«откровения Господа верны, умудряют простых» (Пс 18)
- Бог
- Человек
- Христос
Кто-то сказал: «По сравнению с тем, что человек думает о Христе, все остальное второстепенно». Это суждение верно во всех отношениях, но более всего во взаимосвязи с Евангелием.
Учение о Христе тесно взаимосвязано с Евангелием или учением о спасении. Без Христа у нас нет Евангелия. Именно Христос делает Евангелие Радостной вестью! С другой стороны, без Евангелия мы бы не поняли смысл жизни, смерти и воскресения Христа. Именно этот катастрофический разрыв в умах множества людей между Христом и Евангелием делает знания о Христе бесполезными.
Какое же значение и место занимает учение о Христе в Евангелии? Для ответа на этот вопроса давайте снова вернемся к началу…
Итак,
Бог, Которого мы познаем через «голос природы», но более всего через «голос Писания» открывает нам Себя как Творца, Святого и Любящего Бога.
Человек, который создан по образу и подобию Божьему, призван поклоняться, чтить и любить своего Творца. Однако произошедший грех произвел колоссальные и катастрофические перемены в сущности человека, которая теперь стала греховной. Грех исказил всего человека – его поклонение, отношения с творением и другим человеком. Главным же последствием греха стало отделение человека от Бога. Более того, Святой Бог должен осудить грешника.
Как оправдаться человеку перед Богом? Как ему спастись перед лицом неминуемого суда?
У ответа на этот вопрос есть негативный и позитивный аспекты.
Негативный аспект состоит в том, что сам человек не может себя спасти. Отчасти человек сознает это через действие «божественного стража» внутри человека, а именно совести, которая обличает и осуждает греховные мысли и поступки человека. Однако окончательный вердикт греховности человека и его неспособности жить святой жизни утвердил данный Богом закон (Рим 7:7-23). Его святые заповеди стали приговором всякому человеку и даже тому, кто искренне пытался их исполнить. Таков негативный аспект или сторона ответа на вопрос о нашем спасении, которая низводит на нет всякие усилия человека (выражаемые в том числе, в многочисленных религиях).
Но есть и позитивный аспект решения проблемы нашего спасения. У нас есть Спаситель Иисус Христос (Рим 7:24-25). Нам дан Тот, Который берет на Себя решения проблемы нашей греховности и нашего спасения. И как мы знаем, это решение заключается в жертвенной смерти Христа на Голгофском Кресте.
Но каким образом смерть Христа на Кресте (а не наша смерть) очищает нас от греха? А также, почему она имеет отношение к нам (в том числе живущим спустя 2000 лет после Голгофы)?
Для ответа, в свою очередь, на эти вопросы, нужно вернуться к тому же совершенному закону, данному людям в Писании.
В нем сказано, что без пролития крови не бывает прощения за грех (Евр 9:22, Лев 6:7, 17:11). Конечно, эти слова очень печальны для греховного человека. Святой Бог обязан наказать всякий грех, восставший против Него. (Рим 6:23, Иак 1:15). Но в тоже время появляется надежда искупления, а именно что чья-то кровь может искупить вину человека перед Богом.
Эта истина утверждается в том же законе Моисея, различными законами о жертвоприношениях невинных животных за грех и нечестие человека (книги Исход, Левит).
Однако, постоянно совершаемые жертвоприношения свидетельствовали, что они не решали проблему греха, но предвосхищали решение проблемы через жертву Того, Кто возьмет на себя грех человека и окончательно решит проблему его греха, а значит и его спасения (Евр 10:1-10).
С одной стороны, им должен быть человек, который сам не имеет в себе греха. Святой закон не должен обнаружить в нем и тени греха. С другой стороны, его смерть должна иметь вечную ценность для покрытия грехов всех людей. Можно сказать, что искупительная жертва должна обладать как высшим качеством (жертва святого человека), так и количественной силой.
