В нашем мире так много учителей, пророков и тренеров. Религии на любой вкус предлагают нам свой путь к счастью. Кому верить? Ведь разобраться, кто из них прав, кажется непосильной задачей. Мы принимаем интуитивные решения или вовсе решаем верить только самим себе. В результате чего на свет появляются еще более невероятные религии и верования. Плюрализм[1], скептицизм[2], релятивизм[3] — все они и многие другие «измы» охватили наш мир и совершенно обесценили такое понятие как абсолютная истина. И мы перестали ее искать, перестали сомневаться, дискутировать, доказывать. Каждый довольствуется своей правдой. Истине мы предпочли мир собственных иллюзий. И это настоящая беда, которая лишает нас главного – истинного осознания самих себя.
Так можем ли мы хоть кому-нибудь верить? Способны ли отыскать настоящего Бога, а не придумывать божков по своему образу? Я предлагаю экзамен, позволяющий отсеять пшеницу от плевел. В чем его суть? Держателем абсолютной истины может быть только совершенная личность. Следовательно, только Бог может сообщить нам истину. Достичь ее сами мы не в силах по причине огромной пропасти между Творцом и творением. Но на вещание от имени неба претендует множество религий и пророков. Так вот чтобы исключить их ложь и полуправду, нам надо искать истину с небесной печатью. Жан Кальвин хорошо выразил эту мысль: «Мы обретаем твердую веру в учение лишь тогда, когда несомненно убеждаемся в его божественном происхождении». Другими словами, посланник от Бога должен обладать печатью от Бога. Что же эта за печать?
ДЕЛА. Ничто так не обнажает нас, как наши поступки. Дерево узнается по плоду, а человек по делам. Иисус часто говорил об этом духовном законе: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» Лк.6:43. Если мы хотим видеть перед собой человека Неба, нам нужно искать в его жизни особые небесные проявления. Его дела по своей природе не должны походить на дела обычных людей.
Когда Иисус проповедовал в Израиле, большинство людей остались глухи к Его словам. Их можно понять. Время от времени в их среде появлялись самозваные мессии, которые обманом увлекали за собой тысячи людей. Видя их разочарования и обожженные ложью сердца, Иисус не призывает поверить Ему на слово, а просит оценить силу и масштаб Его служения. «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самим делам» Ин.14:11. «Ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» Ин.5:36.
Иисус заявляет, что Его дела и есть та печать от Бога, которая заверяет истинность Его послания. Не требуя слепого доверия, Он снова и снова обращался к здравому смыслу слушателей: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» Ин.10:37-38. Самым мощным Его аргументом становятся слова «Я творю дела Отца Моего». Это и есть тот единственно верный указатель на человека, говорящего вечную истину. Тот, кто говорит от Бога, представит дела присущие только Создателю. Дела Христа были именно такими, они несли в себе отпечаток абсолютной власти Творца над Своим творением. Иисус совершал то, что мог совершить только Бог!
Иисус исцелял неизлечимых. Прокаженные очищались, слепые прозревали, хромые ходили. Матфей, быв свидетелем дел своего Учителя писал: «последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех Мф.12:15. Всякий кто, приходил больным, уходил здоровым. А это значит, любые болезни были подвластны Ему. Вот как реагировали люди на исцеление парализованных. «Народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими» Мф.15:31. Из их уст слетали такие слова: «от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» Ин.9:32. «Никогда ничего такого мы не видали» Мк.2:12. Болезни и здоровье любого человека было в Его полной власти.
Иисус умножал пищу. В городе Канна ученики стали свидетелями превращения воды в вино. Иоанн, которые был в их числе пишет, что: «так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» Ин.2:11. Чуть позже Иисус дважды кормит тысячи голодных, умножив ячменный хлеб и рыбу. Матфей говорит о Христе, что Он «взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей» Мф.15:36-38. Материя в руках Христа была послушна, как послушна глина в руках горшечника.
Иисус усмирял силы природы. Однажды во время плавания ученики попали в сильную бурю и весьма испугались. Лука пишет, что они разбудили Иисуса и просили о помощи: «Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина» Лк.8:24. Иисус одним словом прекратил шторм. После чего ученики испугались еще больше: «Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» ст.25. Вопрос, который их вдруг обеспокоил, вселял больше страха, чем сама буря. Кто способен управлять силами природы, если не ее хозяин?
Иисус изгонял бесов. Не только материальный, но и духовный мир подчинялся Христу. Падшие ангелы, названные бесами и злыми духами, по Его слову оставляли свои жилища. Лука описал один из таких случаев: «Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему» Лк.4:33-35. Матфей рассказал об освобождении немого: «Привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить» Мф.9:32. А Марк обобщает служение Христа таким людям: «И Он… изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос» Мар.1:34.
