(или Как я обнажил в себе псевдожертвователя)
Любовь жертвует, но не всякая жертва свидетельствует об истинной любви. Даже наше самоотречение может нести в себе отпечаток горечи и осуждения. И естественно, что такое благодеяние перестает быть угодной Богу жертвой. Оно обесценивается нашим искаженным отношением как к дающему, так и принимающему. Как же понять, являет ли наше служение близким людям чистую жертву любви? Попробуем ответить на этот вопрос через рассмотрение симптомов искаженного самоотречения или псевдожертвенности. Для этого выделим самые яркие признаки ложного нездорового жертвователя.
Во-первых, псевдожертвователь жаждет благодарности и похвалы.
Это не значит, что ожидать благодарности само по себе греховно. Совсем нет. Другое дело – огорчаться, когда ее не получаешь. Но именно это происходит с теми, кто жертвует, чтобы быть замеченным. Например, муж, сделав хороший ремонт в квартире, ожидает, что супруга и дети будут восхищены его трудом. А они молчат. Как же тут не обидеться? «Я старался, выкладывался, это все для вас, а вы даже не отметили мои старания!» Но если глубоко разобраться, то содержание своего дома в порядке – это обязанность мужчины! Никто не обещал ему за это медалей и наград. Конечно, мы можем и промолчать, не похвалиться своими трудами, но это не значит, что наше сердце будет спокойно. Ведь даже молчаливой усталостью мы умеем демонстрировать свои победы и достижения. Нам очень хочется если не похвалы, то как минимум благодарности. Что же здесь не так?
Иисус, приводя в пример скрупулезную молитвенную практику фарисеев, вскрывает их ложную прилежность: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми» (Мф. 6:5). Они делают все, чтобы быть замеченными. В другом месте Господь говорит о помощи нуждающимся: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди» (Мф. 6:2). Оказывается, эти «добрые» жертвователи стяжают славу благодетелей. То есть, по словам Христа, всякий, кто хочет привлечь внимание и получить благодарность за свой труд, является духовным притворщиком. Он актер, который использует тех, кому служит, исключительно в своих целях.
Во-вторых, псевдожертвователь часто осуждает тех, кому служит.
Казалось бы, как можно осуждать и критиковать тех, для кого много жертвуешь? И все же это возможно. После успешной работы, довольные собой, мы обращаем свои взоры на наших родных. Чего мы хотим? Если в первом случае мы ожидали признания наших заслуг, то сейчас хотим ответной жертвы, выраженной в помощи. Труд за труд, услуга за услугу. Греховно ли это? Скорее нет, если только мы не настроены на сделку. А если взаимность запаздывает или ее нет, мы обижается и критикуем. Быть может, вы произносили такие слова: «Разве вы не видите, как много я делаю для вас? А вы чем заняты? Неужели я один должен работать?» За этими словами часто кроется желание воспитать тех, кому мы служим, сделать их благословением для нас. А свою жертвенность мы используем как разменную монету, которой мы покупаем комфорт и семейное счастье. И когда мы не встречаем равного отклика, то, естественно, срываемся на критику и осуждение.
Что здесь важно знать? То, что мы в разных весовых категориях – мужья, жены, дети. Не все одинаково способны дисциплинировать и мобилизовать себя. Не всякую работу мы можем выполнять быстро и эффективно. Поэтому ожидание равноценной помощи не всегда обоснованно. А часто мы даже не замечаем, где и сколько уже сделали для нас родные. Возможно, они сейчас заняты другим, не менее важным делом, а возможно, находятся в духовном тупике и им нужна помощь. Помним ли мы об этом? Когда мы захвачены своим проектом, то ожидаем, что другие оставят свои дела и обязательно помогут нам. Поэтому, когда мы с обидой критикуем их за отсутствие рвения и помощи, то, скорее всего, в нас говорит псевдожертвователь, а наше служение перестает быть служением любви и превращается в сделку.
