Для любого человека заповедь в ее буквальном изложении очевидна и проста, все мы умеем читать. Тогда как дух заповеди открывается не всегда и не всем. И чтобы овладеть духовным разумением Божьего закона, мало прочесть его постановления, их нужно растворить и воспринять всем сердцем. Только в этом случае заповедь способна к самораскрытию в нас подобно живому существу. Она начинает жить в нашем духе и открывать нам новые грани своего назначения. Кто мы буквалисты или духовные исполнители Божьего закона? Как стать на путь духовного осмысления заповеди, сделать этот внешний императив своим желанным гостем? Именно на эти вопросы мы постараемся ответить сегодня.
Для начала я предлагаю рассмотреть одну из заповедей в ее развитии от буквы к духу. Вспомним всем известную и понятную заповедь «не убивай». С точки зрения ее буквального толкования, Бог запрещает нам лишать жизни человека. Понимая ее буквально, каждый иудей считал себя исполнившим заповедь, если он не совершил убийства. Эта была его праведность, праведность благочестивого иудея. Но Иисус решает показать таким праведникам духовную сторону Божьего закона, который дан были Израилю через Моисея. И вот что Он говорит о заповеди «не убивай».
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» Матф.5:21-22. Обратите внимание, что даже сказанные нами слова «дурак» или «глупец» делают нас преступниками закона. Если я обозвал человека, тогда я подлежу суду и геенне огненной в той же степени, как и за убийство. Как мы видим, буква умалчивает о таком развитии заповеди. Мало того, речь идет не о конкретных словах «дурак» или «глупец», Иисус, конечно, привел только некоторые из распространенных в то время оскорблений. Сегодня мы можем наносить оскорбление человеческому достоинству в различной словесной форме. Итак, как мы видим, дух заповеди идет дальше самого запрещенного в Божьем законе деяния. В данном случае дух заповеди открывает преступление не в сфере физического насилия, а в деянии произнесенного слова.
Но и на этом раскрытие духовной обширности заповеди не останавливается. Оказывается постановление «не убивай» пускает свои корни даже в наши мысли и настроение сердца. Апостол Иоанн пишет: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» 1Иоан.3:15. Для кого-то ненависть это эмоциональный всплеск, для кого-то это стойкое отношение неприятия к человеку. Причем, ненависть, как унижающее пренебрежение или злоба, может не проявлять себя никаким видимым образом. В нашем современном, культурном обществе принято маскировать и сдерживать свои негативные чувства. Отношение ненависти также как и слово может иметь многоразличное выражение. Все зависит от воспитания, образования и окружения человека. Если говорить о скрытых формах, тогда это и безразличие: «тебя для меня не существует», или тихий шепот разума с улыбкой не лице: «ну и дебил». Таким образом, во всех этих случаях, дух заповеди указывает нам на неверное отношение, которое свило свое гнездо в самой глубине нашего сердца.
Даже если мы решим и далее исследовать всю глубину только этой одной заповеди, мы не дойдем до логического завершения, наше исследование и познание не остановиться. Давид пишет о своем опыте познания Божьих постановлений в свое знаменитом 118-ом псалме: «Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна» Пс.118:96. Он настолько поражен глубиной Божьего закона, что считает невозможным познать ее во всей полноте.
Итак, к чему нас учит буква и дух заповеди? Буква направлена на самую очевидную форму проявления преступного деяния. Тогда как дух идет далее и последовательно, как по нисходящей лестнице раскрывает нам иные проявления греха. Дух заповеди заинтересован спуститься в самую глубокую и потаенную комнату нашего сердца, туда, где лежит корень зла. Буквальное исполнение заповеди подобно обрыванию листьев сорной травы. Но пока не будет извлечен корень, листья будут прорастать снова и снова.
