«откровения Господа верны, умудряют простых» (Пс 18)
- Бог
- Человек / Грех
Евангелие обращено к человеку. Евангелие предназначено не животным и даже не ангелам, но человеку. Следовательно, следующим важным пунктом в понимании Евангелия следует учение о человеке. Чтобы понять призыв Евангелия к нам, мы должны хорошо усвоить важные истины о самих себе.
Дело в том, что существует масса искаженных взглядов на природу человека, определяющих наше отношение к самим себе. Например, если человек — это продукт эволюции и наша жизнь ограничивается только лишь рамками земного существования, то соответственным будет и наше отношение к самим себе и собственной жизни. Логическим следствием такой антропологии (наука о человеке) будет слоган: “Жизнь коротка. Бери от нее все, что можешь”.
Однако, как мы уже увидели в Божьем слове (и отчасти в “слове природы”), человек не появился в результате слепого случая, но является особым Божьим творением. Далее мы более подробно поговорим о том, что это означает и что из этого следует?
В Быт 1:26,27 сказано, что человек сотворен в последний день шестидневного творения и по правде заслуживает названия “венец Божьего творения”. Словно все, что было сотворено до этого момента, было приготовлением к нему. Более того, Библия говорит, что человек сотворен “по образу и подобию” Божьему. Следовательно, человек не только свидетельствует о Боге фактом своего существования, как и все другое творение, но в нем есть нечто, что делает это свидетельство особенным.
Существует много идей относительно понимания образа и подобия Божьего в человеке, но мы посмотрим на то, каким образом это подобие проявилось в жизни первых людей в книге Бытие. Эти проявления или функции подобия Божьего в человеке можно разделить на три категории:
- Во-первых, человек был создан для общения с Богом. В отличие от животных, человек имеет эту невероятную способность общаться с Самим Творцом мира. Это общение характеризовалось почтением, послушанием и любовью к Богу.
- Во-вторых, человеку была вверена забота обо всем творении. Он был призван стать мудрым управителем (своего рода менеджером) над всем одушевленным и неодушевленным творением. Вторая глава книги Бытие показывает нам фрагмент такого мудрого управления первого человека в Эдемском саду.
- В-третьих, человек был создан для взаимоотношений с другим человеком. В отличие от отношений животных, которые определяются моторно-рефлексорными способностями, отношения людей гораздо шире и глубже и включают в себя духовную сущность человека. Наиболее тесное общение между людьми возможно в брачном союзе мужчины и женщины.
Итак, 1) преклонение перед Богом, 2) управление миром и 3) общение с человеком – три функции или выражения образа и подобия Божьего в человеке.
Все три функции являются уникальными и непрестанными. Как мы увидим дальше, они могут претерпеть катастрофические изменения, но их не может НЕ БЫТЬ. Поэтому апостол Иаков продолжает даже греховного человека называть “подобием Божьим” (Иак 3:9).
Например, человек имеет неизменную поклоняющуюся природу. Он не может не поклоняться. Вопрос только в том, КОМУ он поклоняется? Именно поэтому Иисус сказал: “Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне (богатству)” (Мф 5:24). Заметьте Иисус не сказал “вы можете служить Богу или не служить Ему”. По словам Иисуса мы не можем не служить. Также и апостол Павел свидетельствует о фессалоникийцах, которые “обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному” (1Фесс 1:9). Изменилось направление поклонения, но само поклонение было и будет всегда.
Итак, поклонение, как впрочем и управление миром и отношения с другими людьми, являются непреходящими функциями человеческой природы, сотворенной по образу и подобию Божьему. Вопрос в их качестве и интенсивности…
… И это очень большой вопрос, который связан с самой большой в истории мира катастрофой. Жертвами этой катастрофы стали все люди без исключения. В последние годы многим природным катастрофам присваювают имена … Имя этой катастрофе “ГРЕХ”.
Третья глава книги Бытие повествует нам об этой катастрофе. Начало ее связано с деятельностью сатаны, который назван «отцом лжи» и «противником» Божьим (Ин 8:44, 1 Пет 5:8). Суть этой деятельности заключена в том, чтобы посредством искушения соблазнить человека усомниться в Боге, отвергнуть Его повеления и поверить лжи сатаны. Коварная сущность сатаны была замаскирована образом змея[1], одним из Божьих творений. Змей оказался успешен. Адам и Ева пренебрегли Божьим предостережением и повелись на ложь дьявола. Люди согрешили.