В-третьих, псевдожертвователь часто вымотан и разочарован.
Праведная усталость приносит удовлетворение. Мы радуемся от мысли, что потрудились для восполнения нужд наших друзей и близких. Но бывает наоборот: наша жертвенность крадет наш мир и покой. Казалось бы, дело сделано, всем хорошо, а в сердце – зияющая пустота. Это реакция на отсутствие ощутимого результата. Мы ждали, что семья расцветет, отношения станут крепче, дети воспитаннее, а дом богаче. Мы думали, что наше щедрое служение неизбежно принесет плод. Когда же его нет, нам кажется, что огромные ресурсы потрачены зря, и мы чувствуем разочарование.
Также могут удручать наши собственные ошибки, свидетелями которых стали наши близкие. Быть всегда на высоте своих сил и возможностей – трудная задача. Когда наше несовершенство становится явным, мы злимся на самих себя, а достается при этом окружающим. Конечно, мы соберем волю в кулак, примем меры, приведем себя в порядок. Но с каждой новой слабостью это будет делать сложнее. Ведь с новым падением мы теряем веру в «свой идеал», который умеет добиваться результата.
Понятно, что такой вид самоотдачи, где все подчинено достижению поставленных целей, никогда не принесет радости. Поэтому если итогом нашей жертвенности стало опустошение и усталость, то, возможно, мы просто заложники своих высоких стандартов. И если даже улыбки родных не способны вернуть нам радость, то, очевидно, не их счастье является нашей целью. Ведь ложная жертвенность питается исключительно своими достижениями, исполнившимися планами и сбывшимися мечтами.
Итак, если коротко обобщить черты псевдожертвователя, то он: 1) служит, чтобы его заметили и похвалили; 2) критикует и осуждает тех, кто служит меньше его; 3) часто испытывает разочарование в себе и других. Здесь сразу стоит оговориться, что не всегда за этими симптомами кроется неверный мотив в служении. Это лишь маркеры, с помощью которых мы можем исследовать, испытать свое сердце. В любом случае всем нам есть куда расти и уж тем более в понимании, что такое истинная любовь, долг и жертвенная жизнь. Так что же поможет нам избежать псевдожертвенности?
Во-первых, верное понимание Божьей благодати. Мы не сможем истинно жертвовать, если не поймем главный принцип наших взаимоотношений с Богом. Жить под благодатью – значит незаслуженно быть принятым и любимым. Мы не можем адекватно и соразмерно отблагодарить Бога за Его благодеяния. По сути, мы обречены остаться вечными должниками без возможности вернуть долг. А Бог и не требует! Изо дня в день Он продолжает обильно одаривать нас новыми благами. Самой большой жертвой благодати стал наш Господь Иисус на кресте. Разве мы можем предложить нечто равнозначное? Никогда! Мы не можем воздать Христу, точно так же и те, кому мы служим, не способны воздать нам. Но дело даже не в воздаянии, а в его ожидании.
Вспомните, как Иисус указывает на Отца как на пример настоящего служения благодати: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:35). Здесь стоит выделить две ключевые идеи: 1) жертвуй, не ожидая ничего, и 2) жертвуй даже неблагодарным и злым. Другими словами, не жди ни от кого ни слов признания, ни слов благодарности, ни помощи в ответ. Служи даже тогда, когда тобой откровенно пренебрегают или даже ненавидят. Откажись от мышления сделки. Там, где теплятся ожидания, не приживется благодать. Это трудно, но только такая любовь имеет небесное, божественное происхождение. Только она являет собой настоящую жертву благодати.
И заметьте, такая способность присуща исключительно Божьим детям: «будете сынами Всевышнего». Ведь и грешники умеют жертвовать, но их жертва обусловлена. Они служат тем, кто служит им по принципу «ты – мне, я – тебе». Вот почему прежде, чем мы научимся жертвовать истинно, нам следует познать величие безусловной Христовой любви, решить вопрос своей фактической идентичности. Ведь только Божьи дети в итоге смогут распознать и победить в себе этот опасный вирус псевдожертвенности.
