Сегодня многим людям и даже искренне верующим христианам представляется затруднительным библейское учение о всеобщей испорченности. В теории мы солидарны со словами Павла: «нет праведного ни одного» Рим.2:10, но на практике это согласие не всегда приводит нас к должному смирению. Как и великий апостол, мы верим: «что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе» Рим.7:18, а в жизни не так часто исповедуем свою не доброту и грех. Это небольшая статья имеет целью расширить наше понимание самих себя, через пристальный взгляд на инструменты Божьей благодати ограничивающие проявления нашей испорченности. Когда же мы ясно увидим, насколько мы предупреждены и удержаны от зла, нам откроется истинная глубина нашего благочестия.
Да, пребывая во Христе, мы во многом меняемся, и все же живущая в нас недобрая природа никуда не исчезает. Все дело лишь в том, что наша греховность, не обязательно всегда реализует себя, и не всегда в полной мере. Быть злым не значит с постоянством выбирать грех. Здесь скорее речь идет о склонности сердца. Наш стержень и потенциал таков, что если убрать все Божьи ограничители, мы неизбежно превратимся в блудницу Раав, братоубийцу Каина, в предателя Иуду. Бог же в свою очередь мудро сдерживает наши страсти, и если бы Он предоставил нас себе, мы опустились бы на самое дно развращения.
По закону гравитации любой предмет падает на землю. И если я хочу чтобы он не упал, тогда я подхватываю его. Таким же образом и Бог действует в отношении нас. Пока Его благодать действует, до тех пор мы явно не проявляем зла. Но когда Бог отнимает руку, наши грехи умножаются. Это не Он толкает нас вниз, падение это всегда наша предрасположенность. Бог лишь решает удержать или позволить нам упасть. Какие же инструменты использует Бог в сдерживании нашего падения? Назовем основные: совесть, власть государства, Божьи заповеди, Его провидение и Божьи дары. Сразу заметим, что все инструменты, даны нам Богом, исходят от Него и действуют в Его целях.
Совесть. Бог посчитал нужным наделить каждого человека внутренним мерилом или камертоном различения добра и зла. Мы называем его совестью. Апостол Павел пишет о всех людях, что: «дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» Рим.2:15. Другими словами любой, даже самый далекий от религии человек сталкивается с обличением совести, которая или обвиняет или оправдывает его поступки. Ее голос и предупреждает и удерживает от совершения зла. И пусть наша совесть не равна истине в своих суждениях, а во многих случаях подавлена нечестием, все равно она не позволяет нам опускаться в бездну греха беспрепятственно. Часто именно совесть останавливает разъяренных «праведников». Иисус спас женщину обличительной речью. «Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних» Ин.8:9.
Власть государства. Если даже мы заставили молчать нашу совесть, заграждением выступают общественные или государственные законы. Апостол Павел пишет «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» Рим.13:1. Причем Бог посчитал нужным не просто создать систему власти, но и систему возмездия (наказания). Продолжает Павел эту тему такими словами: «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» Рим.13:4-5. Стоит честно сказать, что многих людей останавливает от греха только страх наказания. Именно поэтому институт власти, сдерживающий распространение зла на земле, является одним из мощных инструментов в Божьих руках.
Божьи заповеди. Духовный закон, данный нам Творцом, является мощным средством обуздания наших страстей. Мудрый царь Соломон пишет: «без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен» Прит.29:18. Посредством Своего святого слова Бог создает на земле атмосферу небесного света. Что это значит? Церковь как община верующих наделенных Святым Духом и живущая по заповеди, представляет миру образец праведной жизни. Божьи люди, разбросанные среди грешников, мешают обществу снижать свои нравственные стандарты. Иисус сравнивает своих учеников с солью и говорит: «вы — соль земли» Мф.5:13. И как соль дает вкус и не позволяет мясу испортиться, так и святая жизнь верующих украшает мир, удерживая его от скатывания в большие пороки. А вот апостол Павел прямым текстом заявляет: «если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре» Рим.9:29. Если бы среди нас не было Христовых последователей, наш мир неизбежно уподобился городам, известным нам по самым отвратительным грехам.
