Дорогие женщины! Перед вами конспект для женского общения в группе или для самостоятельного чтения. В группе текст можно читать по очереди, а над вопросами размышлять всем вместе. Надеюсь, эти размышления и вопросы приблизят вас к образу помощницы, как это задумал Господь. Посвящайте свои дары вашим семьям и церквям!
Может ли сестра быть организатором?
На этот вопрос можно с легкостью ответить, если организаторство противопоставить руководству или пасторству. В то время как руководитель занимается принятием управленческих решений, организатор в подотчетности руководителю помогает решить определенные задачи.
Более того, организаторство отлично подходит сестрам, если говорить об особенностях мышления и дарах. Мужчины мыслят масштабно и, приняв решение, способны прокладывать свой путь рационально и последовательно. Женщинам же свойственно заострять внимание на мелочах, давать эмоциональную оценку и поддерживать в рабочем состоянии множество текущих задач. Сложно представить себе пастора, который каждое воскресенье будет расстраиваться и стопориться из-за температуры в церковном здании, грязных лавочек или забытых дома бутербродах для общения, – ему нужно вести всю церковь ко Христу, наставлять общину духовно и решать проблемы членов церкви. Также сложно представить сестру, которая в самые непростые дни с легкостью отрывалась бы от решения текущих проблем, продолжая мыслить холодно и рационально, при этом ведя к цели группу других таких же сестер. А ведь организаторам как раз и нужно постоянно заниматься решением множества насущных задач, при этом оценивать обстановку эмоционально, чтобы поддерживать атмосферу.
Что делает организатор и где женщина может служить в такой роли?
Организатор объединяет людей и дает возможность им взаимодействовать друг с другом или структурирует действия какого-то дела. Часто разрабатывает концепцию, ищет и обрабатывает информацию. В церкви сестра может быть организатором воскресной школы, обедов, молитвенного общения – обзванивать и приглашать членов церкви, приготовить для этого место и создать доверительную обстановку. В семье жены могут организовывать быт, ремонт, отдых.
Кажется, что организация – это техническая работа, в которой просто нужна правильная методика, способность коммуницировать и энтузиазм. Но если мы говорим о христианстве, то здесь это далеко не так. Наша организация требует духовного осмысления:
– заботимся ли мы о людях, которым ставим задачи;
– молимся ли за дело и за людей;
– принимаем ли мы со смирением возможные трудности или неудачи общего дела, которое организуем;
– как мы реагируем, когда сталкиваемся с отказом в инициативе;
– пытаемся ли мы быть миротворцами или разжигаем споры;
– умеем ли признавать свои ошибки и учиться на них или правота всегда остается за нами, если мы считаем себя профи в организаторстве.
Если вы видите хоть в чем-то из перечисленного свои недостатки, то я хотела бы вас расстроить: это далеко не весь список. Нам, сестрам, требуется много Божьей благодати, чтобы служить и приносить плоды. Сегодня мы не будем пытаться рассуждать, как надо и как не надо по этому списку. Как сестрам-организаторам, я предлагаю вам думать о двух вопросах:
– чем мы руководствуемся при организации;
– как подходим к самой организации.
Давайте рассмотрим два библейских примера женщин, которые что-то организовали.
Пример 1. Ревекка
Что организовала Ревекка? Она организовала заговор, чтобы благословение ее мужа Исаака досталось ее любимому сыну Иакову. На ваш взгляд, хороший ли это пример? Ответим на несколько вопросов.
1. Что Ревекка знала о Божьей воле?
А) Она знала Господа. В Быт. 24 описана история ее замужества. Лаван и Ревекка признали, что Бог приготовил ее в жены для сына Авраама Исаака. Бог в точности ответил на молитву слуги Авраама, который искал Его водительства. Ревекка имела полное доверие Богу, когда решила пойти со слугой.
Б) Когда Ревекка была беременной, ее сыновья бились в утробе. Она спрашивала Бога, зачем ей это. Бог ответил, что в ее утробе главы двух народов, где больший будет служить меньшему.
В) Ревекка, вероятно, понимала, что Бог силен исполнить данное Им обещание, как Он исполнил Свое обещание о сыне Авраама.
Г) Бог установил порядок, где муж – глава, и Ревекка, как жена, должна была повиноваться мужу.
2. Чем Ревекка руководствовалась в своем поступке?
