На одной христианской конференции я услышала фразу: «Если церкви нет в интернете, то ее нет в целом для людей». Не стоит придавать этому выражению духовный смысл. Соцсети, YouTube-каналы, сайты и другие медиаресурсы – это места скопления людей, где церкви могут быть услышаны.
В Беларуси медиаслужение мало развито. Церкви представляют себя в интернете, учась этому либо у неверующих специалистов, либо у других конфессий, которые преуспели в этом больше. Не вижу проблемы в том, чтобы перенимать технический и творческий опыт за пределами своего братства. Но все-таки из-за этого возникают некоторые опасности и искушения, о которых предлагаю поговорить.
Цели и средства
В медиа, как и в любом другом служении, есть цели и есть средства (инструменты). Например, цель проповедника – распространять учение; инструменты проповедника – Библия, комментарии, умение излагать мысли, речь и т. д. Цель группы прославления – доносить истины, ободрять, утешать; средства – музыкальные инструменты, голоса, ноты и др.
Как правило, все цели есть в Библии. Инструменты могут меняться с ходом времени. В качестве примера расскажу о двух главных целях наших медиа. Первая цель – помочь отсутствующим членам церкви получать наставление. Так, с началом пандемии стали актуальны трансляции и архивы проповедей. Вторая цель –благовестие в местности, где находится церковь. Особенность нашего района – в относительно молодом возрасте жителей, поэтому через соцсети мы рассказываем о церкви, вере и приглашаем на собрания.
Наши цели можно осуществить и по-другому. Пересказывать содержание проповедей отсутствовавшим прихожанам могут члены церкви лично при встрече, а приглашать в церковь можно через знакомства или печатные листовки. Важно понимать, что вести инстаграм или снимать видео – это не сама суть служения, а только инструменты для его совершения. Мои дальнейшие выводы связаны с этим утверждением.
1. Служение ради цели, а не ради служения
Церковное медиаслужение всегда должно быть направлено на нужды церкви и само по себе не может существовать. Почему я с этого начинаю? Церковные представительства в интернете появляются благодаря энтузиазму и способностям отдельных людей, чаще всего молодых. У молодежи немало плюсов: большое желание служить Христу, много сил и инициативы. Но отсутствует опытность, из-за чего возникает искушение относиться к ведению церковных медиаплощадок легко, без рассудительности. Это ведь не проповедь и не музыкальное служение. Поскольку молодежь больше понимает в технологиях, нередко складывается следующий порядок: кто ведет соцсети или канал на YouTube, тот и решает, какой должен быть контент. Однако церковная медиаплощадка – это представление церкви перед другими людьми, где контент выходит от лица всей церкви, включая пасторов, проповедников и музыкантов.
Чтобы избежать подобного искушения, я бы посоветовала изначально выстроить свое служение в подотчетности пасторам или конкретным братьям, лидерство которых одобряют пасторы. Как это осуществить практически?
А. Даже если вы уже используете медиаканалы, попросите о совете пасторов или братьев, которых порекомендуют пасторы.
Б. Напишите концепцию своего служения:
- для кого вы создаете контент: для церкви, для верующих или неверующих;
- каким целям церкви он должен служить: благовестие, распространение церковных ресурсов для пользы другим церквям, приглашение в воскресную школу или на разборы Библии, привлечение неверующей молодежи, трансляции собраний, архивирование мероприятий церкви и др.;
- какие ресурсы у вас есть для этого: вы умеете и готовы снимать фото или видео, писать статьи, проводить трансляции, делать хорошие дизайны и т. д.
Исходя из концепции, обсудите свои идеи с теми, кому вы подотчетны, и показывайте примеры выпускаемого контента братьям, особенно если он содержит элементы учения. На мой взгляд, хорошо, если сами братья, поставленные руководить церковью, задают направление работы медиагруппы. Вы можете помочь им, подробнее рассказав о ваших возможностях.
2. Измеряем качество в соответствии истине, а не в количестве
Если ваше видео стало популярным в сети, это еще не значит, что оно угодно Богу. Это просто значит, что много человек посмотрело его и поставило лайки. С этим связано второе искушение – предпочитать «погоню за просмотрами» содержанию.
Эта проблема напрямую возникает из-за доступности примеров в интернете. Мы, конечно же, ориентируемся на то, что привлекает больше внимания, приносит больше лайков. Людям нравятся эффектные видео, яркие фото и тексты, которые откликаются их чувствам. Мы смотрим на подобные примеры, и нам кажется, что чем больше наш контент будет похож на них, тем лучше.
