Волнующий, важный и мудрый вопрос от мамы: «Пастор Джон, меня зовут Малия и я молодая мама мальчика. Я размышляю о страданиях, которые придут в жизнь моего сына. Очень тяжело будет смотреть на его страдания; я знаю, что однажды он столкнется с ними, и это может произойти в его детском возрасте. У меня простой вопрос. Как я могу подготовить его к страданиям, чтобы он смог их осилить? Какие существуют практические шаги для молодых родителей, чтобы научить ребенка тому, что страдание – это часть жизни и мы можем доверять Богу в нем?»
Свой ответ я могу свести к трем пунктам. 1) Учите своего сына славному, всеобъемлющему библейскому мировоззрению, в котором страданию отводится определенное место. Учите его этому. 2) Наказывайте его с соответствующей твердостью и требуйте от него самоотвержения. (То есть сначала – наставление, потом – наказание.) 3) Вы являетесь для него примером веры и радости в период собственного страдания и печали.
Итак, позвольте мне описать это более подробно на библейских примерах.
- Учите своего сына славному, всеобъемлющему библейскому мировоззрению, в котором страданию отводится определенное место. Это мировоззрение, на мой взгляд, включает в себя шесть составляющих. Разрешите, я поделюсь ими с вами.
А) Бог создал мир и создал его хорошо, в том числе наши сердца и тела. Но мир был разрушен – он оказался уязвимым и несовершенным из-за грехопадения человечества: «Все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23). Вещи изменили свое первоначальное предназначение. Мы учим наших детей этому. Основная причина несовершенства – грех. Смерть пришла в мир через грех (Рим. 5:12). Страдания пришли с грехом (Рим. 8:20). Всё творение стонет и ждет Божьего освобождения (Рим. 8:22–23). Итак, мы учим детей несовершенству мира.
Б) Мы учим наших детей тому, что каждый страдает. А те, кто доверяет и следует за Иисусом, сталкиваются с греховной системой мира. Часто христиане страдают больше других: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царство» (Деян. 14:22); «Много скорбей у праведного» (Пс. 33:20); «Если Меня [Иисуса] гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20); «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33); «Мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:23). Итак, мы все будем страдать, особенно христиане.
В) Бог является суверенным, и ничто не может помешать Ему делать то, что Он хочет делать: «Я Бог… и нет подобного Мне… Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис. 46:9–10). Бог сильнее погоды, сильнее ураганов, наводнений и молний. Он сильнее животных: больших, которые могут напасть на нас, как львы, и микроскопических, которых мы не можем даже увидеть, но они могут нас заразить или даже убить. Он сильнее всех врагов, которые у нас есть. Он сильнее всех. Дети должны слышать это. Они получают эту информацию. Они получат ее быстрее, чем нам кажется, и они найдут объяснение тому, что неясно. Да, они могут. Никогда не давайте вашим детям повода подумать, что страдание существует потому, что Бог бессилен.
Г) Сделайте Евангелие абсолютно ясным: Бог послал Своего Сына в мир, чтобы страдать с нами и ради нас. Это означает, что, если верить Ему, ни одно из наших страданий не является наказанием за грех. Христос понес наказание за все наши грехи. Он – основание того, что Бог нас принимает. У нас есть надежда на небеса, там больше не будет страданий. Итак, все страдания, которые приходят в жизнь христианина, приходят не по причине того, что Бог наказывает его в Своем гневе (о, пусть дети это понимают!). Но страдания – это, скорее, Божье отцовское наказание ради нашей святости. Об этом говорится в Евр. 12:3–11 и в 1 Пет. 1:5.
Д) Итак, во всех наших страданиях Бог благ. Бог мудр. Бог любит, несмотря на то что страдания приносят боль, у Него есть Свои цели по отношению к нам (Рим. 8:28). Мы никогда не объясняем страдания словами «Бог беспомощен», или «сатана взял верх», или «это всего лишь несчастный случай». Мы всегда объясняем страдания (наши страдания) таким образом: «Даже если мы не знаем всех ответов на вопросы о том, почему именно эти страдания пришли или почему эти страдания пришли именно в это время или с такой интенсивностью, тем не менее мы должны понимать, чему Бог нас учит: тому, что Он – суверенный, благой и у Него всегда есть цель для нашей вечной радости».
Е) Последней частью этого всеобъемлющего мировоззрения является тот факт, что наступит день, когда Бог расставит всё по своим местам. Если в этой жизни кажется, что зло сходит человеку с рук, то в тот день будет иначе, потому что Бог приведет человека на суд: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). И будет воздаяние за всякое доброе дело, за которое человек не получил награды или получил страдание вместо благословения: «Ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14:14).
Так, неделю за неделей мы учим наших детей этим вещам, говоря о них, когда мы идем, и когда мы едем в машине, и когда мы сидим за столом, и когда мы ложимся спать. Пропитайте своего ребенка этим мировоззрением.
- Наказывайте своих детей с соответствующей твердостью и требуйте от них самоотвержения. «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4) – не только наставление, но и наказание: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13:25). Одна из причин, почему я считаю этот факт (то, что мы ненавидим наших детей, если не наказываем их таким образом, – даже если в некоторых странах нас могут арестовать или, еще хуже, забрать у нас наших детей) правдой: вызывающее поведение наших детей, оставленное без каких-либо для них физических последствий, готовит их к тому, что в своей жизни они будут не в состоянии принять наказание от Бога, проявляющееся в физической форме – а оно обязательно придет в физической форме. Мы оказываем им очень плохую услугу, когда не показываем им, как любящий родитель может с любовью отшлепать непослушного ребенка.
Как правило, дети должны учиться самоотвержению. Это значит, что они не должны получать все, что им хочется. Воздержание является плодом Духа в Гал. 5:22–23, так же как терпение и жертвенная любовь. И никто не может быть христианином без воздержания, потому что наша греховная природа должна быть свергнута, или умерщвлена, как говорит Павел (Кол. 3:5). До тех пор пока мы живем на земле, мы должны предавать смерти наши греховные желания. Мы должны приучить наших детей говорить «нет» греховным желаниям на протяжении всей жизни. Неспособность это делать является причиной того, что жизни тысяч детей были разрушены. Не поступайте так по отношению к своему ребенку. Научите его самоотвержению.
- И последнее, что я хотел бы сказать, – наиболее важное, или самое главное: мы должны быть примером веры и радости для наших детей среди наших собственных страданий и скорбей. Они смотрят. «И не этим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» (Рим. 5:3); «С великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1:2). Ничто не окажет более мощного влияния на жизнь ваших детей, чем ваш личный пример веры и радости среди собственных разочарований и страданий.
На самом деле, я бы сказал, что самая большая проблема воспитания детей – по крайней мере, я оглядываюсь на то, что сделал как родитель за 42 года (или что-то около того), – это не столько запоминать всё, преподанное из катехизиса, сколько в первую очередь быть родителем, растущим в благодати и смирении, в доверии и радости во времена жизненных взлетов и падений. Именно это будет действовать с наибольшей силой в жизни наших детей во времена их страданий как христиан.
Джон Пайпер
Источник: http://www.desiringgod.org/interviews/how-do-we-prepare-our-children-for-suffering