Эти условия выполняются в Иисусе Христе, который является Человеком, подтвердившим Своим рождением и жизнью Свою безгрешность, а значит способность стать невинной и святой жертвой за грех человека (Евр 2:14-17). Он также является Божьим Сыном, а значит Его искупительное служение для людей имеет вечную ценность.
Итак, у нас есть совершенный Спаситель – Богочеловек Иисус Христос. Именно искупление делает понятным и необходимым единство двух природ Христа, божественной и человеческой.
Отсюда нам крайне важно понять учение Писания о божественной и человеческой природах Христа.
- Божественность Христа
Многочисленные утверждения божественной природы Христа можно условно разделить на фактические и косвенные указания. Первые прямым текстом заявляют о том, что Иисус есть Бог. Вторые (которых значительно больше) свидетельствуют о различных божественных атрибутах, которые мы находим в личности и делах Иисуса Христа
- Фактические указания — Рим 9:5, 1Тим 3:16 (данные тексты интересны тем, что они относятся к категории первых христианских гимнов, а значит учение о божественной природе Христа является не «продуктом» поздних веков и трудами христианских теологов, но было изначальной верой церкви Христа, воспеваемой в гимнах)
- Косвенные указания – Мф 8 и 9 главы (эти главы интересны тем, что в них Матфей в свойственной ему манере, группирует чудеса Христа, являющих его божественную славу), где мы видим:
- Власть над болезнями (Мф 8:1-17), вне зависимости от степени болезни, близости или удаленности больного.
- Власть над людьми (Мф 8:18-23), которые должны быть преданы Христу больше, нежели своим родным и своим делам.
- Власть над силами природы (Мф 8:24-27), которые повинуются даже голосу крайне уставшего Человека!
- Власть над властью дьявола (Мф 8:28-34), бесы которого вынуждены умолять Иисуса о своей судьбе.
- Власть в прощении грехов (Мф 9:1-8, ср. Мр 2:1-12, особенно 7ст.). Эта история (исцеления расслабленного и прощения его грехов) необычна тем, что Иисус не только заявил о Собственном праве прощать грехи, что по правильной мысли оппонентов Христа мог совершать только Бог, но и чудесным образом продемонстрировал способность прощать грехи человека.
- Власть над смертью (Мф 9:18-26)
- Кроме того, на основании евангельских повествований мы можем говорить о всеведении Христа (частые сообщения о том, что Иисус «знал мысли людей», что свидетельствует о всеведении Христа, что в свою очередь является исключительно божественной прерогативой), о признании божественной природы Христа Его учениками (Мф 16:16, Ин 20:28!), и даже Его врагами (Ин 10:33).
- Человечность Христа
По аналогии с божественной природой Христа свидетельства о человеческой природе Христа можно также условно разделить на фактические и косвенные указания.
По аналогии с божественной природой Христа свидетельства о человеческой природе Христа можно также условно разделить на фактические и косвенные указания.
- Фактические указания — 1Тим 2:5, 1Кор 15:45-47, Евр 2:14, 1Ин 4:1-3
- Косвенные указания – многочисленные сообщения о естественных человеку свойствах, которые мы видим во Христе — есть, спать, уставать, испытывать боль, и, наконец, пережить смерть.
- Пример: божественность и человечность Христа во время бури
Итак, Христос – совершенный Бог и совершенный Человек. Богочеловеческая природа Христа необходима для решения проблемы нашего спасения. Именно Его уникальная природа делает уникальной Его смерть на Голгофе.
- Великие тексты Библии
По сути все четыре Евангелия (а в каком-то смысле вся Библия, и, особенно Новый завет) отвечают нам на следующие вопросы: Кто такой Иисус? И что Он сделал для нас?
Некоторые тексты Писания в этом смысле имеют особое значение:
- Мф 16:13-23 (где мы видим, как вслед за ответом на вопрос ученикам «За Кого почитаете Меня вы?», следует сообщение о грядущих смерти и воскресении Христа)
- Рим 1-5 главы (от мрака греха и гнева Божьего над человеческим нечестием к оправданию и миру с Богом через умилостивление посредством жертвы Христа).