Автор книги Бытие не называет намерений Ревекки прямо, но на них есть указание в контексте.
А) Ревекка руководствовалась любовью к своему сыну Иакову (Быт. 25:28) и из любви к нему пошла на хитрость, чтобы осуществить свой план.
Б) Возможно, ей не хватило веры и терпения (так же как когда-то Аврааму и Сарре) в ожидании исполнения Божьего обещания о том, что старший будет служить младшему.
В любом случае, Ревекка руководствовалась своими мотивами и желаниями, а не послушанием Богу.
3. Как то, чем Ревекка руководствовалась, повлияло на ее организацию?
Ревекка замыслила обманный план и уговором вовлекла в него своего сына Иакова. Иаков боялся разоблачения, но Ревекка настояла на своем. Они оба понимали, что совершают обман.
У некоторых может появиться желание оправдать Ревекку: она по-своему поняла Божий план и просто помогала ему исполниться; любящая мать действовала в интересах сына; в конце концов, Божье обетование так и исполнилось! Но тогда давайте ответим на следующий вопрос.
Что из этого вышло?
Конечно, Бог употребил этот обман для исполнения Своего обещания. Но при этом Исав возненавидел Иакова и решил убить брата (Быт. 27:41), а Иакову пришлось бежать. Этот эпизод Джон Каррид комментирует так: «В истинном благочестии цель никогда не оправдывает средства».
Пример 2. Есфирь
Что организовала Есфирь? Она организовала спасение израильского народа.
1. Что Есфирь знала о Божьей воле?
В Книге Есфири об этом ничего не говорится. Но Есфирь и Мардохей – Божьи люди, они представляют народ Бога и руководствуются Его законом и Его обещаниями. Из текста мы можем сделать вывод, что Есфирь была послушна Мардохею и это было угодно Богу, – автор книги показывает и Мардохея, и Есфирь как исключительно положительных героев.
2. Чем Есфирь руководствовалась?
А) Послушанием Мардохею (Есф. 2:20). Даже когда она стала царицей, то осталась предана Мардохею. И в дальнейшем помогла ему занять высокое положение при царе, что привело к спасению израильского народа.
Б) Интересами народа, а не личными интересами или своей безопасностью, ведь поход к царю Артаксерксу был для нее опасен.
В) Божьими интересами. Вероятно, Есфирь понимала, что ее народ – народ Божий, за которым стоит сам Бог, в которого народ верит. Мардохей сказал, что «свобода и избавление придет для иудеев из другого места» (Есф. 4:14), когда Есфирь смутилась от его просьбы о помощи.
Таким образом, Есфирь использовала и свое положение царицы, и влияние, и свою красоту, чтобы помочь Божьему народу, вместо того чтобы защищать свои интересы. «Божьи дары предназначены не для нашего личного использования, а для блага окружающих нас людей» («Есфирь: как выжить во враждебном мире», Даниил Арнольд).
3. Как то, чем Есфирь руководствовалась, повлияло на ее организацию?
А) Есфирь организовала всеобщий пост (Есф. 4:16).
Б) Она действовала рассудительно, а не эмоционально. Сперва Есфирь приготовила пир, куда пригласила царя вместе с Аманом. Попросила царя даровать жизнь ей, ее народу, обличила Амана. Затем открыла царю, что Мардохей, который спас царю жизнь, – ее наставник. Умоляла царя отвратить приказ Амана, скрепленный царским перстнем. Мардохею была дана власть написать от имени царя письма иудеям.
В) Сам Бог Своим провидением участвовал в этой организации. В Есф. 6:1 говорится, что сон отошел от царя, он начал изучать книгу древних хроник и нашел запись о том, как Мардохей предотвратил покушение на царя. Так, Мардохей получил царские почести, и это помогло в продвижении дела спасения народа.
Какие были последствия?
Иудеям было позволено защищаться, а те, кто получил приказ истребить Божий народ, исполнились страхом перед Мардохеем и стали поддерживать иудеев. Иудеи спаслись. Суть этого спасения описана в Есф. 9:24-25.
Уроки из истории
Исходя из примера этих двух женщин, давайте подумаем, чем мы должны руководствоваться при нашем организаторстве, а чем не должны.
Как для христианок, главное наше руководство – любовь ко Христу и послушание Ему. Если любовь ко Христу наполняет наше сердце, то мы будем послушны Ему с радостью, послушны Слову, Божьей воле. В соответствии с этим будут выстраиваться наши мотивы организатора и подход.