Давайте рассмотрим еще один пример греха в его буквальном и духовном развитии. Например, грех жадности. Я расскажу историю, которая произошла лично со мной. И поверьте, мне нелегко рассказывать ее, в ней я проигравший. Я дал объявление о продаже подержанного пылесоса. Изначально я поставил цену в 150 долларов. Мне позвонил только один человек, но купить не решился. Через месяц я снизил цену до 100 долларов. Этот же человек снова позвонил мне и сказал, что вечером приедет за пылесосом. Однако объявления я размешал на нескольких сайтах, и не везде я изменил цену. В последнем разговоре с покупателем мы не уточняли цену. И вот мои заметавшиеся мысли: «за какую стоимость он едет покупать мой пылесос, за 150 или 100 долларов?» Любой из нас скажет, конечно, лучше за 150. И я так подумал и ожидал увидеть именно эту сумму. Когда же он достал только 100 долларов я как то огорчился и так неловко переспросил: «а разве в объявлении не 150 было?» «Нет, конечно — нет! Я могу показать, там написано 100» — ответил, мой покупатель. «Да, да» — ответил, я все хорошо. Сделка состоялась, он ушел, а я остался со своими мыслями. Почему я рассчитывал на 150, когда сам своей рукой в одном из объявлений поставил 100? По букве закона – я победил, я не проявил жадности к своему гостю, я отдал ему пылесос за 100 долларов. А вот по духу заповеди, я проиграл, потому что хотел выкрутить из него еще 50. Приговор не утешительный – я согрешил, грехом жадности. Я желал и стремился получить больше того, на что сам уже был согласен. И конечно мне стыдно, перед Богом и перед вами, дорогие читатели за этот эпизод мой жизни.
Возможно, кто-то поспорит со мной и скажет: «но это бизнес, торг, все динамично и изменчиво в мире торговли, всегда можно передумать и пр.» Все это так, только дух заповеди «не быть жадным» вопиял и обличал мое сердце. Жадность, как и любой другой грех, умеет маскироваться и окапываться. Поэтому согрешить этим грехом, это не просто не дать кому-то вещь или деньги, не оправдать ожидания щедрости. Согрешить в сердце, это зацепиться за благо и имущество, даже пусть такое желание не наносит ущерба окружающим меня людям.
Итак, мы рассмотрели развитие и углубление заповеди от ее буквального выражения к духовным вершинам. А теперь, давайте рассмотрим, что дает нам глубокое, духовное, не только буквальное понимание заповеди.
Во-первых, мы учимся любить и растем в любви.
«Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» Рим.13:9. Удивительное обобщение. Оказывается, что любовь к нашим ближним заключает в себе, все множество библейских заповедей. Т.е. заповеди раскрывают сущность любви, показывая, чего любовь не желает делать и не делает в отношении ближнего. И если мы не проникли в дух заповеди и не открываем ее новые грани, наша любовь не возрастает и не обновляется. Она остается бедной, плоской, а возможно, что и по законнически невыносимой. В таком состоянии, например, мужчины могут рассуждать так: «я же не пью, не дебоширю, цветы на праздник приношу». Любовь по букве заповеди похожа на любовь по малой и замкнутой схеме, где нет развития и радости новых открытий. Такая любовь не развивается и поэтому не способна никого сделать счастливым.
Во-вторых, мы познаем характер нашего Творца.
«Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» 1Кор.2:11-12. Любой юрист вам скажет, закон есть выражение воли и желания законодателя. И только сам законодатель может разъяснить нам, что он хотел сказать своим законом. Он родитель закона. Бог являясь источником заповеди представляет в ней Самого Себя, свой характер. Он как бы обнажает для нас Свое сердце, повествуя в законе о том, что Он любит, а что ненавидит. Поэтому без глубокого и духовного понимания заповеди мы не можем говорить и об истинном познании нашего Творца. Примитивный, неинтересный и скучный Бог запретов видится тем людям, кто все еще продолжает смотреть на букву закона. Такие люди не способны оценить красоту Божьего характеры и полюбить Его потому, что так и не заметили глубины и мудрости в Его святых повелениях.
В-третьих, мы обретаем истинную праведность.
