«Все мы предстанем на суд Христов», – сказал апостол Павел. Всех нас оценят, взвесят и воздадут по заслугам. «Каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Суд немного напоминает экзамен, который завершается итоговой оценкой. Единственное отличие – в масштабе последствий. Ведь провалить самый главный экзамен – это не только не поступить в университет или не получить работу. Провалить его – значит лишиться надежды на будущую жизнь.
Представьте, что у нас появилась возможность заглянуть в зал суда и услышать, как будет оцениваться наша жизнь. О каком добром или худом деле пойдет речь? Согласитесь, что такой взгляд позволил бы нам лучше подготовиться к этому дню. Иисус дает нам такую возможность. Отвечая на вопросы учеников о Своем втором пришествии на землю, Он детально рисует картину Божьего суда над людьми. А само описание суда открывает нам вечные принципы оправдания и осуждения души.
Итак, в Евангелии от Матфея мы читаем: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: „Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…“ Скажет и тем, которые по левую сторону: „Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его…“ И пойдут эти в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную» (Мф. 25:31–34, 41, 46).
Все, кто знаком с этим библейским описанием суда, заметили, что я опустил его центральную часть. В ней Иисус раскрывает причины для оправдания одних и осуждения других. Мы скоро рассмотрим их. Сейчас же сделаем краткий обзор суда.
Во-первых, судьей выступает сам Христос. Все начинается именно с Его возвращения на землю. Он сядет на царский престол, и перед Ним соберутся все народы. Интересно заметить, что Бог Отец никого не судит. Право судить предоставлено воскресшему из мертвых Христу. Апостол Иоанн пишет: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22). Этот факт указывает на то, что нам придется иметь дело с конкретной личностью, Сыном Человеческим, а не с абстрактным и далеким Богом.
Во-вторых, на суд предстанут все народы. Это будет не городской суд Иерусалима и даже не Верховный суд Ближнего Востока. Перед Христом предстанет каждый житель Земли, граждане всех государств, обитатели всех островов, население всех народов и племен. Пророк Иоиль еще за 850 лет до рождения Мессии пророчествовал об этом великом скоплении подсудимых: «Толпы, толпы в долине суда! Ибо близок день Господень к долине суда!» (Иоил. 3:14).
В-третьих, Иисус говорит только о двух приговорах, которые прозвучат на суде: оправдательном и обвинительном. Благословенными Отца Он называет тех, кто наследует Божье Царство, а проклятыми – тех, кого ожидает «огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Отличительной чертой этих двух приговоров будет их окончательный и неизменный результат. Как осуждение, так и оправдание будут вечными. «И пойдут эти в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную» (Мф. 25:46). После оглашения приговора никто из подсудимых уже не сможет изменить свою судьбу.
Итак, мы кратко обозрели всю картину судного дня. Очевидно, что масштабы и последствия суда заставляют задуматься. Еще раз хочется подчеркнуть окончательность и вечную силу этих двух приговоров. Третьего варианта нет! На этом суде не будет слез раскаяния и прощения милосердного Судьи. Не будет вразумлений суда и обещаний подсудимых вести себя здраво. Никто не назначит временных наказаний в виде мытарств души. Не будет ни чистилища, ни других исправительных учреждений. На этом суде прозвучит окончательный приговор, вынесенный на основании наших дел.
А теперь давайте вернемся к описанию той части суда, в которой Иисус указывает на дела, по которым будут оправданы одни и осуждены другие. Именно эту часть суда Спаситель изображает детально, как бы желая заострить наше внимание.
«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: „Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне“. Тогда праведники скажут Ему в ответ: „Господи! Когда мы видели Тебя алчущим и накормили? Или жаждущим и напоили? Когда мы видели Тебя странником и приняли? Или нагим и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе?“ И Царь скажет им в ответ: „Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне“.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: „Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня“. Тогда и они скажут Ему в ответ: „Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не послужили Тебе?“ Тогда скажет им в ответ: „Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из этих меньших, то не сделали Мне“» (Мф. 25:34–45).
После такого подробного описания дело суда для нас может показаться не таким уж замысловатым. Делай добро, проявляй милосердие – и войдешь в число спасенных овец. Но эта простота обманчива. При внимательном рассмотрении текста нам придется внести существенные коррективы в наше понимание оправдания перед Богом. Давайте пристальней посмотрим на слова Христа-судьи.
Первый принцип оправдания – это принцип теплого, особого, личного отношения к Иисусу Христу. Он говорит: «Я был голоден, и вы дали Мне есть; Я жаждал, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приняли Меня; Я был наг, и вы одели Меня». И так далее. Друзья, это ключевой аспект в деле нашего оправдания. Иисус поставил наше отношение к Нему выше любых земных дел и привязанностей. Он как бы говорит нам: «Я видел вашу любовь лично ко Мне. Вы помогали и служили Мне во всех Моих нуждах. И сейчас именно это ваше любящее отношение имеет для Меня решающее значение».
Заметим, что у веры всегда есть объект поклонения и обожания. Мы связываем свою надежду веры с определенной личностью или ее выражением. Наверняка вы замечали, как одни говорят о добром пастыре, о великих святых и заступниках. Другие ищут благословения в особых священных местах и предметах. Третьи превозносят богословские книги или их авторов. Но суд, о котором говорит Иисус, не касается нашего благоговения перед всем множеством предметов религиозного мира. Принципиальное значение имеет лишь наше знакомство с Христом. Наша страсть или наше безразличие к личности Иисуса Христа будет иметь первостепенное значение на суде.