- Еф 2 глава (богословская история нашего спасения через Крест Христа, который объединил нас с Богом и друг другом)
- Откр 5 глава (уникальная роль Агнца в драме искупления, завершаемая аккордами вечной хвалы Агнцу)
ВОПРОСЫ к 4му уроку:
- У ответа на вопрос – Как нам спастись? – есть негативный и позитивный аспекты. Назовите и поясните их
- Почему Христос должен был стать Человеком?
- Почему Христос должен был быть Богом?
- Зачем для нашего спасения Иисусу было необходимо умереть? Свяжите ваш ответ с учением данного Богом закона.
- Приведите по одному тексту, свидетельствующих о божественной природе Христа как с фактической, так и косвенной точек зрения.
- Приведите по одному тексту, свидетельствующих о божественной природе Христа как с фактической, так и косвенной точек зрения.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Притча о Путнике (с комментариями слушателей)
«На путь под названием «дела закона» направился один человек, именем «грешник» (имя его было приколото так близко к груди, что он никогда толком не обращал внимание на то, что там написано). Цель его предприятия заключалась в том, чтобы отыскать на этой святой дороге сокровище с золотой надписью «праведность». О, как это сокровище было необходимо страннику! Для чего оно было ему необходимо? Для того, чтобы попасть в страну Царя царей, ведь человек слышал, что Царь не может принять не имеющего его беззаконника (Исход 23:7). Поэтому, с большой решительностью, чтобы заслужить расположение Царя, и заслужить законно, человек именем «грешник» направился на путь для достижения желанной цели. И конечно же, наш путник без сомнения знал, что это был единственный верный путь.
С какой ревностью он вступил на эту святую дорогу, будучи уже в предвкушении находящегося у него в кармане сокровища. И более того, без ложной скромности он уже видел себя входящим в ворота величественного города Царя царей. Он мыслил о том, как его встречают слуги Царя и ликуют, видя законно приобретенное его сокровище. Да и как можно было думать по-другому, ведь он имел при себе, по его мнению, все необходимое, чтобы пройти путь и отыскать сокровище.
И по началу все вроде бы складывалось хорошо, кроме разве что мелких неприятностей, да и то быстро забываемых, когда человек оглядывался вдаль на кривые, грязные, заблудшие пути людей, ищущих тоже сокровище, только конечно не там где надо. Воображающие мысли набирали свой ход и наш путник начал думать, что тот факт, что он, в отличие от других людей, находится на правильном пути, уже делает его безусловным обитателем города Царя. В своей пьянящей самоуверенности человек именем «грешник» не заметил, что он с трудом стал продвигаться вперед, зрение его притупилось, а вид почернел…
Так долго продолжаться все не могло, и человек стал призадумываться над реальным состоянием своего положения и результатами поисков сокровища… Прошло еще время, и мы видим нашего странника согбенным и изможденным от постоянных препятствий на пути. И не то чтобы путь оказался коварным, сколько самому страннику он был непосильным.
И в этот момент он услышал голос, обращенный к нему: «Смотри!». Вокруг него появилось множество зеркал, как бы обступивших его со всех сторон и человек стал смотреть в них. И как вы думаете, что он мог увидеть? Конечно, самого себя, а точнее свой вид .. и он был ужасен. Одежда его была запачкана и испорчена; от головы до ног, его тело было покрыто гноящимися ранами. А перед собой он увидел в зеркальном отражении имя, приколотое к его груди — «грешник». Имя принадлежало ему…
И только теперь человек осознал со всей ясностью свое гибельное положение. Он никогда не сможет найти желанное сокровище. Он навсегда потерян для вечного города. Царь не примет такого ужасного видом человека…
Но вдруг, человек снова услышал тот же голос: «Смотри!». И теперь перед собой он увидел появившееся дерево наподобие указательной стрелы, направленной в небо. Человек вспомнил, что на своем пути он и раньше видел подобные деревья, но на которые не обращал никогда внимания. И все они указывали в одно направление – в небо. И вот, человек, повинуясь этому новому призыву, поднимает свою голову вверх, к небу (Даниил 4:31). То, что он увидел, поразило его. Да, это было то самое желанное сокровище с золотой надписью «праведность». Оно находилось в руках Человека, светящегося видом. И эти руки, это сокровище было протянуто прямо к нему. «Значит .. я могу взять его!» – воскликнул человек.