«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» Матф.5:20. Иисус предупреждает людей, что такой вид праведности – буквального исполнения закона не сделает нас угодным Богу. Итак, если мы живем только буквой закона, то конец наш это вечное осуждение. Апостол Павел назвал людей, имеющих настоящую праведность, истинными Иудеями, или истинными верующими. Он говорит: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» Рим.2:28-29. Павел упоминает здесь два вида обрезания, обрезание физического тела и обрезания сердца. И проводит параллели между буквой и духом закона. Одни люди говорит он, получают похвалу от людей, а другие от Бога. Первые, обрезаны по букве, что значит, приняли к исполнению букву закона, а другие по духу проникли в ее потаенные комнаты. Буквалисты в глазах окружающих, общества и государства выглядят весьма достойно. Их можно назвать добропорядочными гражданами и цветом нации. И все же Павел не считает их верными Богу людьми. А духовные, угодили Богу и стали его наследниками.
Что это за духовное обрезание, которое делает нас угодным Создателю? Об этой операции прекрасно записано в послании к Колоссянам: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» Кол.2:11-12.
Оказывается, обрезание, которому подвергается наше сердце, это обрезание Христово. Написано: «В Нем вы и обрезаны». Это значит, что без участия личности Иисуса Христа невозможна и сама духовная трансформация нашего сердца от буквы к духу. Это обрезание описывается как погребение с Христом и воскрешение с Ним. Подобно тому, как Христос умер на кресте, на нем должно умереть наше старое «Я», которое предпочитает букву закона, а не его дух. Наше старое сердце, это сердце законника, не желающего исполнить более написанного. И как воскрес Христос, так воскресает к жизни новый, духовный человек. Весь этот процесс осуществляется посредством нашей веры в силу Бога. Как только мы поверили в распятого и воскресшего за Нас Христа, мы получили обрезание сердца, так как в Нем узрели заповедь в ее совершенном и истинном, духовном представлении.
Завершающим примером нам послужит аналогия с музыкальным слухом человека. Все мы знаем, что не у всех есть музыкальный слух. Представьте себе человека, пришедшего в консерваторию. Он садиться в партер. Он хорошо подготовился, он так похож на всех любителей музыки. Он внимателен к оркестру, заинтересованно изучает музыкантов и их инструменты. Его увлекает особая богемная атмосфера. Он купил программу, ознакомился с именами авторов произведения с сюжетом. Он восхищается замыслом. Приготовил цветы для скрипки-соло, прекрасной девушки. И вот, гаснет свет, звучит, чудесная музыка. И? И выясняется, что у него нет слуха. Он не отличает нот: до, соль, ре, ми, все на одно лицо. Музыка для него, это не волшебный мир завораживающих звуков. Полюбит ли он саму музыку, если не оценил ее? Он может ходить в консерваторию, каждый день, ради девушки со скрипкой. Но слышит ли он? Поверьте, для людей, у которых нет слуха, закрыта великая красота музыки, как для необрезанного сердца закрыта красота, величие и обширность заповеди Божьей. Нам нужен духовный слух!
Итак, дорогие друзья, к чему мы пришли, давайте подведем итог нашему небольшому исследованию. Мы выяснили, что существует буква и дух закона. Что любая заповедь имеет свое духовное развитие от простого деяния к слову, мысли и мотиву. Поэтому сама заповедь становиться богатой и обширной. Затем мы пришли к выводу, что духовное исполнение заповеди дает нам три великих благословения: 1) мы учимся и растем в любви друг ко другу; 2) мы познаем характер нашего Бога; 3) мы обретаем истинную праведность. И последнее мы увидели, что только духовное обрезание нашего сердца, названное обрезанием Христовым, способно открыть нам путь к жизни по духу, а не по букве. Это обрезание становиться следствием нашего созерцания святой и совершенной личности Иисуса Христа.
Поэтому чтобы исполнить Божью заповедь не по букве, а по духу надо снова и снова восходить на Голгофу, взирать на крест Христа. Чтобы там, у креста наш исполнительный праведник, ни убийца, ни вор, ни обманщик, спросил себя: «почему пострадал праведный Христос?» Чтобы наш педантичный законник и прекрасный человек, признанный всеми добрым и милым, еще раз спросил себя: «за что умирает праведный Божий Сын, служитель духа?» Чтобы там, на кресте, мы узрели смертельную опасность для нашего исполнителя закона и спросили в слезах: «Господи, почему ты меня щадишь, меня – служителя буквы?»
Федоренко Жан