Иисус проповедовал своим современникам о приближении Божьего Царства. И они прекрасно понимали, о чем Он говорит. Израиль ждал прихода Мессии, Мессии который установит вечное совершенное правление на земле. Такое обещание было дано Богом их отцам через пророков Ветхого Завета. Один Царь и одно Царство для всех народов. И все же, как тогда, так и сегодня многие задаются вопросом: «Где же оно Царство, о котором говорил Иисус? Поколения сменяют поколения. А никто из тех, кто ожидал Божьего правления, не получил обещанного. На этот вопрос Иисус дал ответ своим современникам, а вместе с ними и нам. И Его ответом стала притча о растущем семени.
«Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» Мар.4:26-29. Итак, Иисус уподобил Божье Царство всем нам хорошо знакомому процессу взращивания злаков. Где видно, что Царство не явится в наш мир мгновенно. Оно пройдет определенные стадии, и этот процесс потребует времени. Иисус указывает на три ключевых этапа: 1) человек бросит семя в землю, 2) семя всходит и растет, 3) созреет плод и настала жатва.
Первый этап установление Божьего Царства, это этап посева: «человек бросит семя в землю». Посев запускает цепь причинно-следственных связей. Приход и служение Иисуса ознаменовало его начало в духовной реальности. Правитель заявил о создании Своего государства. Царь объявил о созыве поданных под свою власть. Иисус говорит: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» Мар.1:15. Приближающееся Царство требует от человека коренной перемены ума и сердца. Будущие граждане должны впитать в себя его принципы. «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» Лк.17:21. И те, кто покаялись и поверили в Евангелие, словно получили новый паспорт. Юридически они уже граждане другого государства, но фактически пока не переехали на его территорию. Таким образом, первый этап посева говорит о принесении в мир духовных принципов будущего правления.
Второй этап установления Царства, это этап роста: «семя всходит и растет». План роста осуществляют ученики, которых Иисус «послал проповедывать» Лк.9:2. Царство должно расти и прирастать количеством подданных. И у Бога есть план, каких людей, из каких времен, эпох и народов Он хочет видеть в вечности. Для евреев существует понятие «остатка»: «только остаток спасется» Рим.9:27. Для язычников понятие «полного числа», когда Царство будет находиться в процесс роста «до времени, пока войдет полное число язычников» Рим.11:25. Мы даже можем сказать, что из каждого города или местечка на земле Бог призывает верных Ему людей. «Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, потому что у Меня много людей в этом городе» Дн.18:9-10 С помощью проповеди Бог собирает людей до времени, пока не наступит жатва. Но описывая в притче процесс роста, Иисус сообщает нам еще несколько важных истин.
Во-первых, мы видим указание на таинственность этого процесса: «человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он». Суть роста семени скрыта от нашего понимания. Для живущих на земле людей семя Царства растет тайно и неприметно. Иисус сравнивает это скромное развитие с малым зерном. «Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков» Мк.4:31-32. Малое всегда развивается незаметно. Вот, кто-то проповедует о Христе, кто-то уверовал, кто-то принял крещение, где-то образовалась новая христианская община. Большинство людей не придают этим событиям особого значения. Но именно в них и сокрыт рост Божьего Царства.
И, во-вторых, процесс роста не зависит от человека и его нельзя остановить: «ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе». Сама собою означает самопроизвольно или автоматически, без постороннего вмешательства. Рост семени Царства происходит не зависимо от нас. Царство принадлежит Богу и мы не в состоянии затормозить его развитие. Эту же истину Христос поясняет другой короткой притчей. «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» Мф.13:33. Природа закваски такова, что у теста нет шансов остаться пресным. Дрожжи все равно сделают свое дело, им лишь нужно время. Так же положенное Христом семя неизбежно будет расти и приведет к созреванию и жатве.
Жатва, это третий этап установления Божьего Царства: «когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». Божье семя созреет и будет пожато. Царство Божье неизбежно явно и видимо охватит мир своей властью. Вернувшись на землю, Христос займет престол Правителя. Исполнится чаяние Израиля – один Царь над всеми народами. Самая известная молитва «Отче наш» выражает именно эту надежду будущих граждан: «да приидет Царствие Твое» Мф.6:10. Но как быть с теми, кто при своей жизни не дождался прихода Царства? Что с ними? У вечного и живого Правителя не может быть мертвых подданных! Все кто когда-либо присягнул Ему в верности, будут воскрешены. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» Отк.20:6. Надежда верующих не будет посрамлена. Всякий, кто поверил Царю и пошел за Ним, будет и пребывать вместе с Ним.
Итак, посев, рост и созревание семени завершились жатвой. Так же и скромное, незаметное начало положенное Христом, завершится установлением Божьего правления. Не видимое станет видимым. Малое выйдет наружу и окажется большим. Никто из людей не сможет остановить, запущенный в истории нашего мира процесс. Царство Христа уже сегодня присутствует, действует и растет в лице Его учеников и Церкви. Уже сегодня, являясь гражданами новой великой страны, они живут по ее духовным законам. Собой они свидетельствуют, что Царство Божье более чем реально. Для духовно же слепых людей Царство Божье остается незаметным, не понятым и не принятым. Но видно Бог предпочел заявить о Себе именно таким особым образом, когда Его Царство не приходит в жизни людей громко, видимо и быстро.
Вопросы для размышления:
- Являюсь ли я подданным Царя, покаялся ли я, принял ли весть Евангелия?
- Тружусь ли как ученик Христа для роста и распространения Царства Христа?
- Ожидаю ли с терпением и верой наступления Божьего вечного правления?
Федоренко Жан