Бог ожидает от нас верного и качественного служения. Тем более Он ожидает этого от тех, кто говорит от Его имени. Именно поэтому апостол Павел призывает своего соратника и пастора Тимофея постоянно прилагать к этому старание: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). К сожалению, мы не всегда способны оценить важность и великую силу влияния добротного библейского наставления. Поэтому сегодня мы напомним друг другу о причинах, побуждающих нас возрастать в служении словом, но рассмотрим их с позиции антидостижений.
Первое: некачественным учением мы приводим себя к усталости и разочарованию.
Да, именно так, утомленными и бесплодными чувствуют себя некоторые из нас. Кто-то даже склоняется к тому, чтобы оставить призвание. Но давайте вспомним, что иногда усталость является следствием неразумно приложенных усилий. Царь Соломон говорит: «Если притупится топор и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить (Еккл.10:10). Изнуряющее опустошение часто постигает именно немудрых служителей. Мы можем говорить громко, говорить много, доказывать, спорить и даже угрожать, но все это становится бесполезным, если лезвие нашего понимания истины плохо отточено. Другими словами, мы рубим тупым топором, когда забываем, что мудрой и продуктивной проповеди предшествует длительная подготовка. Соломон же предостерегает нас от поверхностного и утомительного труда: «Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город» (Еккл. 10:15). Мудрость использует знание, чтобы достигать результата. Именно поэтому нам необходимо обретать новые знания и умения, учиться самим и брать уроки у компетентных наставников. Наши разочарования, напоминающие падение в яму, могут быть следствием некачественного обучения. Иисус говорит, что те, кто учится у слепых, обречены снова и снова падать, а значит, тратить силы впустую: «Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк. 6:39–40).
Второе: некачественным учением мы вредим душам Божьего народа.
Думаю, мы не раз были свидетелями неверного применения истины в разрешении семейных и церковных проблем. Сколько переживаний и душевных ран может открыть неквалифицированная духовная опека! Все тот же мудрый царь Соломон говорит нам: «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует» (Прит. 12:18). Печально, если наставник не обновляет свои навыки, а, напротив, скоропалительно дает советы, загоняя опекаемую душу в еще большую тьму. Соломон же замечает, что истина в руке расслабленного умом становится опасной: «Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов» (Прит. 26:9). Как шипы терновника впиваются в ладонь, так наша нерадивость в исследовании Слова не исцеляет, а ранит слушающих. Если мы не глубоки в познании, мы обрекаем себя и других на ненужную боль. Бог поставил служителей врачевать, но, к сожалению, не все это делают с мудростью. Соломон говорит, что «бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл. 8:9). И причиной тому бывает обычная леность и неряшливость в изучении Священного Писания. А подобную нерадивость Соломон сравнивает с расточительством: «Нерадивый в работе своей – брат расточителю» (Прит. 18:10). То есть если мы служим некачественно, то расточаем Божье имущество. Мы ослабляем душу Его святого народа: не питаем его в должной мере, не исцеляем ран, не снаряжаем к верному служению. В качестве предостережения Иисус привел нам пример нечестивых фарисейских наставников, которые только умножали непосильную ношу своих опекаемых: «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23:4).
Третье: некачественным учением мы вызываем Божий гнев.
Конечно, говоря о служении христианина, мы имеем в виду не гнев Бога-судьи, а негодование Бога-отца, который ожидает от Своих возлюбленных сыновей прилежания. Именно неверное учение в устах друзей Иова вызвало Божье негодование. И хотя они обильно наставляли своего несчастного друга, но делали это весьма плохо. Бог поставил низкую оценку их богословию. «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу феманитянину: „Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов, и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов“» (Иов. 42:7–8). Дважды Бог повторяет, что причиной Его гнева является не ересь в учении, а недостаточная верность. Их словам недоставало глубины и точности Иова. Вместо того чтобы брать уроки у праведника, они торопились обнародовать свои незрелые доктрины. И это не только предупреждение Ветхого Завета. Об этом со всей серьезностью предупреждает и Новый Завет. Иаков пишет: «Братья мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1). Оказывается, призвание учителя – находиться в центре Божьего внимания. Он непрестанно следит за чистотой и качеством духовного наставления. Ведь когда мы проповедуем, мы говорим о Боге или от лица Бога. И когда мы искажаем Его образ и желания, мы попадаем под осуждение. «Не пустое ли видение видели вы и не лживое ли предвещание изрекаете, говоря: „Господь сказал“, а Я не говорил? Поэтому так говорит Господь Бог: так как вы говорите пустое и видите в видениях ложь, за то, вот, Я – на вас, – говорит Господь Бог. – И будет рука Моя против этих пророков, видящих пустое и предвещающих ложь» (Иез. 13:7–9).
Итак, наше небрежное отношение к исследованию Божьего Слова может приводить нас к усталости и разочарованию, наносить вред нам самим и душам других верующих, а также вызывать гнев нашего небесного Отца. Конечно, все это скорее предупредительные, а не окрыляющие нас причины для верного служения. Но даже их достаточно для того, чтобы нам не относиться небрежно к своему призванию.
Несколько практических советов. Во-первых, выделяйте достаточно времени для исследования Писания. Во-вторых, приобретайте и используйте вспомогательный материал (книги, справочники, комментарии). В-третьих, повышайте свое мастерство у верных Божьих учителей и проповедников (через онлайн-курсы, учебу в колледжах, семинариях). Ведь всякий, кто перестает учиться, со временем дисквалифицирует себя как учитель.
И последнее, наш Господь Иисус в образе мудрости зовет нас к ежедневному усердию. «Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть» (Прит. 8:34–36). Наш Господь – это кладезь духовных благословений. В Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3). И чтобы действительно быть носителями и проводниками Его благодати и истины, давайте каждый день бодрствовать у Его ворот.
Жан Федоренко