Последние события в нашей стране подвигают нас искать ответы на вопросы, которые еще вчера мы себе не задавали. Что делать христианину, если правители и начальствующие нарушают законы государства или Божьи заповеди? Нужно ли подчиняться такой власти? И можно ли ее считать властью от Бога? Именно на эту тему мы с вами поговорим и попробуем понять, чему именно Бог хочет научить нас в этих непростых обстоятельствах.
Начнем с фундаментального текста на эту тему, учения апостола Павла в 13 главе послания к Римлянам с первого по шестой стихи. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» Рим.13:1-6.
Думаю, как христиане и граждане своей страны мы давно научены подчиняться власти и хорошо знаем о нашем долге перед ней. Сейчас же давайте посмотрим на то, о чем почти не говорят проповедники, об ответственности государства перед обществом. Ведь когда Бог установил институт власти, то наделил ее не только правами, но и обязанностями пред своими гражданами.
Во-первых, поставленная Богом власть должна поощрять добро. «Делай добро, и получишь похвалу от нее» — говорит Павел. При чем добро не с точки зрения самой власти, а в контексте Божьего закона, который Творец открывает совести любого человека, пришедшего в наш мир. Власть призвана стимулировать своих граждан жить честно и справедливо, поощрять и хвалить за доброе поведение.
Во-вторых, начальствующие призваны вершить справедливый суд и наказывать зло. «Если же делаешь зло, бойся – пишет Павел, – ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Сам Бог делегировал светской власти право наказывать преступников, воров, мошенников и убийц. Ответственность власти – сдерживать распространение зла в нашем мире и пресекать его.
В-третьих, правители должны быть подотчетны в своей совести Богу. Апостол дважды акцентирует наше внимание на том, что правитель – Божий слуга, а все начальствующие – Божьи служители. Другими словами, они на службе у Бога, а значит лично отвечают перед Ним за свое правление. Президент, министры, чиновники, знают они об этом или нет, по своим функциям являются Божьими служителями.
Но что, если правитель страны и его подчиненные не выполняют возложенные на них обязанностей? Не поощряют добрых, не наказывают виновных, не боятся Бога и не стыдятся нарушать Его заповеди? Что, если они развратились и притесняют правых, обманывают и обкрадывают народ, выгораживают преступников? Должен ли христианин подчиняться такому правлению?
Давайте вспомним о том, что Иисус провозгласил нашу двойную ответственность подчинения Богу и земным правителям. Он сказал: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» Мф.22:21. И когда апостолы столкнулись с конфликтом требований закона и заповедей, то легко смогли расставить приоритеты. В книге Деяний мы читаем: «Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем (то есть о Христе)? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» Дн.5:29.
Итак, Божьи заповеди выше земных законов. Так мыслили и поступали и ветхозаветные праведники. Даниил отказался подчиняться указу царя, который запрещал обращаться с молитвой к любому человеку или богу кроме царя. Написано, что: «Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того» Дан.6:10. При этом он не просто ослушался указа, а сделал это на виду у всех, то есть ясно заявил о своей позиции неповиновения безбожному царскому постановлению.
Подобно Даниилу поступили и три юноши, Седрах, Мисах и Авденаго, которые отказались поклониться золотому истукану и прямо в глаза сказали Навуходоносору: «да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» Дан.3:18.
Еще один случай уже в Египте, где повивальные бабки отказались исполнить преступный приказ фараона. Написано, что «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых» Исх.1:15-17.
Итак, мы видим, что все они отстаивали свою праведность в различных аспектах веры. Апостолы продолжали проповедовать об имени Христа, Даниил продолжил молиться своему Богу, его друзья отказались поклоняться ложному богу, а женщины, естественно, не стали убивать новорожденных младенцев. Нам нужно понимать, что все эти случаи еще раз подтверждают принцип, что там, где земная власть требует от нас нарушить заповедь, мы не просто имеем право не подчиниться ей, но и должны не подчиниться. Другими словами, Бог ожидает от нас сохранить Его повеление даже в ущерб послушанию земным правителям.
Если мы хорошо знаем Божий закон, то увидим, что сегодня действия государственной власти понуждают нас нарушать ряд других Божьих постановлений. Например, участвовать во лжи и подтасовках, молчать и не защищать незаконно обвиненных и избитых людей. Но Бог прямо призывает нас: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» Еф.5:11, «спасайте обижаемого от руки притеснителя» Иер.22:3. К сожалению, наше бездействие зачастую говорит лишь о духовном невежестве. Мы просто не видим тех призывов, которые Бог обращает к нам. А наше молчание может быть более чем красноречивым. Даже не подавая свой голос, мы проявлять свою солидарность. Но давайте помнить божественное предостережение: «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом» Пр.17:15.