Хотя непосредственным объектом согрешения стал плод с «дерева познания добра и зла» (в традиции «яблоко»), проблема заключалась не в самом плоде (ведь все творение было Божьим творением и оценено Богом как «хорошее весьма»), но в отвержении Божьего повеления. Величина греха определяется не самим грехом, но величиной Того, Кого человек отвергает, избирая грех (пусть даже самый «маленький» грех).[2]
Как следствие, грех кардинально повлиял на все три главные функции человека. Все в человеке стало заражено грехом. Поговорим об этом подробнее…
- Во-первых, изменилось поклонение в человеке. Нет, оно никуда не делось, но изменилось. Можно сказать так, что изменился Объект его поклонения. Человек стал поклоняться «твари вместо Творца» (Рим 1:25). Человек стал поклоняться тому, что в Библии именуется «идолами». Идолы не обязательно являются деревянными или золотыми. Они вообще могут быть не связаны с предметами (как например, идолы «счастья», «комфорта», «удовольствий», «власти» и т.п.[3]). Главная сущность идолов в том, что теперь к ним человек направляет свое наивысшее желание, любовь, привязанность…; другими словами, человек поклоняется своему идолу. Идолопоклонство стало характерной сущностью греховной человеческой природы. Оно подчинило себе всего человека.
- Это хорошо видно в последовательности аргументов Павла в Послании к Римлянам в 1 главе. Описывая «процесс внедрения» греха в человека, Павел использует три раза слово «заменили». Первое слово «заменили» как раз связано с изменением Объекта поклонения, когда человек переадресовал свое поклонение Богу идолам (Рим 1:23). Вслед за ним происходит другая «измена» — замена истины Божьей ложью (Рим 1:25). Если первая «замена» произошла в сердце, то вторая – в разуме человека. И, наконец, третье слово «заменили» относиться к перемене всего поведения человека, о чем Павел так много говорит до конца главы. Грех, начав с сердца, проникнув в разум, теперь захватил всего человека.
- Во-вторых, грех испортил функцию управления миром. С одной стороны, сам мир перестал быть совершенным и податливым человеческому правлению. Проклятие греха видно во всем («тернии и волчцы»). С другой стороны, человек перестал быть мудрым управителем. Он неверно использует и распределяет ресурсы, данные человеку для жизни[4].
- В-третьих, грех повредил отношения между людьми. Созданные для отношений любви и заботы друг о друге, люди поражены алчностью, ненавистью, самолюбием и прочим, что портит всякие отношения между людьми.
Говоря о грехе, мы должны признать ВСЕОХВАТНОСТЬ греха, а именно что грех поразил всего человека и всех людей. Тот же апостол Павел говорит об этом так:
- Всеохватность греха над всем человеком: «Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их». (Рим.3:12-18)
- Всеохватность греха над всем человечеством: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». (Рим.3:23)
Таков всеобщий печальный ВЕРДИКТ над каждым из нас. Мы все согрешили и тем самым оскорбили не только друг друга своим грехом, но более всего нашего Творца.
Все наше печальное положение сводится к тому, что мы как Божье творение призваны иметь отношения с Богом, но наш грех невероятно омрачает эти отношения. Бог свят, а наш грех делает нас нечестивцами. Какой выход мы можем найти, чтобы выйти из этого тупика? Кто даст нам надежду?!
ВОПРОСЫ к 3-му уроку:
- Почему для нас важно учение о человеке?
- Назовите три проявления или функции подобия (образа) Божьего в человеке
- Что вы скажете человеку, который утверждает, что он никому не поклоняется?
- Как грех отразился на всех трех функциях подобия Божьего в человеке?
- Какое практическое значение имеет последовательность трех «изменений» из 1 главы Послания к Римлянам?
- Как учение о грехе может помочь в ответе на извечный вопрос «Какая же религия права?»
[1] Это наглядная иллюстрация от начала о тактике сатаны, который никогда не престает перед человеком в явном виде, но скрывается за чем-то из творений Божьих. Кроме того, образ змея говорит о тварной сущности дьявола. Онтологически он находится на одной стороне со всем творением, будучи сам таковым. Никогда не стоит приравнивать Бога и сатану.
[2] Есть, конечно, разность в том, бросили ли вы в человека камень или выстрелили ли в него из пистолета. Но это отличие только в степени вражды. Так и грех, какой бы он ни был, он направлен против Бога.
[3] По сути даже примитивное идолопоклонство включает в себя сердечную привязанность, мечты, желания, страх, радость, любовь и т.п. Можно сказать так, что внешний идол является проекцией внутреннего идола, живущего в сердце человека.
[4] Даже в нашем, казалось бы, переполненном мире достаточно пищи и воды для каждого человека. Вся проблема в алчности и немудром управлении ресурсами.