Иисус воскрешал мертвых. За время служения Иисус вернул к жизни троих человек. Он воскресил умершую дочь начальника синагоги Иаира, когда Он пришел к ним в дом «и, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление» Мк.5:41-42. В другой раз Он уже вернул к жизни единственного сына матери-вдовы: «И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» Лк.7:14-15. Третьим был Его друг Лазарь, который уже четыре дня пролежал в гробнице.
Иоанн во всех подробностях передает нам то, что он видел: «Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком» Ин.11:41-44. Умершие воскресали — вот что видели ученики своими глазами. Они видели Иисуса, повелевающего жизнью и смертью!
Итак, Иисус не просто учил людей истине, Он показал, что имеет полное право на это. Он совершил не просто великие дела, но проявил атрибуты божественной власти. По словам апостолов, именно через эти чудесные знамения Бог указал на Своего Мессию. Петр смело заявил собравшимся в Иерусалиме на поклонение, что вы распяли «Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами, и знамениями» Дн.2:22. Это были неповторимые никем знамения. И многие евреи, ставшие их свидетелями, поняли это и пришли к вере. «Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» Ин.7:31.
Но Иисус был не просто посланником подобным ветхозаветным пророкам. Своими делами Он смело заявляет о Своей особой, уникальной близости к Богу. «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» Ин.5:19-23. Давайте выделим основные мысли в этом глубоком по своему содержанию учении Христа:
Во-первых, Иисус называет Себя Божьим Сыном. Причем Сыном, который пребывал с Богом до своего земного воплощения и видел свершения Своего Отца. И в равных делах Отца и Сына мы наблюдаем Их родственность и единство.
Во-вторых, Бог делегировал атрибуты Своей власти Сыну, потому что любит Его. Он дает не только власть исцелять, изгонять бесов и воскрешать мертвых, но и право дарить вечную жизнь: «Сын оживляет, кого хочет», а также будет судить мир людей.
И, в-третьих, Бог все это сделал с одной целью: «дабы все чтили Сына, как чтут Отца». Чтобы каждый человек на земле с почтением и любовью поклонялся и служил Божьему Сыну, потому что «кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его». Таким образом, Иисус является не просто глашатаем истинного Божьего Слова, но Судьей мира и вершителем наших судеб!
А теперь давайте подведем итоги. Кому мы можем доверить душу в нашем многоликом мире? Тому, кто предоставит неопровержимые факты своей небесной миссии. Учителей было много: Гаутама Будда, Заратустра, Лао-Цзы, Конфуций, Мухаммед из Мекки. Но при всем уважении к их мудрости и благочестию, очевидно одно – никто из них и близко не совершил того, что сделал Христос. Все они учили о пути в небо, но их слова остались словами. Все эти учителя по сей день лежат в своих могилах, и только Одного Христа нет среди мертвых! Он не просто учил о победе над смертью, Он ее победил. Своим воскресением и вознесением Он указал путь к жизни. Именно так Бог и засвидетельствовал нам об истине. «Ибо Он (Бог) назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» Дн.17:31.
Разбираться с ложными учениями — это не праздное занятие. Это вопрос жизни. Если мы по своей близорукости склоняемся к иным «богам» и учениям, то становимся идолопоклонниками, нарушая первую из десяти заповедей: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» Исх.20:3. Иисус предупреждал, что ложные учителя будут выглядеть как добрые пастыри, и что их будет не просто распознать. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» Мф.7:15. Мало того, их еще будет очень много. «Возлюбленные! (пишет Иоанн) не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» 1Ин.4:1. А Петр пишет, что в будущем, то есть уже в наше с вами время, мир наводнится лжеучителями. «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» 2Пет.2:1. И главной чертой их обмана будет отвержение Христа и Его искупления. Они будут отрицать учение о заместительной жертве за наши грехи.
Друзья, Бог будет оценивать нашу жизнь не по уставам ложных религий и даже не по закону нашей совести. Только Христос и Его учение будет мерилом нашей праведности. И если мы не хотим оказаться обманутыми, нам стоит обратить свои умы и сердца к Нему. Стать на путь веры в одну простую, но абсолютную истину – путь к Богу лежит только через доверие Божьему Сыну! И Он ясно говорит об этом: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» Ин.14:6. Не все земные религии ведут к Богу! Нельзя смешать или совместить несколько религий. Невозможно верить по-своему и надеяться на Божью милость. Бессмысленно искать пути к вечной жизни вне Христа. И если слова Иисуса из Назарета пока еще не убеждают нас в этом, пусть убедят Его дела!
Федоренко Жан
[1] Плюрализм утверждает, что существует множество исходных оснований и начал бытия.
[2] Скептицизм утверждает, что достичь достоверного знания о мире невозможно.
[3] Релятивизм утверждает, познание относительно, условно и субъективно.