Во-вторых, верное понимание собственного долга. К сожалению, не многие из нас осознали истинный масштаб своих жертвоприношений. В большинстве случаев мы не совершаем никаких подвигов, а лишь выполняем свой долг – долг Христовых слуг, долг мужей, жен, отцов и матерей. Вот к какому взгляду на самих себя призывает нас Иисус, когда говорит о нашем служении Богу: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).
Этот текст содержит как минимум две важнейшие истины, которые касаются нашей ответственности не только перед Богом, но и друг перед другом: 1) даже когда мы сделали все порученное, мы все равно остаемся негодными, бесполезными слугами; 2) все, чем мы служим Христу, является нашим долгом. Обратите внимание, какой должна быть наша реакция на труд и жертвы для Христа и Его церкви: «Я лишь исполнил свой долг, послужил тем, чем обязан был послужить. Но и теперь я осознаю, что остаюсь не лучшим слугой, а в чем-то даже совершенно негодным». Именно такими нелестными прилагательными – «бесполезный, ненужный, негодный» – переведено с греческого языка выражение «ничего не стоящий». Именно такой взгляд на себя исцеляет нас от недовольства и критики тех, в чьем служении мы видим изъяны.
Еще раз отметим: наш долг друг перед другом гораздо шире, чем мы его понимаем. То, что мы можем назвать благотворительностью, Бог называет долгом. Отдать больше обычного мы расцениваем как духовное геройство, тогда как Писание видит в этом естественное проявление любви зрелого христианина. Вспомните, как Павел называет христианскую любовь непреходящим долгом: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:8). То есть мы всегда должники! Если любовь побуждает отдать сверх, то не стоит сразу превращать эту жертву в перевыполнение плана. У истинной любви нет планки, нет черты, за которой она вручает награды. Для настоящей любви нет предела жертвенности, но даже когда она идет на нее, то скромно говорит: «А иначе я и не могла».
В-третьих, верная оценка тех, кому мы служим. Те, кто не достиг нашего стандарта, кажутся нам духовно незрелыми. Это потому, что мы измеряем духовность жертвенностью, причем жертвенностью определенного рода. Но подобное сравнение неразумно, мы не можем быть равно эффективными во всех сферах. Мы находимся в разном состоянии и имеем различный социальный, экономический и духовный бэкграунд. Врачу нет смысла соревноваться с художником, а здоровому – с инвалидом. И уж тем более незачем похваляться или упрекать своих оппонентов за невежество и отсутствие сноровки.
Апостол Павел призывает нас не измерять жертвенность других собой: «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя» (Гал. 6:4-5). Павел выделяет как минимум три фактора: 1) испытывай и проверяй себя, а не других; 2) Бог, а не мы, возлагает на каждого из нас свое бремя, свой вес, ожидая от человека его, а не нашей, меры жертвенности; 3) гордись своим трудом исходя из твоего личного роста, вне сравнения с другими. Твердая убежденность в этих трех принципах поможет нам избежать мировоззрения псевдожертвенности, поможет перестать сравнивать трудозатраты и осуждать других за их «мизерное» или «медлительное» служение.
И последнее уточнение. Может показаться, что истинная жертвенная любовь не имеет права на надежду и ожидание ответа. И да, и нет. Все вышеперечисленные истины учат нас отдавать безусловно и даром. В этом суть Божьей благодати. Но в то же время и сама благодать рассчитывает завоевать сердце того, кому она служит. Однако это нежный расчет, а не давление, не упреки, не страдающее лицо, но терпеливое и любящее ожидание. Благодать жертвует и не требует моментального ответа. Она готова ждать годы и десятилетия и при этом не падать духом. Именно такая благодать была явлена нам в Христе. Принеся себя в жертву, Христос благородно, по-царски ожидал нашего прозрения и возрождения к ответной любви: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5:15).
Жан Федоренко
24.08.2023