Но у нас остается еще один вопрос: имеет ли нечестивая власть право называться властью от Бога? Здесь важно заметить, что политический строй или экономическая модель не могут стать критерием для оценки действий власти как Божьих слуг. Мы уже разобрали выше, что долг начальствующих поощрять добро, наказывать зло и по совести служить Богу. И если они это делают плохо или вовсе не делают, то теряют ли они право именоваться властью от Бога?
Конечно, сегодня многие начальствующие в нашей стране провалили экзамен на свою профпригодность с точки зрения Священного Писания, и, конечно, такой титул применять к ним весьма проблематично. И все же они остаются таковыми, даже при всех своих провалах и недостатках. Почему? Приведем несколько примеров.
Царь Саул, оставался Божьим царем до самой своей смерти, хотя уже был отвержен Богом. Он еще царствовал долгие годы, хотя Бог уже не благоволил к нему лично. И когда Давид имел возможно убить его, то не стал этого делать. «И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень» 1Цар.24:7. В своем провидении Бог просто позволил Саулу жить с титулом помазанника, чтобы через него взрастить упование молодого царя Давида и открыть его благородство своему народу.
В книге Откровение мы находим описание того, как Иисус обращается к семи церквям, которые Он сравнивает со светильниками: «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» Отк.1:20. Из всех семи церквей только одну Иисус ни в чем не упрекнул. Другие были достаточно сурово обличены. Сардийской церкви Христос сказал: «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв», Лаодикийскую предупреждает: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Но при всех огромных проблемах этих церквей они все же остаются Его светильниками, которые Он держит в Своей руке и называет своими. Другими словами, Иисус не отрекается от общин, которые запутались и грешат. Так и с правителями, которых Он не торопится лишить их статуса и полномочий.
Также мы должны заметить, что нигде в Библии Бог не обещал ни одному из народов безукоризненное правительство. Очевидно, что на земле нет ни одного государства с совершенной властью, точно так же как нет ни одной семьи, где ее члены на все сто процентов оправдывали свое звание. Когда я как отец или муж снова и снова согрешаю против супруги или детей, Бог не лишает меня права называться отцом и мужем, не выгоняет из семьи, хотя, очевидно, если я буду упорствовать в грехе, все может закончиться разводом или лишением родительских прав. В его глазах я буду плохим отцом, возможно, нечестивым отцом, но все же отцом своих детей.
Так же и правительства, которые не зрелы, а иногда откровенно греховно правят, Бог не лишает звания законной власти. Бог проявляет свое долготерпение и к ним, ожидая покаяния и исправления. Иногда Божье невмешательство кажется нам преступным, но мы забываем слова апостола Павла, который пишет, что «Бог с великим долготерпением щадил (и щадит сегодня) сосуды гнева, готовые к погибели» Рим.9:22. Даже те, кто действительно заслуживает Божий гнев и погибель, получают от Бога благодать в долготерпении.
Таким образом, если власть недостойно выполняет данные ей Богом функции, то в моральном аспекте ее уже нельзя называть властью от Бога. Но с точки зрения Божьего провидения любая власть в любое время и в любой стране является властью от Бога, потому что допущена Им. Мы хорошо знаем, что Римская власть во время Христа в лице Пилата и Иерусалимского Синедриона были кровавыми и коррумпированными. Но даже Иисус заявил Пилату, что тот получил власть от Бога: «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» Ин.19:11.
Именно такая власть должна была сыграть свою роль в Божьем плане искупления. И Бог допускал тем правителям совершить зло, чтобы оно послужило к добру, спасению многих людей. «Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» Дн.4:27-28.
И точно так же в истории с Иосифом Бог допустил его братьям совершить преступление против него, которое стало благословением для всего еврейского народа. «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; Быт.50:20. Поэтому даже самые злые планы и дела правителей становятся орудием Божественного провидения. Бог все делает для блага своей церкви. Потому что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» Рим.8:28. А если все, то, по словам апостола Павла, даже правление самых нечестивых правителей будет, использовано Богом для пользы его народа.
Следовательно, мы как христиане подчиняемся даже суровой власти, к чему призывает нас и Петр: «слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» 1Пет.2:18. Мы понимаем, что именно Бог попускает таких руководителей ради Его наивысших целей. Но в то же время мы противостоим нечестивой власти там, где она понуждает нас преступать заповедь.
И последнее, мы как верующие призваны проповедовать Евангелие Иисуса Христа, весть о заместительной жертве за грехи. И каждый из нас понимает, что никто из людей не станет искать заступничества Христа, если не будет обличен в грехе и не увидит свое нечестие. Сегодня Бог открывает грехи правителей, которые также нуждаются в покаянии. А значит, церковь призвана обличить и их. И если мы не говорим больному о его болезни, то закрываем ему путь к исцелению. Как сказал Иисус: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Поэтому, друзья, давайте, уважая власть как Божьих слуг, нести и им весть о спасении во Христе.
Федоренко Жан