А) Женщина, любящая Христа, будет желать угодить Богу своей организацией. Как послушная и преданная Есфирь не принадлежала себе, не действовала в своих интересах, не проявляла своеволия, – Бог использовал ее преданность и все разрешилось благополучно.
Б) Женщина, которой будет руководить любое другое желание (как, например, у Ревекки любовь к сыну Иакову) и которая не приложит усилий, чтобы ему не последовать, будет своей организацией не созидать, а разрушать.
Когда вы организуете какое-то дело в церкви или в своих семьях, что может искушать вас служить по своим желаниям, а не из-за любви ко Христу, и какие это приносит плоды?
Для меня, как для интроверта, зачастую искушение состоит в самом деле организаторства. Ведь это возможность иметь формальное общение с сестрами, не тратя слишком много энергии на внимание к ним. Такое «служение», конечно, исполняется без любви и приводит к чрезмерной строгости и требовательности, незаинтересованности в духовном благополучии сестер.
Три принципа женщины-организатора
Принципов может быть и больше. Но эти три для меня особенно драгоценны, и я хотела бы поделиться именно ими.
Принцип 1: подотчетность мужьям / служителям
Несмотря на то, что женщина может быть наделена очень сильными лидерскими и организаторскими качествами и в этом даже превосходить мужчин, Бог ставит женщину ведомой, а не ведущей.
Где в Библии об этом написано?
В Быт. 2:18 говорится о том, что Бог сотворил женщину помощницей. Эта субординация, где мужчина – глава, а женщина – помощница, существовала еще до грехопадения. Соответственно, это не проклятие, а установленный Богом порядок мира.
Если женщина – организатор, она может проявлять инициативу и пользоваться своими талантами. Но по своему предназначению женщина должна задаваться вопросом, как можно помогать мужьям, пасторам, лидерам служения выполнять свою роль руководителя. И эта роль не пассивная, а проактивная. То есть мы можем использовать свой ум, женскую способность видеть наперед, чтобы помогать организацией разумно.
Если мы углубимся в наш пример с Есфирью, то увидим, что лидером решений, которые привели израильский народ к спасению, был Мардохей, а не Есфирь. Есфирь не просто прислушивалась к советам Мардохея, а проявляла настоящее послушание, несмотря на то, что сама оставалась в менее выгодном положении, идя таким путем. Однако она не была безынициативной, она размышляла, проявляла силу духа и смелость – и это прекрасный пример и мотивация для нас не быть пассивными в церквях и семьях.
Принцип 2: организатор – это слуга
Возможно, самая большая проблема сестер-организаторов, которую я лично наблюдала в церквях и которой сама грешила, – это когда мы путаем организацию с руководством. Мы уже об этом говорили. Возможно, вы и сами когда-либо спорили с мужем, пастором или руководителем служения, отстаивая личную точку зрения, или пытались действовать втихаря, заведомо зная, что столкнетесь с несогласием.
В отличие от первого пункта, в Библии ничего конкретно о женщинах-слугах не сказано. Но давайте вспомним слова Иисуса, в которых заключается этот прекрасный принцип. Когда Его ученики рассуждали, кто из них больше, Он ответил: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35). Организатор служит с позиции слуги: он не для того, чтобы командовать всеми. Он не имеет, как пастор, ответственности перед Богом наставлять всю церковь в Слове. Организатор не имеет ответственности, как братья-служители, определять направление церкви или конкретного служения и принимать окончательные решения. Или как глава семьи – расставлять приоритеты семьи. Его ответственность – быть слугой.
Как вы думаете, в чем меняется подход к организаторству сестры, которая служит с позиции слуги?
Если пастор церкви на какое-нибудь предложение сестры сказал «нет», то как ей, как слуге, следовало бы поступить? Может быть, ей начать спорить с ним, пока он не согласится, или настроить против него других людей? Или обидеться и уйти в другую церковь, где «все разрешают»? Нет. Она будет слугой для своей церкви, когда подчинится видению ее главы.
В семье также можно быть слугой. Например, жена организует досуг. Ей нужно продумать место, дорогу, еду и прочее. Она рассчитывает средства, показывает мужу, а в ответ слышит, что нужно быть скромнее. Если женщина – слуга для своей семьи, то в своей организации она и учтет потребность в отдыхе, и найдет варианты при ограниченных средствах. Без обид, без того, чтобы выбить из мужа деньги своей напористостью. Наоборот, она будет рада послужить своим даром организатора, чтобы найти хороший отдых при более скромных условиях.