Второй принцип оправдания – это принцип проекции нашей любви к Спасителю на всех Его последователей. Что это значит? Заметим, как праведники скромно удивлены. Они говорят: «Когда мы видели Тебя в нужде и помогли Тебе?» А Он отвечает им: «Так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне». То есть всякое доброе дело, сделанное для меньших братьев Христа, расценивается Им как сделанное лично Ему. Кто же эти меньшие братья? Очевидно, что речь идет не о кровном родстве, а о духовном. Этими братьями, по словам Христа, являются Его ученики. Иисус не раз подчеркивал, кто из людей – Его духовная родня: «Ибо кто будет исполнять волю Божью, тот Мне брат, и сестра, и мать» (Мк. 3:35).
Итак, Иисус говорит о делах милосердия к Его ученикам. Но почему они оказались в нужде: голодные, без одежды, в темнице? Ответить на такой вопрос нетрудно, если вспомнить, в какое время застанет людей этот великий экзамен. Из книги Откровения мы узнаём, что суд Христа над всеми народами будет проходить в тяжелое для христиан время. Их будут гнать, сажать в тюрьмы, убивать. Они будут лишены простых вещей: пищи, одежды, защиты. Такое уже не раз случалось в истории церкви. Мы знаем о временах, когда и в нашей стране у верующих забирали дома и детей, а их самих отправляли в ссылки и лагеря за веру. Всякий, кто сочувствовал или помогал таким людям, сам попадал под подозрение и мог стать изгоем. Поэтому накормить, одеть и прийти в камеру к ученику Христа означало обречь себя на подобную же участь. На такое мог решиться только тот, кто и сам искренне и глубоко верил в Божьего Сына.
Сегодня мы живем в других обстоятельствах. Мы свободны, нас не преследуют. Но принципы Божьего суда остаются неизменными. Два главных критерия все те же – любовь к Христу и милосердие к Его последователям. «Так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне», – говорит Христос (Мф. 25:40). Мы еще раз утверждаемся в мысли, что любовь к Судье мира невозможно отделить от любви к Его ученикам. Любить Христа – значит любить Его духовную семью. И если мы сегодня не служим индивидуально членам церкви Христовой, значит, мы не служим и самому Христу. Если нас нет в церкви, значит, нас нет рядом с Христом. Если мы холодны к делам и нуждам церкви, значит, мы холодны к Судье мира.
Но здесь важно отметить, что речь не идет об избирательном милосердии. Иисус не призывает нас помогать только верующим и обходить стороной неверующих. Совершенно не так. Делать добро мы призваны всем людям. Иисус же заостряет внимание на том, что не всякое доброе дело имеет значение для спасения души. Наше понимание Христа является пробным камнем души, а отношение к Его ученикам проявляет истинное состояние человеческого сердца по отношению к Богу.
Теперь давайте посмотрим на то, как пытались защитить себя проклятые – те, кто оказался по левую сторону от престола. Иисус упрекнул их в том, что они остались глухи к Его нуждам: «Тогда и они скажут Ему в ответ: „Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не послужили Тебе?“ Тогда скажет им в ответ: „Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из этих меньших, то не сделали Мне“» (Мф. 25:44–45).
Суть их защиты свелась к простым словам: «Откуда нам было знать, что это был Ты? Мы не поняли, что Ты приходил к нам в лице Своих униженных учеников». Они не ожидали, что их поверхностные отношения с небольшой горсткой верующих выльются в такую серьезную проблему. Они думали, что те, кем они пренебрегали, были всего лишь собранием необразованных людей, увлекшихся без меры религией. Они не рассмотрели в них братьев Христа, Его духовную семью. Проявив холодное снисхождение к таковым, они лишь выставили напоказ свое истинное отношение к Спасителю.
Интересно, что осужденные не были отъявленными нечестивцами и грешниками. Иисус не ставит им в вину грехи лжи, блуда или супружеской измены. Они были вполне добропорядочными людьми, заботящимися о своих семьях и творящими много доброго. Разве хотели они оскорбить Христа намеренно? Конечно, нет. И все же Иисус упрекает их за отсутствие должного внимания к Богу и Его делам. Они не искали Его, не заметили и не оценили по достоинству Спасителя, которого послал им Бог. Они не увидели Царя в лице Его верных слуг. Они не полюбили Его. Именно поэтому у них и не оказалось дел милосердия к Божьим детям.
Как мы видим, связь между Христом и Его последователями невообразимо велика. Иисус дает нам понять, что Бог приходит в нашу жизнь внезапно и просто. В образе меньших братьев Христос испытывает наше сердце. И более того, именно через них Он предлагает Свое спасительное послание. Наша реакция на их проповедь становится для нас судьбоносной. Иисус сказал: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергает» (Лк. 10:16). Насколько же внимательными и чуткими нам следует быть к нуждам и словам тех, кто заявляет о своей принадлежности к Спасителю!
Таким образом, друзья, давайте подведем итог учению Христа о великом экзамене жизни. Суд, который нас ожидает, не так прост, как может показаться на первый взгляд. Дела милосердия – это еще не сам путь спасения. Как мы убедились, дела имеют значение только в тесной связи с мотивами человека. И праведники, и нечестивцы совершают много доброго. Но для Судьи решающее значение имеет то, для Кого и ради Кого были совершены дела. Если дело было совершено для святых Божьих людей ради их Господа, то оно имеет верное и доброе основание. Поэтому спасительное милосердие, которое оказали и оказывают сегодня истинные верующие, – это милосердие, проистекающее из любви к своему Спасителю.
Да благословит вас Бог!
Жан Федоренко