«откровения Господа верны, умудряют простых» (Пс 18)
- Бог
Кто есть Бог? (продолжение)
Итак, и Общее (природа, человек и совесть) и Особое откровение (Библия) говорят нам о Боге.
Но что же из того, что нам сообщает откровение важно нам для понимания Евангелия? Ведь Бог безграничен и мы будем вечно познавать Его?[1] Тем не менее, есть определенные важные и ясные истины о Боге, которое Он соблаговолил нам открыть и которые весьма важны для понимания наших отношений с Ним.[2] Незнание всех тайн океана (а это признают даже самые его великие исследователи), не мешает человеку наслаждаться его красотой и пользоваться его благом.
Мы выделим три важных истины о Боге: Творец, Святой и Любящий. Данные божественные атрибуты являются ключевыми для понимания искупительных отношений Бога с человеком.
- Творец
Писание ясно говорит о нашем Боге как Творце (Быт 1, Рим 1 и др.). Притом всемогущем, всеведущем, вездесущем, мудром и славном Создателе всего сущего. Этот факт говорит прежде всего о том, что все в этом мире принадлежит Ему и все подчинено Ему по праву Творца.[3]
А, следовательно,
- и мы люди, как часть Божьего творения, принадлежим Ему и должны быть всецело подчинены Ему. И разве это не справедливо?![4]
- мы не можем уйти от ответственности перед нашим Создателем. Мы не можем игнорировать Его. Мы все дадим Ему отчет. [5]
По сути, каждый человек имеет отношения со своим Творцом. Вопрос только в том, какие эти отношения? Игнорирование этого вопроса не отрицает факта отношений с Богом, но говорит о качестве этих отношений.
Послание к Римлянам 1:19-28 дает исчерпывающее описание этих «новых» отношений человека со своим Творцом.[6]
- Бог свят
Для понимания наших отношений с Богом играет наиважнейшую роль святая природа Бога. Бог абсолютно свят (Ис 6:1-3), а значит ничто нечистое (не святое) не может находиться в Его присутствии.
Святость Бога постоянно утверждается на протяжении всего Писания:
- Посредством провозглашения Его святости – Ис 6:3, Откр 15:4
- Посредством указаний о правилах приближения к Нему – Исх 3:4-5, Лев 19:2, 11:44
- Посредством судов над всяким нечестием – Пс 118:75, Рим 1:18,32, 2:5-6, Ин 3:19, Откр 16:7.
Соединяя между собой учения о Боге Создателе и Святом Боге, мы приходим к парадоксальному выводу:
- мы должны иметь отношения со своим Творцом как Его творения;
- но при этом мы должны быть абсолютно святыми, не имеющими ни одного греховного «пятна или порока».
Хотя мы еще не изучили учение о человеке (и даже если бы мы никогда не читали Библии и не слышали ни одной проповеди), внутреннее «чутье» (вспоминайте о третьем свидетеле общего откровения – совести) подсказывает нам, что наши дела плохи.
Мы не можем двигаться ни назад, ни вперед. Мы не можем уйти от вопроса об отношении с Богом, но и ответить на него мы также не можем.
Ответ на этот вопрос лежит в Евангелии… Но сейчас мы предвозвестим его тем, что скажем еще об одном качестве нашего Бога. Это качество дает нам надежду на то, что наша дилемма как-то будет разрешена…
- Божья любовь
Это природное качество нашего Бога также прослеживается на протяжении всего Писания (Исх 34:6), но в отличии от Божьей святости, оно наиболее «выпукло» явлено в Новом завете (Ин 3:16, 1Ин 4:8,16).
Речь ни в коем случае не идет о том, что Бог стал более любящим (или менее святым), но что Его любовь была более явлена и соответственно этому подтверждена словами (в отличие от нас Божьи слова не расходятся с Его делами)
Божья любовь явлена:
- В непрестанной заботе о творении и непосредственно, о нас (Мф 6:26-32, 7:9-11)
- В милости к нам. В этом случае Божья любовь отводит от нас виновных заслуженное наказание (Пс 40:5, 50:3).
- В долготерпении к нам. В этом случае Божья любовь ожидает покаяния виновных (2 Пет 3:9 , 1 Тим 1:16, Рим 2:4).
- В благодати к нам. В этом случае Божья любовь сверх того дает нам виновным незаслуженные блага (Рим 5:20-21, Еф 2:8-9).
Более всего Божья любовь явлена в Евангелии. Но об этом позже…
ВОПРОСЫ ко -2му уроку:
- Назовите основные последствия учения о Боге как Творце по отношению к человеку.
- Каким образом утверждается учение о святости Бога в Писании?
- Какой парадоксальный вывод по отношению к человеку мы можем сделать, соединяя учения о Святом Боге и Боге Творце?
- Почему о Божьей любви больше говорится в Новом завете?
- Как Божья любовь по отношению к нам явлена:
- В заботе?
- В долготерпении?
- В благодати?
[1] «Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо» (Пс. 144:3)
«Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его неизмерим» (Пс. 146:5)
«Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!» (Пс. 138:6; ср. ст. 17)
[2] «Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творяший милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» (Иер. 9:23,24).
«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).
«Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор.29:29)
[3] «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий» (1Пар.29:11)
«Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол.1:16)
[4] «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (Ис.43:21)
«Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:11)
[5] «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:19,20)
См. также Деян 17:24-30. Именно такую динамику мы видим в проповеди Павла в Афинах – от факта Сотворения к моральной ответственности перед Создателем.
[6] Можно дать задание группе выбрать слова из этого текста, представляющие отношения человека к Богу