Принцип 3: организатор-слуга должен иметь смиренномудрие
Этот пункт усиливает предыдущий. Смиренномудрие – качество слуги, качество сестры-организатора. Основание для нас: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2:3).
Любопрение – это сильное желание выделиться, быть первым во всем, быть лучшим.
Тщеславие – это стремление к славе, почестям, почитанию.
Смиренномудрие – отсутствие гордости, стремления возвыситься над другими людьми.
Не зря у многих фраза «женский коллектив» ассоциируется с чем-то негативным. Среди женских сообществ больше сплетен, интриг и конфликтов, чем среди мужских. Это свидетельствует о природной склонности женщин соперничать друг с другом. Если вы организатор, и особенно женской группы, скорее всего, вы столкнетесь с подобными искушениями. Возможно, соперничество не будет выглядеть как внешний грех. Но стремление во всем превзойти других также может быть молчаливым и выразиться, например, в тактике организации. Будьте осторожны с любопрением и тщеславием.
В чем выражается смиренномудрие женщины-организатора?
Давайте рассмотрим небольшую иллюстрацию. Представьте фразу: «МОЕ СЛУЖЕНИЕ ОРГАНИЗАТОРА».
А) Если нами руководит желание стать главными и получить славу, для нас будет значимо только первое слово: «МОЕ служение организатора». Например, мы, женщины, будем иметь искушение возгордиться от того, что Бог лично МНЕ дал такой дар организаторства. Это выделяет МЕНЯ среди других женщин, придает значимости. От таких мыслей Я наделяю себя полномочиями указывать всем, как поступать. Оставлять за СОБОЙ последнее решение. Согласие других подогреет МОЮ гордость. А несогласные непременно встретятся с МОИМИ обидами, недовольством, конфликтностью, ведь это служение принадлежит МНЕ.
Б) Смиренномудренный образ мышления нацеливает нас на СЛУЖЕНИЕ. Такая сестра-организатор сосредоточена на том, что она СЛУЖИТ, она СЛУГА Господа и людей. Это Он дал ей такой дар, и Он дал ей возможность организовать дело здесь и сейчас, – она использует возможность, чтобы ПОСЛУЖИТЬ этим даром. Слуга – это не начальник, у нас есть Господин и ЕГО порядок. Мы примем этот порядок, где женщина уступает лидерскую позицию мужчине, отбросив гордость. Мы смотрим на людей, которых нужно организовать, как Христос смотрел на окружающих – с позиции СЛУГИ, а не с позиции собственной значимости. Мы проявляем инициативу не для того, чтобы придать себе важности и воплотить личные идеи, а потому, что инициатива поможет Божьему делу продвинуться, будет полезной для церкви или семьи – ведь мы СЛУГИ, а слуга заинтересован в благополучии других. Поэтому, сталкиваясь с интересами других, женщина, смиренно нацеленная на СЛУЖЕНИЕ, не станет никого унижать или с кем-то конфликтовать. Она будет стремиться сотрудничать, принимая и обсуждая иные точки зрения в любви. Смиренномудрие – наш образ мыслей и действий для эффективной, с Божьей точки зрения, организации.
Молитва
В заключение прошу вас, дорогие женщины, помолитесь о себе. Возможные темы молитвы.
1. Благодарность Богу, что Он дал нам дары, дал нам семьи и церкви, где мы можем служить ими.
2. Чтобы видеть, где мы можем служить своим даром, и учиться применять его из любви ко Христу.
3. Чтобы расти в послушании мужьям, братьям, пасторам; быть помощницами.
4. Чтобы уметь служить с позиции слуги, как это делал Христос.
5. Чтобы иметь смиренномудренный образ мыслей и преодолевать желание прославиться и быть первой.
Источники:
1. «Бытие», том 1, Джон Каррид.
2. «Есфирь: как выжить во враждебном мире», Даниил Арнольд.
3. «Как девушке/женщине, будучи организатором в церкви, правильно подавать свое лидерство?» – вопрос на стриме Маргариты Коломийцевой от 17 марта 2024 г.
Автор: Александра Канатуш
Редактор: Ольга Антонова