Представьте следующую картину. В чате лидеров домашних групп кто-то из пастырей предлагает встретиться вечером в ближайший понедельник. Происходит обсуждение, и во время этого обсуждения, в общий чат приходит сообщение от меня. Вот как оно звучит: «я каждый день работаю допоздна». Что вы узнаете из этой короткой фразы? Вы бы могли сделать несколько наблюдений:
- у меня есть работа;
- мой рабочий график не предусматривает выходных. (кто-то скажет, что «каждый день»- это гипербола, и что я работаю не семь, а пять или шесть дней в неделю);
- мой рабочий день заканчивается очень поздно.
Возможно, вы отметите еще какие-то верные наблюдения из этого сообщения. Однако, несложно догадаться, что истинный смысл сообщения в том, что я не приду на встречу. Это главная мысль, которую я хотел донести до тех, кто читает меня в чате: я не приду.
Людям свойственно выражать идеи подобным образом: говоря об одном, мы можем говорить совершенно о другом. И, как правило, чтобы понять собеседника, нам не приходится приложить много усилий. Все дело в том, что мы пользуемся привычкой. С детства у нас развивается навык слушать речь, и, слушая, понимать смысл, который вкладывает говорящий в произносимое.
В чем секрет этого навыка? Секрет в том, что мы, сами того не замечая, научились учитывать контекст сказанных слов. Вы знаете, о том, кто я и о какой работе я говорю. Вам понятна причина, по которой я решил написать сообщение- ведь мы обсуждаем совершенно конкретную тему- предстоящую встречу лидеров. Все это можно назвать контекстом, и именно он позволил вам верно понять значение моих слов.
Читая слова Писания нам следует помнить, что они были написаны людьми (хоть и ведомыми Духом) и для людей. Это означает, что авторы богодухновенного текста пользовались теми же самыми речевыми принципами, что и мы сегодня. Итак, чтобы верно понять смысл библейского текста, нам нужно принять во внимание контекст. В противном случае, мы узнаем подробности о моем рабочем графике, но упустим из вида, что я не приду на встречу.
Один из замечательных инструментов, помогающим учесть контекст (а значит верно понять значение библейских слов) — это использование следующего вопроса: «зачем автор сообщает эту информацию?». Повторю еще раз. Размышляя над библейским отрывком, задайте себе вопрос: «зачем автор это написал?».
Чтобы увидеть ценность подобного упражнения, обратимся к одному эпизоду из книги Деяний.
«В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав [собранное] к пресвитерам через Варнаву и Савла» (Деян.11:27-30).
Эти четыре стиха описывают один эпизод из жизни церкви. Мы читаем о верующих, которые, в преддверии голода, собирают и отправляют пособие для братьев в Иудее.
О чем бы вы учили на основании этого отрывка? Вот несколько вариантов:
- о пророческом служении. Пророки тогда и сейчас;
- о материальном служении. Финансовая забота как проявление братолюбия;
- о финансовой мудрости. Что значит быть в нужде и кому Бог повелевает распоряжаться общими сборами.
Все эти темы имеют место быть, также как имели место истинные наблюдения о моем рабочем графике и наличии работы. Однако, давайте воспользуемся вопросом к автору книги. Итак, зачем Лука решил рассказать эту историю? Попробуем конкретизировать в отношении каждой из перечисленных тем:
- хотел ли Лука дать наставление в отношении роли пророков в церкви?
- ставил ли Лука цель дать наставление в отношении братолюбия?
- стремился ли Лука наставить читателей в вопросах финансовой распорядительности?
Кто-то может справедливо заметить: «откуда мы можем знать мотивы Луки?». Факт богодухновенности текста позволяет нам полагать, что мотивы библейских авторов открыты в тексте в той мере, в которой их знание необходимо для верного истолкования. Часто, мотив (или лучше сказать — цель) автора указан непосредственно в тексте:
- явно — мы знаем о цели автора исходя из его собственного признания «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан.20:31);
- или же неявно — мы знаем о цели автора из наблюдений (выбор жанра книги, сосредоточенность на определенной теме, повторение одинаковых фраз).
