Духовный рост – прерогатива мудрых. Своим устремлением они вторят словам царя Соломона: «человек разумный укрепляет силу свою» Прит.24:5. И пусть не так быстро, мы все же очищаем свою жизнь от заблуждений и пагубных привычек. А когда восходим к новым высотам, наслаждаемся плодами зрелости. Интересно, где мы остановимся? На каком этапе скажем – довольно? Мудрость всегда плодотворна, и может случиться так, что обустроенная жизнь не пожелает сделать следующий шаг. А сделать его все равно необходимо, потому что развитие неизбежно требует его.
Я решил написать эту маленькую статью о духовных успехах своих зрелых друзей, а если быть точнее, о точке, в которой многим из них понадобиться мудрый совет. Не мой, конечно, но исключительно того, кто в праве называться Учителем всех учителей. Однажды Иисус рассказал своим соотечественникам одну короткую притчу, которой обозначил шаткое положение благочестивого Израиля. Этот народ подошли к черте, где лишь один шаг, мог либо вознести их к небу, либо обнулить все их духовные достижения.
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» Мф.12:43-45.
Образы притчи достаточно просты. Человек, из которого вышел нечистый дух, это еврейский народ, Иисус назвал его злым родом. Нечистый дух, это идолопоклонство Израиля, которое Бог искоренял из его среды на протяжении многовековой истории. Остается выяснить, чем же должен был заполнить себя, очищенный от идолов, народ?
До того, как Иисус обратился к этой аналогии, фарисеи просили Его показать им знамение с неба, заверяющее Его божественность (ст.38-39). Они словно говорили, мы не прочь поклониться и служить тебе как Богу, только докажи. Иисус отвечает им, что даже грешники Ниневии поверили еврейскому пророку Ионе, а царица Эфиопии склонилась перед мудростью царя Соломона (ст.40-42). Эти непросвещенные язычники, вняли словам божьих людей, а вы, благоверные евреи, не узнаете во Мне Мессию? Как же вы избежите суда, если не принимаете Меня, Того, Кто больше Ионы и больше Соломона?
Таким образом, очищенный от идолов израильский народ упрямился и не желал занять свое сердце поклонением истинному Богу, пришедшему к нему во плоти. Вот, что означает дом оставшийся не занятым, в который вернулся злой дух. Иисус говорит, что так будет и с этим злым родом. Т. е., почитание ложных богов вернется не сейчас, не сразу, но в будущем. Вернется в новой более изматывающей для народа форме. Некоторые богословы считают, что израильский народ в будущем поклонится лжемессии, антихристу, что и станет для них последнее хуже первого.
Важно заметить, что Израиль в своей вере в единого Бога и нравственных стандартах, был действительно на две головы выше окружавших его языческих народов. Они точно были выметенным домом. Оставался лишь один последний и главный шаг – принять Мессию. К сожалению, они медлили, сомневались, упрямились. Но именно такое сопротивление и вскрыло их истинное состояние. Они были выметены и убраны внешне, но оставались злым родом внутри. Их устраивала религия, но им не нужен был живой Бог. Все что их ожидало в будущем, по словам Христа, это неизбежное скатывание в идолопоклонство.
Это был урок для Израиля, а что в отношении нас? В начале я оговорился о своих духовно успешных друзьях. Мне приятно видеть их добрые характеры, полные любви семьи, воспитанных детей. Я радуюсь их успехам, духовной мудрости и желанию возрастать в ней. Я вижу, что они бояться Бога и искренне стремятся любить. И я не писал бы этой статьи, если бы не учение Христа о незанятом доме. Да, именно незанятое Христом сердце, это мина замедленного действия для тех, кто культурно образован и нравственно подтянут.
Оказывается, можно духовно возрастать, избавляться от греха, но все это совершать без поклонения Богу. Можно развивать и совершенствовать свои качества характера, но при этом внутренне оставаться злым родом. Так наши нравственные успехи усыпляют нас, и мы забываем о нашем пустом сердце, которое годами способно выживать без любви к Божьему Сыну. В этом и заключен парадокс «успешной» религии, она очищает, но не примиряет с Богом, ревнует о духовном росте, но противиться его главному призыву.
Очевидно, что свобода от многих пороков и греховных привычек вовсе не показатель нашего духовного здоровья. Как оказалось, евреи по милости Бога избавились от ложных богов, которым поклонялись язычники, и все же их духовный дом веками пребывает в забвении. Даже сегодня они уверены, что чтят Яхве, но в действительности продолжают отвергать Его, не принимая Его Сына. «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» Ин.5:23.
Будущее израильтян, о котором иносказательно пророчествовал Иисус, устрашает. Но именуя себя избранниками Божьими, они вступят в завет с антихристом. Это поистине духовная трагедия целого народа. Временно незанятый дом, неизбежно будет занят! И если Божьего Сына туда не пустили, то в нем поселятся бесы. Это духовный закон, который действует и для нас сегодня. Всякий совершенствующий свою душу без опоры на Христа обречен поклоняться и служить ложным богам.
Напомню, эта притча была адресована верующим людям. Сегодня Иисус рассказал бы ее в церкви под названием: «как христиане справляются без Христа». Это не послание добрым атеистам, а предупреждение благочестивым христианам. Да, на некоторое время мы способны справляться с грехом. Но если наша духовная жизнь не сопряжена со Спасителем, то грех оставляет нас не на долго. Возможны вы переживали такой опыт, когда после долгих стараний в одно мгновение скатывались к точке, с которой начинали. Словно нечистый дух, которого изгнали, вернулся домой. Но так мы не растем, а изматываем себя правилами, дисциплинами и обещаниями. Чтобы победить грех нам надо заболеть Христом, заполнить Им свой одинокий дом души.
Конечно, мы не ответим на многие важные вопросы. Почему для Бога так важно, чтобы наш духовный дом занял исключительно Христос? Как пригласить Его в свой духовный дом? Как понять, что теперь мой дом действительно принадлежит Ему? Может ли Он покинуть его, и если да, то при каких условиях? Ответы на эти вопросы невозможно дать в рамках одной небольшой статьи. Они требует нашего духовного прилежания в изучении Божьего слова. Но одно направление все же стоит обозначить, это слова, записанные пророком Исаией (745 г. до 695 г. до РХ) задолго до прихода Христа в наш мир.
Вот, что Бог говорит о Своем Сыне: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» Ис.28:16. С точки зрения Бога, Христос — есть уникальное основание всего духовного мира. Только связавший свою надежду с Ним, не постыдится ни сейчас, ни в день суда. Наше прощение, очищение и духовный рост возможен только в неразрывном союзе с Ним. Спросите себя: а я вступил в этот союз? Могу ли во всеуслышание сказать вместе с апостолом Павлом? – «Для меня жизнь – Христос!» Фил.1:21.
Жан Федоренко