть как слышат голос Мой. Христиане слышат Христа в Библии, доверяют Библии и следуют Библии. Вот почему доверие Писанию становиться для нас признаком принадлежности Богу. Всякий, кто не доверяет Библии, все еще далек от христианской веры.
В чем же опасность таких сомнений? Если мы не принимаем библейский текст как абсолютную истину, то закрываем себе возможность поверить в Евангелие, центральное послание Христа о спасении. «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим.10:13-14). Прощение становится реальностью только тогда, когда мы призываем библейского Господа, Христа, о котором узнали из Писания, Иисуса, которого открывает нам Библия. Поэтому только вера, рожденная посредством проповеди чистого Божьего слова может спасать. «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17).
Какой же итог? Чтобы нам искренне довериться Священному Писания, нужны как минимум два условия. Во-первых, нам необходимо читать Библию самим или же внимательно слушать здоровую библейскую проповедь. Во-вторых, просить Бога, чтобы Его Дух преобразил сердце, т.е. преодолел наше внутреннее сопротивление истине. Очень важно помнить, что грехопадение повредило наше восприятие Бога. Грех, как иррациональный агент, искажает правду, и мы не способны объективно оценить Божье послание. И даже когда Библия представляет нам убедительные свидетельства о себе, нам трудно встать на ее сторону. И все, что нам остается, это признать нашу порочную слабость и искать помощи у своего Творца.
Федоренко Жан