Каждый христианин призван Богом совершать добрые дела. И мы многое делаем для Церкви и друг для друга. Мы слышим слова благодарности и радуемся результатам своей работы. Но часто ли мы спрашиваем себя, насколько добрым является мое «доброе дело»? Как оценивает Бог мое старание и благотворительность? Подлинное ли это благо? Ответить на эти вопросы не праздное любопытство. Ведь Бог в своем слове говорит нам не только о том, какие поступки Ему угодны, но и о том, какого они должны быть качества. Именно поэтому сегодня я предлагаю нам взглянуть на пять характеристик добрых дел. И пусть они зададут нам хороший тон в размышлениях на эту важную тему.
Во-первых, мы призваны делать добро абсолютно всем людям. Павел дает именно такое наставление верующим: «…доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10). Всем – значит всем. Водителю, который нас подрезал. Кассиру, который нас обсчитал. Соседу, который снова и снова закуривает подъезд нашего дома. Это нелегко, но только так мы сможем не впасть в грех лицеприятия. Лицеприятие же (когда мы делим людей на злых и добрых) не позволяет нам от чистого сердца благотворить. Хотя Павел и призывает нас к особому усердию в помощи «своим по вере», на протяжении всей нашей жизни мы призваны помогать всем людям. Проверьте себя: кого из окружения вы исключили из списка тех, кому способны и хотите помочь?
Во-вторых, нами должна руководить Божья любовь. О сердцевине христианского благочестия Павел говорит так: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим.1:5). Без любви наше добро может превратиться в духовного уродца; стать небрежной, снисходительной подачкой или даже расчетливой сделкой. Мы можем совершать добро из чувства долга, страха и просто из подражания. Мы, конечно, можем заботиться о семье, помогать Церкви финансами, открыть детский дом, но без любви это формальное благочестие. Мы умеем отдавать долги, но только не долг любви. Поэтому апостол Павел и пишет нам о долге любви, как о непреходящем: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви…» (Рим.13:8). Любовь – наш вечный долг друг перед другом. Проверьте себя, кому вы служите уже без любви, словно по привычке?
В-третьих, наше добро должно духовно созидать. Павел пишет: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим.15:2). Не добро ради добра, а добро ради духовного роста души во Христе Иисусе. Мы всегда должны задаваться вопросами: помогу ли я брату или сестре стать ближе к Богу; помогу ли им укрепиться в вере, уподобиться Христу; прославят ли они Бога через мою помощь? Иначе мое доброе дело может вылиться в медвежью услугу. Оказывая неразумную помощь, я могу угождать греховным привычкам, потакать лени или поддерживать духовные заблуждения. Поэтому Павел и призывает нас: «будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим.14:19). Задайте себе вопрос: ищу ли я такого добра, которое принесет вечную, духовную пользу нашим близким?
В-четвертых, мы должны ревностно совершать доброе дело. Павел так и говорит, что Иисус «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:14). Опять же, оставить беззаконие мы должны не просто ради достижения нирваны. Не для того чтобы спрятаться в одинокой келье от греха и порока. Нет. Христос очистил нас, чтобы мы ревностно помогали нести бремена друг друга. В нас должно гореть страстное желание служить. Только жертва горячего сердца приносит в жизнь радость и удовольствие от служения. Если же дела христианина – это лишь дежурное и унылое исполнение своих обязанностей, то его душа находится в опасности. Иисус обличал Церковь в Лаодикии, находящуюся именно в таком духовном упадке. «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Отк.3:15-16). Спросите себя, не остывает ли мое сердце в ревности служить?
И, в-пятых, мы призваны делать добро во славу Бога. Иисус дает такое наставление в нагорной проповеди: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Обратите внимание на призыв прославлять не самих себя, но Бога! Как же часто, совершая доброе дело, мы собираем «лавры» в свою копилку. А иногда наше добро становится лишь средством стяжания репутации щедрого человека. Нам льстит быть благодетелями, которых люди хвалят и превозносят. Так быть не должно. Совершая доброе дело, мы призваны скромно указывать на Бога, Который и дал нам возможность благотворить. Просто вспомните: насколько часто получая благодарность или похвалу, мы адресуем ее Богу?
Итак, мы кратко рассмотрели характеристики доброго дела, это: 1) совершать добро всем людям, 2) делать добро с любовью, 3) помогать для духовного созидания, 4) ревностно трудиться, и 5) творить добрые дела для славы Божьей. Конечно, это не волшебный рецепт достижения совершенства в вере. Чтобы совершать добро недостаточно только знаний. Ведь часто для жертвенного поступка нам не хватает не знаний, а духовной силы. А сила находится не в нас, а в нашем Господе. Вне связи с Ним, любое доброе дело обречено. Иисус так и говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Будем же искать Его, пребывая в ежедневном общении со Христом, и тогда наше доброе дело сможет стать по-настоящему добрым.
Федоренко Жан