Иисус помог многим людям. Он исцелял парализованных, ставил на ноги хромых, возвращал зрение слепым. Его милосердие кажется нам естественным, ведь имея такие возможности можно и послужить тем, кто в нужде. Это верно, если не брать во внимание особый статус Божьего Сына. Имея иное, небесное пониманием реальности, Иисус совершал дела, которые становились по-настоящему подвигом. И вряд ли кто-нибудь из нас смог бы совершать подобное. И речь не идет о самих чудесах, а только о самом факте милосердия.
Давайте начнем с истории одного неразумного человека. Скажем прямо, он много грешил. Сквернословил, оскорблял родителей, рос по карьерной лестнице за счет лжи, сплетен и лести, давал ложные показания в суде, вынудил супругу сделать аборт, изменял ей, не раз избивал детей. И вот он жил со всем этим, пока не заболел, сильно заболел. Врачи развели руками, близкие почти попрощались с ним. Но вот, на горизонте забрезжила, надежда – Целитель. Последний шанс, которым решается воспользоваться этот человек. Эта была невидимая для нас часть сюжета, а дальше мы читаем, то, к чему все мы уже привыкли.
«Приходит к Нему (Христу) прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись» Мк.1:40-41.
Хочу спросить, как изменилось для вас прочтение этого евангельского эпизода? Лично для меня существенно. Когда я ничего не знал о том человеке, который пришел просить Иисуса об исцелении, в истории не было напряжения. Когда же Иисусу предлагается исцелить того, кто по заслугам пожинает то, что посеял, то милость уже не кажется такой уместной. Причем Иисус не заключает сделку с обещанием исправления и не бросает бесчувственную подачку. Он хочет исцелить прокаженного, зная всю его подноготную. Не думаю, что я захотел бы помочь такому человеку. Но даже если бы и помог, то явно безразлично и на морально волевых.
Итак, предыстория имеет значение, по крайней мере для нас. Но для Христа она еще более красочна и неприглядна. И если мы увидели только верхушку айсберга грехов этого человека, то Иисус знаком со всей ее подводной частью «…ибо Сам знал, что в человеке» Ин.2:25. И если бы всезнающий Божий Сын рассказал нам о всех делах прокаженного, то мы не только не исцелили бы этого человека, а сами вызвались бы привести смертный приговор в исполнение. Это конечно преувеличение, а предыстория к исцелению выдумана, но зато они хорошо отражают духовную реальность.
Когда Иисус видел перед собой просящего, то всегда ясно представлял, кто находиться перед Ним. Он видел сердцевину души, ведь «человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» 1Цар.16:7. Все, кому Он благотворил, были людьми со злыми сердцами (Мф.7:11), никто из них не был добрым человеком (Мф.19:17), потому что от рождения все совратились с пути «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Иер.17:9. Об этом хорошо знал Божий Сын, но только не мы. И если наша любовь часто близорука и сентиментальна, то только не любовь Христа.
Когда мы милуем, помогаем и благотворим, мы делаем это для тех, кто не особо грешил против нас, тем кого мы плохо знаем. Иисус же проявлял истинный подвиг милосердия. Он миловал тех, кто ненавидел Его небесного Отца, тех калечил жизни Его творения, тех, кто даже и не думал стать на путь исправления. Он по истине был благ к неблагодарным и злым (Лк.6:35). Никто из просящих не заслуживал любви. И если бы они сами понимали, кто они в Божьих глазах, то не посмели бы даже просить о снисхождении.
Иисус не лицемерил. Он действительно сопереживал тем, для кого у нас с вами вряд ли хватило сострадания. «И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Мф.14:14. Он бы и пальцем не пошевелил если бы ему предложили совершить добро без любви. Именно в этом Его величие и наша слабость. Наше доброе не всегда сопровождается искренним желанием облегчить боль ближнему. В наших мотивах много корысти и самолюбования. Хорошо, что Бог не такой как мы.
Конечно, Иисус был на голову выше нас, и что с того? Зачем нам осознавать превосходство Его милосердия? А затем, друзья, чтобы нам обрести Божье прощение и уверенно жить в Его любви. Ведь мы можем совершить две ошибки. Первая, не понимая своей прокаженности, мы отказываемся искать милосердия Христа, Того, Кто «имеет власть на земле прощать грехи Мк.2:10. А вторая, осознав все свое ничтожество, не поверить в то, что Он может любить и сострадать таким как мы. И в первом и втором случае своим неверием мы убегаем от Бога, обрекая себя искать исцеления там, где никогда его не найдем. Но Иисус доказывает нам, что умеет прощать и любить падших. С этой любовью Он и пошел на крест вместо нас, прекрасно понимая кто мы есть. «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» Мф.8:17.
Федоренко Жан