Есть одна область нашей духовной жизни, в которой, пожалуй, многие из нас испытывают если не крушение, то большой ущерб. Это – Богопознание. Мы устремлены к получению многих знаний: в учебе, профессии, в политике, искусстве. Но не всегда ищем знания о Боге. И устами пророка Иеремии Бог Сам расставляет для нас приоритеты. «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» Иеремия 9:23-24. Оказывается, все, чем мы только можем похвалиться, любые наши достижения становиться ничтожными в сравнении с разумением личности нашего Создателя. «Только это угодно мне», — говорит Господь, «если вы будет знать Меня».
В ветхозаветные дни, когда Израильский народ находился под пристальной Божьей опекой, пророк Осия выделил три проблемы или три греха, которые Бог поставил в упрек людям. Он пишет: «Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» Ос.4:1. Бог объявил суд тем, кто не искал истины и соответственно не поступал справедливо, тем, кто не желал прощать, или проявлял жестокосердие, и тем, кто не знал Его или не желал знать. Бог создал нас для того чтобы мы искали Его и познавали. И если мы не прилагаем к этому никаких усилий, мы становимся виновными, перед Творцом.
Что значит познавать Бога? Чаше всего в Библии употребляется слово ведение. Ведение – это знание, понимание, разумение. Но это и не мудрость. Знание связано в первую очередь с приобретением и обладанием необходимой информации. Мудрость же сердца отвечает за способность правильно использовать полученное знание. Поэтому прежде чем мы можем стать мудрыми, нам необходимо стать знающими. Невозможно стать духовно мудрым, не обладая духовным знанием. Если только мы не говорим о мирской мудрости и знаниях. Нам же необходимо элементарное духовное знание, которое приобретается единственным путем – через чтение Библии. «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» Дан.12:4.
От некоторых людей мы можем услышать, что Бога нужно познавать сердцем или душой, что разум в деле веры и познания Бога не играет особой роли. Несомненно, что сердце человека является источником его естества и всех наших побуждений. Тем не менее, без осознания начальных истин о Творце и его законе невозможна в принципе и верная оценка самого себя. Ведь прежде, нежели сердце сокрушается или радуется, оно получает информацию или знание от своего разума. Радость или печаль всегда имеют в своей основе обоснованную причину. А сама причина выражается в умозаключении. Я печален, потому что мне сообщили о пожаре, я рад, потому что узнал о результатах экзамена. И там, и там информация или знание стали первоосновой для реакции моего сердца. Поэтому, чтобы наш душа действительно обрела духовную мудрость, разум должен добыть ведение.
Важно сказать, что вопрос познания Бога не просто факультативный предмет нашей жизни. Практически он основополагающий и самый важный предмет, без которого мы обречены на многие беды. Вспомните как часто наша приязнь или неприязнь к предмету в школе в действительности выражало наше отношение к учителю, который его преподавал. И если мы вдруг пренебрегаем Священным Писанием, это указывает на пренебрежение к Богу. Какие последствия ожидают нас? Бог Сам озвучивает то состояние, в которое попал народ Израиля во времена пророка Иеремии: «Это оттого, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют. Иер.4:22. Как мы видим глупость, это первое чем характеризуются люди, не знающие Бога. Далее рождаются другие беды, это злые поступки и неспособность к настоящим добрым делам. В другом месте Бог говорит: «Я наблюдал и слушал: не говорят они правды, никто не раскаивается в своем нечестии, никто не говорит: «что я сделал?»; каждый обращается на свой путь, как конь, бросающийся в сражение. И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня. Иеремия 8:6-7. Как мы видим, Бог упрекает людей, приводя в пример животных. Они, животные, понимают, когда им прилететь, когда улететь, когда свить гнездо и когда оставить его. А люди, не знают Моего закона и планов, которым я определил исполниться. Это упрек, и упрек не приятный для нас, когда животные поставлены в пример человеку.
