Быть отверженным обществом тяжело для любого из нас. Когда нас отвергают наши любимые люди, наши близкие друзья мы чувствуем себя раздавленными. Выдерживать их неприятие, осуждение и негодование подобно пытке для нашей души. Пожалуй, что и уничтожить человека можно, если постоянно давать ему понять, что его не любят, его не принимают. Гнев является крайней и эмоциональной формой выражения отрицательного отношения к человеку или его поступку. Гнев не просто выражает наши чувства, но несет в себе сильнейшее послание осуждения и справедливого негодования. И если мы люди познали его, то логично спросить, а Творец имеет право на гнев? Бог прошлого, настоящего и будущего проявляет ли это разрушительное чувство сегодня?
Почему этот вопрос важен для нас? Ведь если наш Создатель, при всех своих иных качествах может быть еще и Богом гнева, тогда есть вероятность что Его гнев может быть излит. Мы уже сказали, что нам трудно выдерживать негодование людей, что тогда говорить о гневе Святого, Вечного и Справедливого Бога? К большому сожалению, многие христиане пренебрегает этой категорией Божьего характера и права. Мы часто слышим проповеди о Боге любви и благодати, и совсем редко о Боге наказания и гнева. А ведь Священное Писание говорит о гневе Святого Бога не меньше, а в некоторых книгах Библии даже больше, чем о милости. Иисус в своих проповедях обращался больше к теме Божьего суда и наказания, чем к теме Божьей любви.
В Новом Завете, слово гнев (гр. оргэ) употребляется примерно сорок раз. И во всех местах гнев относиться именно к характеристике Божьего отношения к людям или их поведению. Давайте рассмотрим все эти места Писания через призму пяти ключевых и особо важных для человека вопросов, а именно: 1) насколько необходим Божий гнев; 2) когда и как Бог изольет Свой гнев; 3) какова сила и последствия Его гнева; 4) почему Бог медлит проявлять гнев и как человеку избежать Божьего гнева.
Необходимость Божьего гнева.
Во-первых, возмущение является естественной реакций души на несправедливость. Поэтому мы и различаем праведный, обоснованный и не праведный гнев. Далее мы будем говорить только о праведном негодовании, потому что совершенный Бог, не может априори испытывать греховное чувство. Любой из нас людей, сталкиваясь с откровенным злом, прежде всего, эмоционально реагирует на него. Наше сердце приходит в смущение, мы огорчены и только потом думаем о возмездии. Чувство приходит первым, и оно заложено в самой природе нашей души. Но Библия говорит, что только Бог имеет право на гнев, ведущий к отмщению и воздаянию. Написано: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19). Бог, как личность, также активно выражает Свое отношение к нечестию и греху. И Его гнев не просто законен и справедлив, но даже желателен и необходим. Почему? Потому что только Бог, является всезнающим, всемогущим, способным верно оценить преступление, его тяжесть, вынести приговор, привлечь к ответу виновного, и неотвратимо применить наказание. Даже неверующие люди тоскуют по великому Судье. Мы все желаем справедливого возмездия для страшных преступников истории человечества, которые совершили отвратительные и мерзкие деяния. Вся вселенная ожидает наказания нечестия и зла, и Бог не разочарует свое творение в этом ожидании.
Во-вторых, гнев Бога обусловлен ужасающей испорченностью человечества. Апостол Павел не лестно для нас констатирует, что между нами и Святым лежит великая пропасть. «Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем. Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению). Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?» (Рим.3:4-6). Ели всякий человек лжив, тогда справедливое негодование является естественной и даже необходимой реакцией на лживость людей. Павел задает риторический вопрос: «как Богу судить мир, если Он не может проявить гнев?» Закон в своей строгости отражает отношение законодателя к преступлению. И нам не приятен не только сам грех, но и всякий кто его производит. Написано: «ибо закон производит гнев» (Рим.4:15). Духовный закон требует самого решительного ответа. Поэтому Бог будет не просто апатично объявлять приговор, но мстить, и наказывать в гневе. Согласимся, что боль всегда переноситься легче, если нас наказывают с состраданием. Но в отношении подсудимых Бог не испытает ни жалости ни сожалений. И пусть это звучит резко, Бог удовлетворит свою, жажду гнева. Эта истина должна уже сегодня заставить нас задуматься обо всей глубине, мерзости и ужасе наших дел и строгости Божьего закона. Если бы наш грех был в действительности безобиден, а закон не достаточно строг, то справедливое воздаяние не потребовало бы ни гнева, ни ярости Святого Бога.
Время Божьего гнева.
В первой части, мы увидели, что Библия ясно говорит нам о Боге, который имеет право на возмездие и гнев в отношении зла. А теперь давайте выясним, как Бог собирается реализовать свое право. Следует сразу сказать о двух ступенях проявления Божьего гнева. Первая ступень, это когда Бог испытывает гнев, но не проявляет его в действии. А вторая, когда Бог испытывает гнев и активно изливает его на виновных.