Возвращаясь к книге Деяний… Откуда мы узнаем, какие цели преследовал Лука, садясь за написание книги? Во вступлении к первой книге Луки мы читаем такие слова: «чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лук.1:4)
Это означает, что Лука в Деяниях не пересказывает особенно впечатляющие истории первых десятилетий после вознесения, но разъясняет основание христианского учения. Также, структура книги позволяет нам верным образом истолковать цели, которые достигает Лука. Общеупотребительным является разделение книги Деяний на три части согласно исполнению обещания Христа (Деян.1:8). Отрывок, который мы изучаем, тематически относится к третьей части книги. Таким образом, в этой части книги, Лука рассказывает, как ученики свидетельствуют о Христе до края земли.
Итак, мы задались вопросом о мотивах автора, и нам пришлось обратиться к большому контексту книги: к ключевым стихам, а также к структуре. Теперь, давайте посмотрим на сам отрывок и непосредственный контекст, в который Лука его заключил. Это необходимо для того, чтобы от глобальной цели книги перейти к локальной цели нашего отрывка. (Важно, что локальная цель не является независимой по отношению к глобальной, но подчинена ей). Итак, отметим два наблюдения:
- повествование изучаемого отрывка тематически относится к более объемному отрывку (с 19 по 30 стихи). В этом тексте Лука рассказывает о возникновении и жизни первой церкви, преимущественно состоящей из язычников.
- в этом отрывке (с 19 по 30 стихи) повествование строится посредством сопоставления жизни двух общин:
Иерусалимская церковь |
Антиохийская церковь |
19 ст. «рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана» (т.е. из Иерусалима) | 20ст. «придя в Антиохию, говорили Еллинам» |
22ст. «Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской» | 22ст. «поручили Варнаве идти в Антиохию» |
27ст. «пришли из Иерусалима […] пророки» | 27ст. «пришли […] в Антиохию пророки.» |
29ст. «ученики» (т.е. ученики из Антиохии) |
29ст. «братьям, живущим в Иудее» |
Итак, эти два наблюдения позволяют нам увидеть следующую картину: Лука рассказывает об уникальной Антиохийской общине, а также об отношениях этой уникальной общины с другой уникальной общиной- Иерусалимской. Уникальность одной общины в том, что она первая, состоящая из язычников. Уникальность другой- что она главная, первоначальная.
Видите, что происходит в этом отрывке? Лука повествует о чем-то необыкновенном- свидетельство о Христе впервые пленяет язычников таким масштабным образом. Результатом этого становится церковь из язычников, которая является братской для самой главной и самой иудейской церкви. Мы это видим из того, что Иерусалимская община отдает одного из самых дорогих своих служителей, а Антиохийская- материально заботится о братьях-иудеях как о членах одной семьи.
Давайте теперь ответим на вопрос: «зачем Лука написал эти стихи?». Лука хотел показать, что благая весть соединяет язычников и иудеев в одну семью. Посмотрите, как прослеживается взаимосвязь целей автора применительно к отрывкам различной величины:
- Лука написал 27-30 стихи, чтобы показать единство «языческой» и «иудейской» церквей;
- Лука написал 11 главу ,чтобы рассказать, как Евангелие Иисуса Христа начало покорять язычников;
- Лука написал книгу Деяний для того, чтобы преподать основание христианского учения.
Можно увидеть, что небольшой отрывок не достигает своей независимой цели (к примеру, рассказать о пророческом даре или наставить в учении о братолюбии), но подчинен разъяснению более общей цели.
Поняв мотив автора, вы можете сформулировать тезис, который станет основным для преподавания вашей аудитории. К примеру, я использовал следующий тезис при изучении на домашней группе: Христос для всех народов. Темы, которые мы поднимали при обсуждении данного отрывка были связаны именно с основным тезисом (Христос для всех народов):
Если Христос- для всех народов, то…
- мы лучше видим масштаб Божьего царства. Бог восхищает нас сильнее, когда мы видим грандиозность Его дела;
- мы осознаем, что Божье царство- намного больше нашего христианского круга общения. Мы можем учиться с уважением и терпимостью относиться к христианству других культур;
- мы видим, что Божье царство больше, чем поместная церковь. Мы можем учиться сотрудничать, служить и просить о помощи у других христиан;
- у нас не должно быть взгляда, что какая-то категория людей недостойна услышать Евангелие. (если для иудеев таковыми были язычники, для нас сегодня это могут быть: маргинальные слои общества, гомосексуалы и др.).
Как видите, один вопрос к тексту («зачем автор сообщает эту информацию?») вынудил нас смотреть на широкий и узкий контекст, а также позволил сформулировать ключевую идею отрывка. Надеюсь, что использование подобного инструмента при изучении послужит к успеху вашего изучения и преподавания.
Cлава Гриб