Но не всегда яркие примеры поддерживают библейское учение и соответствуют ценностям наших поместных церквей. Соцсети и YouTube в одинаковой степени доступны для продвижения как истины, так и лжеучений. К слову, людей, как правило, больше привлекает грех – сатана трудится над этим со времен первых людей: «…дерево… приятно для глаз и вожделенно» (Быт. 3:6).
Я не хочу никого ограничить в творчестве, но прошу: прежде чем вы воспользуетесь какой-то идеей из интернета, соотнесите ее с Библией. Как? Самостоятельно размышляя и советуясь. Это касается как общего направления контента, так и его элементов: конкретных текстов, заголовков, стилей видео и фото. Сила церкви в том, что мы все помогаем друг другу стоять в истине.
Вот несколько вопросов, которые мне помогают рассуждать над выпускаемым контентом.
- Соответствует ли это библейскому учению?
- Соответствует ли это ценностям нашей церкви?
- Что прославляет идея: нас, как церковь, или Христа?
- Не отвлекает ли форма, которую я выбираю, от самой истины?
3. Строим христианские, а не профессиональные отношения
Когда в медиаслужение вовлечены несколько человек, есть искушение превратить христианские отношения в профессиональные, то есть видеть друг в друге не братьев и сестер по вере, а дизайнеров, видеооператоров, монтажеров, руководителей и т. д., даже в проповедниках – поставщиков сильных цитат для публикаций, а не учителей истины.
В коринфской церкви I века была проблема: верующие считали дар языков лучшим даром. Имеющих этот дар превозносили, им страшно завидовали, многие хотели этот дар получить. И тогда Павел написал коринфянам знаменитый отрывок про любовь. Он начинается так: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий (буквально „тарелка бряцающая“ – так говорили о пышной, торжественной, но малосодержательной речи)» (1 Кор. 13:1). Через несколько стихов апостол пишет о том, что гораздо важнее наших даров и талантов: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4-7).
Сейчас у нас другое время, но искушение такое же: мы можем проявлять недостаточно любви друг к другу, занимаясь техническими и творческими вопросами в служении, поэтому наставления Павла подходят и нам. Вот несколько примеров.
- Мы редко встречаем человека с такими же, как у нас, видением и вкусом. Поэтому часто появляется искушение поспорить и резко высказаться из-за разных взглядов. Но любовь «не раздражается».
- У нас может возникнуть искушение, например, выпускать контент, который противоречит решениям братьев, ведь мы можем сделать это качественно технически. Но любовь «не ищет своего», а проявляет смирение и выказывает послушание духовным лидерам.
- Случается, что кто-то не может вовремя выполнить свою часть работы. Такой человек срывает общие планы и подводит других. Профессиональное отношение должно быть требовательным и беспристрастным, а отношения братьев и сестер по вере – это милость и снисхождение, помощь в нуждах.
Придет время, когда вы сами допустите ошибку и будете нуждаться в милости и снисхождении.
- Иногда мы будем чувствовать разницу в профессиональном уровне участников нашей команды, особенно когда к служению начнут присоединяться новые люди, которым нужно учиться. Не стоит раздражаться или выражать недовольство работой новичков: «любовь долготерпит» и «не гордится». Она терпеливо находится рядом и помогает.
Вот общий принцип: в медиаслужении мы прежде всего христиане, а потом уже специалисты.
Нужно помнить, что в первую очередь мы прославляем Христа, а не развиваем свой профессионализм. И прославлять Христа лучше всего мы можем, исполняя Его заповедь любить ближних, тех, для кого и с кем мы трудимся. Смотрите на свое служение как на возможность на практике проявлять любовь ко Христу через служение нашим ближним.
- Как мы можем приблизить свою церковь ко Христу, проводя трансляции или записывая видео? Какой при этом должен быть звук и изображение, чтобы истина была услышана ими четко и без помех?
- Как мы можем сеять Евангелие в нашей местности через соцсети? При помощи модных трендов и «погони за лайками», высокопарных богословских текстов или благодаря доступному для жителей наших населенных пунктов повествованию о Христе, вере и жизни церкви, чтобы достичь сердец людей?