К сожалению, следует отметить, что наше поверхностное и весьма отдаленное понимание Бога, делает нас весьма бедными и ограниченными. Вот, например, что написано о свойствах нашего мышления, если мы оставляем размышления о Боге. «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» Рим. 1:28. Превратный ум это – не правильный, испорченный, поврежденный ум. И всякий кто не заботиться о заполнении своего разума знанием о Творце и Его словом, попадает в ловушку извращенного мышления. Такой человек теряет способность здраво и верно рассуждать. Его духовные оценки себя и происходящего вокруг далеки от реальности. Поэтому поврежденный ум, занят догадками, гипотезами, он не способен обрести твердое основание истинного знания. А за искаженным мышлением приходит и искаженная, греховная жизнь. Превратный ум подвигает человека к деланию непотребства. Грех, это естественное и логичное следствие духовной слепоты. Апостол Павел пишет об этом так: «Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» 1Кор.15:34. Вывод прост, те, кто не знает Бога – грешат. Поэтому путь к святой и праведной жизни, это – Богопознание. Пророк Исайя говоря о будущем царстве Божьем, в котором будет царить мир, пишет: «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» Ис.11:9. Опять мы видим, что избавление от зла это только следствие наполнения людей ведением Господа.
Но проблема незнания Бога, эта не только проблема людей далеких от Церкви и веры. Эта беда проникает даже в христианское сообщество. Люди, которые уже давно считают себя христианами, все же могут иметь неверные приоритеты в своей духовной жизни. Рассмотрим основные ошибки и заблуждения. Первое, это когда мы приходим в собрание для молитвы, благодарения или просьбы, но совсем не ищем Божьего наставления из Священного Писания. Проповедь нам не интересна или осталась непонятой. Мы уходим без всякого желания и решения вникать в святую заповедь и познавать Божьи пути и дела. Вот как комментирует подобное отношение мудрый царь Соломон: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» Прит.28:9. Наша молитва для Бога превращается в отвратительное послание, она становиться мерзостью. Только представьте, если вы не желает слушать проповедь, не исследуете Библию, и обращаетесь к Богу в молитве, для Бога такая молитва – гнусность, скверна или гадость.
Еще одна беда, которая может приключиться с нами, это когда мы приходим к Богу с жертвой, но опять не готовы слушать Его. Жертвуем свое время на церковные дела, таланты для служения другим верующим, кладем в ящик для сбора часть нашего дохода, делаем добро ближнему. Мы в опасности, если в первую очередь мы не ищем духовного знания и наставления. Написано: «Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают» Еккл.4:17. Из этого следует, что познание Божьего слова, гораздо ценнее и важнее любых наших религиозных усилий, молитв и жертв. Устами пророка Осии Бог говорит нам: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» Ос.6:6. Бог весьма высоко поставил вопрос познания Его. Причем, Он ожидает непросто общего, поверхностного или обрывочного знания. Недостаток ведения является основанием для разрыва отношений. Ведь там, где люди не желают, знать друг друга, или не знают друг друга, невозможно говорить и о близости. «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих». Ос.4:6. Недостаток глубокого разумения Божьего характера и дел неизбежно приведет к упадку служения, а в итоге к отнятию такого служения. Бог не станет сотрудничать с таким человеком. Пророк Малахия пишет, что должно характеризовать истинного божьего слугу или настоящего христианина: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» Мал.2:7. Поэтому всякий, кто представляет Господа, просто обязан иметь познание того, кого он представляет.
Но что еще страшнее, что всякий кто отказывается стать на путь учения и познания Бога становиться Его врагом. Многострадальный Иов сказал так по этому поводу: «А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих!» Иов.21:14. Только представьте, что всякий, кто отказывается от исследования Библии, говорит Богу – «отойди от меня». Понятно, что Бог не станет благоволить к таким людям. Для них у Него есть другой план: «За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла». Притчи 1:29-33. Уже в этой жизни, люди потеряют покой и безопасность, будут страшиться зла и бед. Но жизнь в страхе это еще не все. Отказавшиеся идти путем Богопознания, навсегда потеряют право на вечную жизнь. За свое нерадение в познании своего Создателя они понесут самое суровое наказание. О дне, когда Христос будет судить человечество, написано так: «В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» 2Фесс.1:8. Как это печально и страшно, но люди, не познавшие Бога, испытают на себе опаляющий огонь Его мести и гнева.
