Сегодня мы завершаем обзор библейского учения о небесной награде христианина. В предыдущих трех частях мы рассмотрели три важных аспекта этой темы: 1) награда и спасение, 2) сущность награды и 3) дела, достойные награды. Последний вопрос, который требует не меньшего внимания, звучит так: какими качествами должны обладать наши добрые дела, чтобы быть угодными Богу и достойными вечного воздаяния? Все мы уверены, что мало только выполнить работу, куда важнее, как эта работа выполнена. И в Новом Завете мы находим много указаний о том, каким должно быть настоящее доброе дело.
Вначале давайте вспомним размышления апостола Павла о награде в христианском служении. Он представляет нас строителями, которые трудятся для Христа совершенно по-разному: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:12–15).
Здесь мы встречаем два типа строителей: первые строят из добротных и дорогих материалов, вторые – из простых и дешевых. Труд одних по-настоящему созидает, труд других пользы не приносит. Очевидно, что только лучшее достойно Творца. Мы носим высокое звание Божьих детей, представляем Его перед миром. Люди судят о Боге по качеству наших дел. Строить качественно – значит поступать «достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом» (Кол. 1:10). Служить наилучшим образом настолько важно, что Павел даже умоляет нас «поступать достойно звания, в которое мы призваны» (Еф. 4:1).
Все наше строительство, хорошее или плохое, нужно рассматривать в трех плоскостях: побуждений, поведения и служения. Дела служения могут казаться золотом, но неверный мотив или недостойное поведение обесценивают их, обращая золото в сено или солому. Например: посетить церковь, потому что давно не посещал, – это дерево, а спешить на собрание, чтобы послужить своим братьям и сестрам по вере, – это золото; щедро делиться с людьми оттого, что некуда девать старые вещи, – это сено, а разделить малое с братом – это серебро; рассказать о своей вере, потому что тебя спросили, – это солома, а с состраданием свидетельствовать о Христе неспасенным душам – это драгоценные камни. Поэтому строить из добротных материалов не так просто, как кажется. Бог принимает в расчет множество факторов: сколькими ресурсами мы обладаем, формальны мы или ревностны, чисты или позволяем греху сопровождать наше служение и т. д.
Когда апостол Павел напоминает нам о Христовом судилище, он предостерегает нас от пустых и бесполезных дел: «Ибо всем нам должно явиться на судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле: доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Слово «худое» – это греч. «фаулос», которое как раз и означает бесполезное, то, что не приносит пользы. На суде сгорят не наши злые дела или грехи, а те «добрые», которые были отмечены эгоистичными мотивами и приправлены грехом. Поэтому мы должны проверять качество своего служения. Давайте посмотрим на пять характеристик доброго дела. Конечно, их можно выделить и больше, но пусть эти пять зададут нам хороший тон в размышлении на эту важную тему.
Во-первых, мы призваны делать добро абсолютно всем людям. Павел дает именно такое наставление верующим: «Доколе есть время, будем делать добро всем, а особенно своим по вере» (Гал. 6:10). «Всем» значит всем: водителю, который нас подрезал; кассиру, который нас обсчитал; соседу, который снова и снова курит в подъезде нашего дома. Это нелегко, но только так мы сможем не впасть в грех лицеприятия, чтобы делить людей на злых и добрых. Ведь лицеприятие не позволит нам благотворить от чистого сердца. Хотя Павел и призывает нас к особому усердию в помощи своим по вере, на протяжении всей своей жизни мы призваны помогать всем людям. Проверьте себя: кого из окружения вы исключили из списка тех, кому вы способны и хотите помочь?
Во-вторых, нами должна руководить Божья любовь. О сердцевине христианского благочестия Павел говорит так: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца, и доброй совести, и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5). Без любви наше добро может превратиться в духовного уродца, стать небрежной, снисходительной подачкой или даже расчетливой сделкой. Мы можем совершать добро из чувства долга, страха и просто из подражания. Мы, конечно, можем обеспечить семью, пожертвовать финансы, помочь детскому дому, но без любви это пустое благочестие. Мы умеем отдавать долги, но только не долг любви. Поэтому апостол Павел и пишет о долге любви, как о непреходящем обязательстве: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13:8). Любовь – наш вечный долг друг перед другом. Проверьте себя: кому вы служите без любви?
В-третьих, наше добро должно духовно созидать. Павел пишет: «Каждый из нас должен угождать ближнему во благо, к назиданию» (Рим. 15:2). Не добро ради добра, а добро ради духовного роста души во Христе. Мы всегда должны задаваться вопросами: «Помогу ли я брату или сестре стать ближе к Богу? Помогу ли укрепиться в вере, уподобиться Христу? Прославит ли он Бога через мою помощь?» В ином случае наше «доброе дело» будет медвежьей услугой. Оказывая неразумную помощь, я могу угождать греховным привычкам, потакать лени или поддерживать духовные заблуждения. Поэтому Павел и призывает нас: «Будем искать того, что служит миру и взаимному назиданию» (Рим. 14:19). Проверьте себя: назидает ли ваше доброе души близких вам людей?
В-четвертых, мы должны ревностно совершать доброе дело. Павел так и говорит, что Иисус «отдал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14). Опять же, оставить беззаконие мы должны не просто ради достижения нирваны. Не для того, чтобы спрятаться в одинокой келье от греха и порока. Нет. Христос очистил нас, чтобы мы ревностно помогали нести бремена друг друга. В нас должно гореть страстное желание служить. Только жертва горячего сердца приносит в жизнь радость и удовольствие от служения. Если же дела христианина – это лишь дежурное и унылое исполнение своих обязанностей, то его душа находится в опасности. Иисус обличал церковь в Лаодикии именно в таком духовном упадке: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч. О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15–16). Спросите себя: не остывает ли ваше сердце, чтобы ревностно служить?
И, в-пятых, мы призваны делать добро во славу Бога. Иисус дает следующее наставление в Нагорной проповеди: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Обратите внимание: чтобы мы прославляли не самих себя, а Бога! Как же часто, совершая доброе дело, мы собираем лавры в копилку своей славы! А иногда наше добро становится лишь средством приобретения репутации щедрого человека. Нам льстит быть благодетелями, которых люди хвалят и превозносят. Так быть не должно. Совершая доброе дело, мы призваны скромно указывать на Бога, который и дал нам возможность благотворить. Просто вспомните: получая благодарность или похвалу, как часто вы адресуете ее Богу?
Итак, мы кратко рассмотрели характеристики добрых дел, которые будут вознаграждены. Мы должны: 1) делать добро всем людям, 2) делать добро с любовью, 3) помогать духовному созиданию, 4) ревностно трудиться и 5) творить добрые дела для Божьей славы. Конечно, мы понимаем, что для результативного служения недостаточно только знаний. Для жертвенного поступка нам чаще не хватает духовной силы и божественной инициативы. А сила находится не в нас. Сами по себе мы слабы и не можем производить настоящее добро.
Иаков об этом так и говорит: «Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные! Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1:16–17). Источник нашей силы находится во Христе. Вне связи с Ним любое наше доброе дело обречено быть жалкой пародией на христианскую благодетель. Настоящий плод, достойный награды, – это всегда результат наших близких отношений с Господом. Иисус говорит: «Я – лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Давайте же искать Его, иметь общение с Ним, наполняясь Его совершенной силой! Только служение, вдохновленное самим Христом, сможет стать по-настоящему добрым, а значит, будет вознаграждено Богом.
Жан Федоренко