Первый аспект, Бог испытывает гнев прямо сейчас, в настоящий момент. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1:18). Греческий глагол открывать апокалюпто, стоит в настоящем неопределенном времени, что указывает на постоянный длящийся процесс. Т.е. в прошлом и настоящем Бог испытывает гнев по отношению ко всякому нечестию и неправде. Это не разовое событие в прошлом и не обещание гнева в будущем. Бог сегодня, сейчас являет свое отношение ко всему греховному на земле, выражая свое неприятие. Но при этом Бог не истребляет грешников, не проявляет свою ярость на деле. Подробнее о том, почему Бог не наказывает нас сразу, мы поговорим в четвертой части. Но сейчас для нас важно понять, что Бог не остается безучастным к нашей жизни. Он не просто одобрительно позволяет нам доживать нашу земную жизнь. Он как бы говорит нам: «каждый ваш грех вызывает во Мне отвращение, и делает нас врагами». Мы думаем, если нет несчастья или наказания, то Бог доволен нами. Но мы уже прочли, что гнев открывается с неба постоянно на всякое зло. Это значит, что каждый день вместе с солнцем всходит Божье неприятие ко всякому, кто грешит.
Второй аспект, Бог принимает решение излить свой гнев. Терпение Бога имеет свои границы. И апостол Павел предостерегает людей, которые изо дня в день не осознают своего конфликта с Богом и продолжают в небрежении раздражить Его. Он пишет «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:5). Подобно копилке день за днем нашей своевольной жизни, мы наполняем чашу Божьего гнева, которая однажды переполнившись, будет излита в день праведного суда. Этот день в Писании назван «Днем Господним» самым страшным днем для всех живых и мертвых. Для живых, этот день превратиться в яростный суд, когда на землю придет Христос. Для мертвых, когда Бог воскресит их в телах, для суда и объявления вечного приговора. Апостол Павел пишет об этом дне так: «…в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2Фесс.1:8). Здесь апостол кратко дает характеристику нечестивым людям, которые испытают на себе гнев Бога. Это люди отказавшиеся идти путем познания Бога, они отказались знать Христа и его Евангелие (учение о спасении). Они не желают принимать спасительную весть о заместительной жертве Божьего Сына за их грех. В этом, по сути, и заключается познание Бога, который открыл себя людям в земном воплощении и крестной смерти, как Спаситель.
Сила и последствия Божьего гнева.
Чтобы в полной мере осознать силу и опасность Божьего гнева надо получить представления о его разрушительных результатах и последствиях для человека. А они согласно учению Библии просто катастрофичны. Всякий разгневавший Бога теряет возможность пребывать в Его присутствии. Написано: «Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (Евр.3:10-11). В другом месте: «…в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2Фесс.1:8-9). Как мы видим последствия Божьего гнева носят вечный и необратимый характер. Люди не войдут в Божье царство, но будут подвержены вечному наказанию (погибели). Иисус в своих проповедях назвал это место наказания – гиеной огненной. Приговор, вынесенный в день суда, уже нельзя будет отменить, он не потеряет своей силы в вечности. Бог никогда не раскается в Своем решении. Ведь совершенный в своих оценках и решениях Бог не станет пересматривать совершенный и справедливый вердикт.
Во-вторых, излияние Божьего гнева устрашит всякого человека. В пророческой книге Откровение Иоанн оставил для нас свое видение будущего суда, когда Божий Сын вернется на землю и люди предстанут пред Ним. Вот как он описывает состояние людей представших перед Богом гнева. «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:15-17). Посмотрите, абсолютно все люди: малые и великие, богатые и бедные, рабы или свободные, все будут устрашены и напуганы до смерти. Причем это будет не простой страх, но страх, заставляющий бежать и скрываться от взора великого Христа. Его гнев, будет настолько невыносим, что люди будут готовы быть погребены под самыми высокими горами, только бы не испытывать на себе негодование и ярость Божьего Сына. Написано, что никто не сможет устоять и выдержать испытания того страшного дня. Поэтому как бы мы, сегодня не храбрились, или оставались безразличны и беспечны, нам стоит помнить, что Бог имеет силу непреодолимой святости, которая устрашит душу любого из нас.
Промедление Божьего гнева.
На протяжении уже многих веков скептики задавали один и тоже вопрос: «так, где же ваш великий бог со своим гневом, судом и наказанием?». И у нас живущих сегодня может сложиться впечатление, что раз Божий суд медлит, то его (суда) вовсе не будет. В мире тихо и спокойно, огонь не сходит на нечестивых людей и грешники благоденствуют. Почему же Бог не изольет свой праведный гнев прямо сейчас? На это есть ряд причин и все они, несомненно, возвышают Бога в глазах не только людей, но и всей вселенной. Давайте посмотрим на некоторые из них. «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?» (Рим.9:22-24). О чем же пишет Павел?