Немного стоит сказать о причинах, по которым многие не ищут Бога и не желают вступать в духовную школу познания. По крайней мере, есть три. Первая это духовная измена, когда человек отворачивается от Бога и предпочитает поклоняться и служить ложным богам: деньгам, власти или самому себе. Написано: «Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали» Ос.5:4. Вторя причина, это невежество, которое выражается в абсолютном безразличии к духовной жизни и духовным вопросам. И третья причина, это ожесточенное, злое и неблагодарное сердце, неспособное испытывать добрые чувства и любовь к Своему Творцу. Написано: «будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» Еф.4:18.
А теперь перейдем к практической части нашего исследования, как и чему мы должны учиться. Какое направление нам надо избрать, чтобы наше познание Бога возымело плод и стало приятным нашему Создателю. Для этого мы на примере царя Давида определим четыре основных направления или темы в изучении Библии, в которые мы должны погрузить наше внимание и размышления.
Первое, мы должны познавать величие Божьего характера.
Давид пишет: «А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего» Пс.144:5. Размышлять о славе величия Божьего имени, значит рассматривать те черты личности Бога, которые особенным образом выделяет Священное Писание. Нам не составит труда определить сильные и слабые стороны в характере наших близких, потому что мы общаемся с ними ежедневно и знаем их. Когда же мы погружаемся в мир библейских историй, мы имеем возможность созерцать образ Бога в Его решениях, отношении к людям (грешным людям), в реакции Бога на сложные обстоятельства в жизни человека.
Второе, мы должны знать о Божьих делах и вникать в них.
Снова обратимся к духовному опыту мужа по сердцу Божьему, Давида, он пишет: «Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних; буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях. Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог [наш]!» Псалом 76:12-14. Интересно проследить путь размышлений Давида в этой части псалма. Он начинает с того, что вспоминает о делах Божьих, совершенных в прошлом, переходит к тому, что видит чудеса в этих делах, размышляет над ними и приходит к заключению, что пути Божьи святы, Господь велик, и никто не сравниться с Ним. В итоге все дела и чудеса направлены на познание самого творящего.
Третье, мы должны вникать в Божий закон (заповеди).
И здесь Давид являет нам пример для подражания. «Руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих» Пс.118:48 – говорит он. В другом месте: «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем» Пс.118:97. Ничто так не открывает нам Бога, его сердце, помышления и совершенную чистоту, как глубокое понимание Его святой заповеди. По сути, в заповеди Бог выразил самого Себя, открывая нам, что Он любит, а что ненавидит. Поэтому сложно говорить о познании Бога без проникновенного исследования его величественного закона. Отметим что, Давид на протяжении всего дня размышляет о Божьем законе.
И, четвертое, мы должны размышлять о своих путях.
«Размышлял о путях моих и обращал стопы мои к откровениям Твоим» Пс.118:59, — говорит Давид. Мы исследуем наши мысли, слова и дела, для того чтобы привести их в соответствие с Божьей заповедью. Обратить стопы свои к откровениям Бога. Мы сравниваем свою жизнь с Божьими откровениями и приходим к моменту покаяния, т.е. изменения нашего мышления и поступков. Мы принимаем решения и взрослеем. Только находясь в процессе познания заповеди и самих себя, мы имеем возможность духовно расти и угождать нашему Богу.
И так, еще раз кратко напомним о четырех темах нашего изучения Священного Писания, это: 1) размышление над Божьим характером, 2) размышление над Его делами, 3) размышление над Божьим законом, и 4) размышление о своей жизни и поступках. В Новом Завет есть один небольшой текст, который делает наши поиски Бога наиболее эффективными. В нем говориться о Христе, «в Котором (пишет апостол Павел) сокрыты все сокровища премудрости и ведения» Кол.2:3. Удивительно, но Христос в своей личности представляет нам всю полноту божественного знания и мудрости. И если мы желаем познавать Бога, нам необходимо обратиться к исследованию в первую очередь Его жизни и Его дел.
Поэтому, давайте сегодня, примем для себя решение познавать нашего Создателя каждый день. Не будем неразумными, не станем раздражать Бога своим невниманием и безразличием. Многие люди в истории израильского народа совершили такое зло и для них прозвучали слова псалмопевца: «За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их» Пс.27:5. Не будем уподобляться им, но устремим все наши силы к познанию нашего Великого Творца в лице Христа Иисуса.
Федоренко Жан