О, Кто же это? Кто так добр к нему?
На руках, излучающегося свет, Человека — незнакомца, были раны. О, это были ужасные раны: видно Он претерпел немало страданий. Но на голове, наш путник, заметил золотой венец. Он не мог никому принадлежать, как только Царю… И вновь осознанная мысль еще больше поразила его чем прежняя. Увиденный им Человек, был никто иной, как Великий Царь вечного города! Он, святой и праведный, принес ему, человеку с именем «грешник», драгоценное сокровище. И эта дорога досталась Ему ценой неимоверных страданий. Сокровище, протянутое к человеку, стало еще более драгоценным для него. И сердце путника покорилось, явленной ему любовью Великого Царя и он без колебаний протянул руки навстречу драгоценному дару.
Теперь, благодаря любви Царя, он не только имел право на обитание в Его вечном городе, но и сам вид человека преобразился. Он получил новые, прекрасные и чистые одежды, тело его очистилось от гноящихся ран и не только это, внутри его также все изменилось – на смену разочарованию и безвыходности пришла радость, страх заменила уверенность.
Человек оглянулся вокруг себя и был поражен – его путь, который казался ему еще несколько раньше невыносимым и недоступным, приобрел теперь противоположно другой вид – дорога стала прекрасна и доступна теперь для него. Она была дороже самого чистого золота. Все в ней напоминало образ великого Царя, которого он теперь познал как Царя любви.
И окрыленный этой любовью наш путник отправился по светлой дороге с единственной целью – поведать другим путникам, бредущим по разным дорогам о Великом Царе, о Его любви и о Его безвозмездном даре. Обремененным поисками сокровища праведности необходимо показать безвыходность их самостоятельных блужданий. Все что им нужно сделать – посмотреть в Небо.
Так началась новая жизнь нашего путника, познавшего величие истины, названной в Новом завете – оправдание по вере, оправдание по благодати».
На путь под названием «дела закона» направился один человек, именем «грешник» (имя его было приколото так близко к груди, что он никогда толком не обращал внимание на то, что там написано). Цель его предприятия заключалась в том, чтобы отыскать на этой святой дороге сокровище с золотой надписью «праведность». О, как это сокровище было необходимо страннику! Для чего оно было ему необходимо? Для того, чтобы попасть в страну Царя царей, ведь человек слышал, что Царь не может принять не имеющего его беззаконника (Исход 23:7). Поэтому, с большой решительностью, чтобы заслужить расположение Царя, и заслужить законно, человек именем «грешник» направился на путь для достижения желанной цели. И конечно же, наш путник без сомнения знал, что это был единственный верный путь.
С какой ревностью он вступил на эту святую дорогу, будучи уже в предвкушении находящегося у него в кармане сокровища. И более того, без ложной скромности он уже видел себя входящим в ворота величественного города Царя царей. Он мыслил о том, как его встречают слуги Царя и ликуют, видя законно приобретенное его сокровище. Да и как можно было думать по-другому, ведь он имел при себе, по его мнению, все необходимое, чтобы пройти путь и отыскать сокровище.