Во-первых, Бог отлагает своей гнев, руководствуясь Своим планом по явлению в мир, Свой славы. Т.е. Бог желает в одно определенное время предстать и открыться миру как могущественный Спаситель избранных святых и Судья приготовленных к погибели грешников. Это Его желание и никто не вправе указывать Совершенному, когда Ему воздавать за добро и зло живущим на земле.
Во-вторых, Бог являет свое могущество через свое невиданное долготерпение, которое Он проявляет к сосудам гнева. Написано, что они уже готовы к погибели, это значит, что их сердца настолько закостенели в грехе, что никогда уже не смогут смягчиться и придти к покаянию. Но Бог милостиво позволяет им жить и дает им блага земной жизни, в этом открывается его великая щедрость и доброта даже к неблагодарным и злым людям. Он Сам являет нам пример заповеди любви к своим врагам.
И, в-третьих, не уничтожая заслуженно всех грешников, Бог дает время для покаяния и обретения спасительной веры своим избранным. Ведь они также до получения спасения находятся в числе чад гнева. Петр пишет Церкви об этом так: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9). Поэтому нельзя говорить о промедлении Бога, но о Его милосердном долготерпении. То время, которое нам в нашей жизни, дано нам для поиска пути к Богу.
К нашему легкомыслию, многие люди расценивают тишину со стороны небес как благоволение. И если Бог благословляет нас здоровьем, детьми, достатком, то мы расцениваем это как добрый знак, считаем, что мы в мире с Богом. Иначе Бог бы не дал мне благ, если бы я был Ему не угоден. Но это весьма ошибочное мнение. Написано, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:45). А если Бог благословляет обильно даже тех, кого Он приготовил к погибели, тогда к чему должна вести нас Его молчание? Павел дает ясный и весьма простой ответ, мы должны расценивать эту обильную доброту Бога, как шанс к сокрушению и принятию Христа. «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим.2:4). Поэтому каждый данный день мы должны расценивать как дар Божий, и использовать его, чтобы найти Бога и преклониться пред Ним.
Спасение от Божьего гнева.
Итак, выше мы рассмотрели реальность и причины Божий гнев, его вечные последствия и причины по которым Бог медлит изливать его. А теперь давайте посмотрим, что предлагает Священное Писание людям, которые находиться под этим дамокловым мечом. Как им спастись от гнева? Мы уже частично упоминали, что началом пути для человека является поиск Бога, познание Его путей, покаяние и вера. И все же необходимо уточнить, в чем именно должен покаяться человек и во что уверовать. Покаяться это в первую очередь изменить, развернуть направление своего мышления и как следствие поступков. Иногда покаяние еще называют обращением, когда человек оставляет один образ мыслей и жизни и поворачивается к иному. Вот что вкладывает в понятие обращения Павел. «…как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1Фесс.1:9-10).
Во-первых, Павел говорит, что вы отвернулись от идолов и повернулись к Богу. Причем идолы, это не только, ложные божества, но и безобидные на наш взгляд посвящения. Когда, например, центром и смыслом жизни человека становиться, он сам со своими желаниями, семья, деньги, карьера, искусство, нация и государство, и многие другие смыслы и цели. По сути, идолом может стать любое из сотворенных существ или предметов, которые становиться для нас самым дорогим и вожделенным сокровищем.
Во-вторых, апостол указывает нам на смысл жизни людей посвятивших себя Богу, оказывается они «ожидают с небес Сына Его». Они искренне верят, что Бог воскресил Христа из мертвых. И что самое важное они верят, что только Иисус Христос избавит их от надвигающегося Божьего гнева. В другом месте Павел детальнее описывает, каким образом Божий Сын избавляет свой народ от грядущего бедствия. «…будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. (Рим.5:9). Оказывается, спастись от гнева возможно только быв оправданным кровью Иисуса Христа. И это оправдание принадлежит тем, кто поверил в кровь искупительной жертвы Христа лично за его грех. Об этом же, но уже в другом контексте Павел пишет: «Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» (1Фесс.5:9-10). Не на гнев, но к спасению через Божьего Сына и только через Него. Почему? Потому что только Христос один умер за нас, заплатив за нас смертью. Это и есть предмет спасительной веры, веры избавляющей нас от гнева Святого Судьи.
Итогом могут послужить краткие, но лаконичные слова апостола Иоанна, в которых он еще раз указал дорогу к вечной жизни с Богом и избавлению от страшного дня, дня в который Бог изольет своей гнев на нечестивый мир. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий (в гр. – не покоряющийся) в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан.3:36).
Федоренко Жан