Божье провидение. Это еще одно почти мистическое средство Божьей сдерживающей благодати. Библия просто изобилует примерами, когда Бог непосредственно удерживал людей от греховных поступков. Например, случай с царем Авимилехом, которому Бог сказал во сне: «и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней» Быт.20:6. Или когда не дает Лавану, навредить своему племяннику Иакову, который и говорит: «а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло» Быт.31:7. Так же как Бог может предупредить человека от совершения зла, также, Он может допустить человеку, впасть в глупость и грех. Павел пишет: «и как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» Рим.1:28. И даже целый народ может оказаться без сдерживающей небесной благодати. Евангелист Лука говорит о Боге, «который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» Деян.14:16. Ограждая нас от греха, провидение имеет многоразличные формы, это и предупреждения через сны, других людей, через стихийные бедствия, болезни, конфликты и войны.
Божьи дары (благословения). Бог весьма щедр к Своему Творению, причем даже к неблагодарному и злому. Иисус говорит о Своем Отце, что «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» Мф.5:45. Наша жизнь полна благословений. Мы женимся и выходим замуж, растим детей, наслаждаемся отношениями, природой, трудимся, созидаем. Искусство, спорт, наука, семья, путешествия все эти вещи приносят нам радость и во многом усмиряют наши страсти. Находя во всем этом удовольствие, и не желая разрушить, то малое что имеем, мы готовы сопротивляться искушениям. Часто мы не грешим именно по тому, что не хотим потерять наше «счастье». Таким образом, дары Бога так же удерживают нас от разложения. Измены разрушает семьи, но боясь лишиться детей, многие из нас сохраняют верность. Это не зазорно, но в тоже время еще и не совсем зрело. Иисус, когда призывает нас к праведной жизни, в качестве одной причин указывает именно нашу личную заинтересованность в сохранении благословений: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» Мф.7:12. Другими словами, не грешить против людей, нам выгодно, ведь и они будут стараться не грешить против нас, а значит и не повредят те Божьи дары, которыми мы наслаждаемся.
Итак, это были инструменты Божьей благодати, которые не позволяют нашей испорченности проявиться в полной мере. Что же из этого следует? К чему эта истина об инструментах Божьей сдерживающей благодати призывает нас?
Во-первых, она дает нам верное представление о нашей фактической святости. Да, мы прислушиваемся к голосу совести, Церкви, общества. Мы усвоили высокие церковные стандарты поведения, научились скрывать свои истинные желания. Но отсутствие у нас, явных грехов, вовсе не указывает на благочестивое сердце. Наши мудрость и послушание, зачастую вынужденные и основаны на себялюбивых целях: нежелание терять земные блага, боязнь быть отверженным, страх наказания. Мы совсем не те, кем себе видим. Поступки не являют нам полной картины. Даже наши добрые дела заражены грехом. И поэтому нам надо верить больше Божьему слову, нежели своему внешнему благочестию. И если написано, «что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе», то давайте верить в это слово. Так, говорит Господь! Ведь только Его благодать не позволяет нам опуститься на дно греха и превратиться в реальных убийц, предателей и развратников.
Во-вторых, эта истина призывает нас к внутреннему очищению. Мы живем по совести, исправно платим налоги, стараемся поступать с ближними разумно. Но к этому способен даже атеист. Добиться внешних изменений в поведении не так трудно, сложнее изменить направление желаний. Многих из нас вполне себе устраивает поверхностное благочестие. Иисус же предупреждает нас об опасности такого подхода. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» Мф.23:25-26. Другими словами Бога интересует наше сердце, к чему мы устремлены, в чем мы находим радость и удовлетворение. Мы призваны испытывать благочестивые, святые желания, которые приведут к богоугодным делам.
В-третьих, эта истина призывает нас приобретать достойные мотивы. Суть благочестия это, несколько доброе дело, сколько верное побуждение к нему. Иисус говорит нам как минимум о двух достойных подражания намерениях сердца. Первое, это любовь к Богу: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» Ин.14:23. Второе, это желание прославить Бога: «тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» Ин.15:8. И в первом и во втором случае наше послушание и служение Христу имеет своей первопричиной любовь к Нему и желание прославить Божье Имя. Мы послушны не для того чтобы обеспечить или сохранить для себя в жизни признание, безопасность или благословение.
В-четвертых, она учит нас в смирении уповать на Бога в борьбе с грехом. Теперь, понимая, насколько мы зависимы от Божьей благодати, нам стоит гораздо скромнее думать о своих духовных силах и победах. Ведь если мы смогли одолеть искушения и удержаться от явных пороков то, несомненно, только с помощью Божьей. Его инструменты были для нас подспорьем в духовной борьбе. В реальности именно Бог оберегает нас от отступления, сохраняет в нас веру и добрую репутацию. Царь Давид хорошо понимал это, и потому скромно вопрошал своего Господа о помощи: «от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения» Пс.18:14.
Федоренко Жан