И по началу все вроде бы складывалось хорошо, кроме разве что мелких неприятностей, да и то быстро забываемых, когда человек оглядывался вдаль на кривые, грязные, заблудшие пути людей, ищущих тоже сокровище, только конечно не там где надо. Воображающие мысли набирали свой ход и наш путник начал думать, что тот факт, что он, в отличие от других людей, находится на правильном пути, уже делает его безусловным обитателем города Царя. В своей пьянящей самоуверенности человек именем «грешник» не заметил, что он с трудом стал продвигаться вперед, зрение его притупилось, а вид почернел…
Так долго продолжаться все не могло, и человек стал призадумываться над реальным состоянием своего положения и результатами поисков сокровища… Прошло еще время, и мы видим нашего странника согбенным и изможденным от постоянных препятствий на пути. И не то чтобы путь оказался коварным, сколько самому страннику он был непосильным.
И в этот момент он услышал голос, обращенный к нему: «Смотри!». Вокруг него появилось множество зеркал, как бы обступивших его со всех сторон и человек стал смотреть в них. И как вы думаете, что он мог увидеть? Конечно, самого себя, а точнее свой вид .. и он был ужасен. Одежда его была запачкана и испорчена; от головы до ног, его тело было покрыто гноящимися ранами. А перед собой он увидел в зеркальном отражении имя, приколотое к его груди — «грешник». Имя принадлежало ему…
И только теперь человек осознал со всей ясностью свое гибельное положение. Он никогда не сможет найти желанное сокровище. Он навсегда потерян для вечного города. Царь не примет такого ужасного видом человека…
Но вдруг, человек снова услышал тот же голос: «Смотри!». И теперь перед собой он увидел появившееся дерево наподобие указательной стрелы, направленной в небо. Человек вспомнил, что на своем пути он и раньше видел подобные деревья, но на которые не обращал никогда внимания. И все они указывали в одно направление – в небо. И вот, человек, повинуясь этому новому призыву, поднимает свою голову вверх, к небу (Даниил 4:31). То, что он увидел, поразило его. Да, это было то самое желанное сокровище с золотой надписью «праведность». Оно находилось в руках Человека, светящегося видом. И эти руки, это сокровище было протянуто прямо к нему. «Значит .. я могу взять его!» – воскликнул человек.
О, Кто же это? Кто так добр к нему?
На руках, излучающегося свет, Человека — незнакомца, были раны. О, это были ужасные раны: видно Он претерпел немало страданий. Но на голове, наш путник, заметил золотой венец. Он не мог никому принадлежать, как только Царю… И вновь осознанная мысль еще больше поразила его чем прежняя. Увиденный им Человек, был никто иной, как Великий Царь вечного города! Он, святой и праведный, принес ему, человеку с именем «грешник», драгоценное сокровище. И эта дорога досталась Ему ценой неимоверных страданий. Сокровище, протянутое к человеку, стало еще более драгоценным для него. И сердце путника покорилось, явленной ему любовью Великого Царя и он без колебаний протянул руки навстречу драгоценному дару.
Теперь, благодаря любви Царя, он не только имел право на обитание в Его вечном городе, но и сам вид человека преобразился. Он получил новые, прекрасные и чистые одежды, тело его очистилось от гноящихся ран и не только это, внутри его также все изменилось – на смену разочарованию и безвыходности пришла радость, страх заменила уверенность.
Человек оглянулся вокруг себя и был поражен – его путь, который казался ему еще несколько раньше невыносимым и недоступным, приобрел теперь противоположно другой вид – дорога стала прекрасна и доступна теперь для него. Она была дороже самого чистого золота. Все в ней напоминало образ великого Царя, которого он теперь познал как Царя любви.
И окрыленный этой любовью наш путник отправился по светлой дороге с единственной целью – поведать другим путникам, бредущим по разным дорогам о Великом Царе, о Его любви и о Его безвозмездном даре. Обремененным поисками сокровища праведности необходимо показать безвыходность их самостоятельных блужданий. Все что им нужно сделать – посмотреть в Небо.
Так началась новая жизнь нашего путника, познавшего величие истины, названной в Новом завете – оправдание по вере, оправдание по благодати.