- Как мы смотрим на свою команду? Как на людей, с которыми весело проводить время? Как на тяжкий груз, тянущий вниз? Может быть, мы стремимся реализовать свои таланты за счет совместного труда? Давайте смотреть на свою команду как на церковь, на братьев и сестер, с которыми мы проведем вечность, и отношения с ними иметь как с ближними.
4. Постоянство даже без вдохновения
Я оставила этот пункт напоследок, но по важности он первый. В большинстве белорусских церквей медиа – не самостоятельный ресурс с уникальным контентом (как, например, служение «Слово благодати») и не личный блог с авторской точкой зрения, а следование нуждам церкви. Часто послушание руководству церкви или лидеру служения важнее применения собственного творческого видения. Поэтому одного вдохновения будет мало для постоянства.
Когда вдохновляющие проекты и поддерживающие вас люди рядом, тогда есть запал. Но он может угаснуть. Я записала причины этого, исходя из своего опыта и опыта коллег по служению.
- Через время задачи становятся привычными (например, проведение трансляций или работа со звуком), и нет творческого побуждения выполнять их.
- Иногда постоянство в служении связано лишь с личным присутствием, мы не решаем творческих задач.
- Творческие идеи могут не приниматься братьями и приходится подчиняться не один раз, а много.
- Труд церковных «техников» не так заметен, как, например, проповедников или наставников, и, соответственно, мало ценен.
- В технической работе и медиасфере меньше эмоциональной вовлеченности, чем в работе с людьми.
- В конце концов, единомышленников у медиаслужителей немного. Как правило, это небольшая группа людей в церкви.
Личное свидетельство
Как-то мне задали вопрос, встречала ли я тех, кто отказывался от медиа только из-за того, что этот труд незаметен? Да! Я сама! В то время как у музыкантов, проповедников, учителей воскресной школы были свои компании, общие интересы, совместные конференции (одним словом, общение), мне приходилось из воскресенья в воскресенье смотреть на церковь через камеру. Как-то я сказала пастору, что чувствую себя буквально последним человеком в церкви, высиживая собрания за аппаратурой на задней лавке. Однажды, посетив другую церковь, я проплакала все общее пение, потому что поняла, что уже полгода во время прославления в своей церкви я двигаю камеры, вместо того чтобы наслаждаться пением.
Чтобы продолжать этот порой незаметный труд, во-первых, следует учиться зрелости. Для этого надобно молиться о любви к своей церкви. Труд не похож на бремя, когда есть любовь. А во-вторых, надо понимать ценность своего труда для Христа, чтобы иметь в нем постоянство.
Разумно время от времени смотреть на свое дело со стороны, чтобы убедиться: ваше служение действительно приносит пользу церкви. Дайте честную оценку плодам своего труда сами, спросите руководство церкви и ее членов. Примите со смирением, если что-то нужно изменить: ведь не церковь служит площадкой для воплощения ваших идей – ваши дары должны служить церкви.
Самое важное: Христос достоин постоянства.
Важный вывод
Сто лет назад роль современных медиа выполняли печатные издания. Архивариус Алексей Синичкин собрал всю коллекцию русскоязычных печатных газет, качество которых можно оценить в его телеграм-канале [1]. Примечательно, что каждое такое издание – кропотливый труд как по глубокому содержанию, так и по оформлению. Соцсети упростили задачи создания медиаресурсов и дали возможность церквям распространяться масштабнее. Но мы столкнулись с другой проблемой: порой мы теряем из виду цель и самым важным для нас становится желание впечатлить людей и набрать как можно больше просмотров.
Боюсь, что некоторые читатели не поймут меня или осудят, но я хотела бы поделиться своим наблюдением. Современные баптистские церкви Беларуси получили хороший инструмент, но пока не поняли, что в его использовании, как и в любом другом служении, нужна посвященность Христу и зрелость. Мне бы очень хотелось попросить всех коллег по служению больше молиться, изучать Библию и быть исполнителями, а не только слушателями. Какие бы цели и формы медиаслужения для своей поместной церкви вы ни выбрали, вы сможете замечать и проходить все опасности и искушения на этом пути только с Господом.
1 Телеграм-канал Алексея Синичкина: https://t.me/sinichkinAS
Автор Александра Канатуш
Редактор Ольга Антонова
От автора. Мне хотелось бы развивать культуру медиаслужения в Беларуси и выпускать тематические статьи. Если у вас есть вопросы или предложения по теме, пожалуйста, напишите мне на электронную почту alex.kanatush@gmail.com либо в facebook: https://www.facebook.com/alexandra.kanatush