Интуитивно мы понимаем, что верующие каким-то образом должны быть связаны с Церковью. И это верно, ведь именно в общину Бог привлекает тех, кого Он простил и принял. «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» Дн.2:47. Но не всегда для нас эта связь очевидна и объяснима. Неужели нельзя оставаться верующим без Церкви [1]? Неужели ее роль настолько существенна в вопросе спасения?
Апостол Павел дает ответ на этот вопрос в 12 главе первого послания Коринфянам. Мы кратко освятим основные его тезисы, а полный текст приведем в ссылке [2]. Удивительно, насколько тесной и взаимозависимой задумал Бог жизнь верующих. Павел сравнивает общину с человеческим телом, которое способно функционировать только в единстве.
Все верующие – члены духовного тела Христа (ст.12-13). Их сообщество представляет собой единый организм. Единство обеспечено Духом Христа, т.е. общими убеждениями и целями. Уже только поэтому верующие испытывают потребность в общении с себе подобными, а значит и в совместном созидании своей общности. Ведь сам образ тела указывает на слаженное и организованное действие.
Каждый верующий служит телу своим даром (ст.14-17). Руки, ноги, глаза и уши выполняют разные функции в нашем теле. Но одно очевидно – все они трудятся для блага тела! Многообразие духовных нужд порождает множество видов церковного служения. И если община преподает здравое библейское учение, то она помогает всем членам найти своё дарование и место применения этого уникального дара.
Все верующие призваны заботиться друг о друге (ст.21-25). Каждый из нас это сильный или слабый в вере человек. В разное время мы можем меняться местами, оказываясь в роли либо нуждающегося, либо способного оказать помощь. Поэтому, если христианин силен, он идет в Церковь, чтобы позаботиться о молодых и слабых. А если он сам в искушении, то идет в собрание, чтобы получить поддержку от других.
Верующие вместе переживают печали и радости (ст.27). «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» 12:27. Этот текст показывает, что отношения между верующими пропитаны любовью, взаимной привязанностью и желанием нести бремена друг друга. Только постоянное близкое общение может заставить нас сопереживать и радоваться вместе.
Верующие совместно постигают истину (ст.28). Бог поставил в Церкви пастырей и учителей, чтобы они совершенствовали святых, готовили и снаряжали их для служения. Нас необходимо привести к единству в убеждениях, чтобы мы не оставались духовными младенцами, подверженных обману ложных учений (Еф.4:11-16). И Церковь становится той духовной школой, в которую Сам Бог помещает всех Своих избранных.
Таким образом, учение Павла неразрывно соединяет верующих в одно целое. В наш век крайнего индивидуализма такое понимание веры весьма непопулярно. Призыв активно участвовать в жизни Церкви многих оскорбляет, как посягающий на их свободу. Общинам достаются лишь крохи внимания, времени и финансов их членов; по остаточному принципу. Прихожане так и не становятся служителями, а бывает, что даже и друзьями, способными поддержать укрепляющее духовное общение.
Но разве такую веру можно назвать христианской? Веру, в которой мы настолько далеко от общины? Писание вряд ли оправдает подобный образ жизни, потому что всегда связывает веру в Бога с любовью к Его святым [3]. Кому бы ни писал апостол Павел, он везде касается этой связи: «услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым» Кол.1:4; Еф.1:15. «Слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым» Флм.1:4. «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым» Евр.6:10.
Любовь ко Христу нельзя отделить от любви к Его народу. Христианин, не служащий своей общине, – нонсенс. Павел ясно показал, что вера в Бога приводит к делам служения и труду любви, и эта любовь естественно изливается на членов Церкви. Если нас нет рядом с ними, то нас нет рядом и с Христом. Что же нам делать, если мы отпали от Божьего замысла? Вот несколько практических советов, как можно ответить на библейский призыв: «в нуждах святых принимайте участие» Рим.12:13.
Начните с постоянством посещать Церковь. Апостол Павел побуждает нас: «будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай» Ев.12:24-25. Чтобы исполнить заповедь любви к своим братьям и сестрам, просто приходите каждое воскресенье в Церковь.
Находясь в собрании, проявите инициативу в общении. Чтобы вместе радоваться и печалиться надо знать жизнь друг друга. «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» Евр.13:16. Знакомьтесь с новыми членами Церкви, узнавайте об их проблемах, делитесь своим духовным опытом.
Поддерживайте и укрепляйте других духовно. Любовь призвана не только иметь общение, но и верно утешать, указывая Божий путь в исправлении. По словам Павла, каждый член Церкви снаряжен для такого служения. «И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга» Рим.15:14 (Флм.1:4).
Молитесь за нужды других членов Церкви. Это служение являет нашу любовь к братьям, если мы сами не способны разрешить их трудности. Но имея доступ к сильному и любящему Отцу, мы просим Его за тех, кому хотим помочь. «Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах» Кол.4:12.
Служите общине своими финансами. Павел всегда протягивал руку помощи бедным собратьям, даже в общинах других городов. «А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме» Рим.15:25-25. При этом он пишет, что об этой части служения даже не стоит и напоминать: «для меня, впрочем, излишне писать вам о вспоможении святым, ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами…» 2Кор.9:1-2.
Помогайте тем, кто активно служит в благовестии. Кроме финансовой поддержки мы можем помогать проповедующим Слово в сопровождении их служения. Павлу как миссионеру нужны были помощники. «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» 2Тим.4:11. О Тимофее он говорит, как о верном сотруднике: «а его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» Фил.2:22. И призывает других помогать тем, кто трудится, выполняя великое поручение Христа: «прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом, и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни» Фил.4:3.
Конечно, это не все возможные виды служения, которые могут наличествовать в Церкви. В каждой общине в разные периоды ее развития формируется свой особый список нужд и потребностей. И когда мы приходим в Церковь, то в Божьем плане для нас уже приготовлена работа, место, где только мы сможем исполнить свою уникальную функцию. И только когда любовь ко Христу жива и неподдельна, то мы с желанием и рвение.
Жан Федоренко
[1] Церковь (гр. экклесиа) это община, собрание людей, объединенных одними убеждениями. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом завете.
[2] 1Коринфянам 12:12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. 13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. 14 Тело же не из одного члена, но из многих. 15 Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? 16 И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? 17 Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? 18 Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. 19 А если бы все были один член, то где было бы тело? 20 Но теперь членов много, а тело одно. 21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. 22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, 23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; 24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, 25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. 26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. 27 И вы — тело Христово, а порознь — члены. 28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
[3] Святыми в Новый Завет называет всех, уверовавших во Христа людей, ставших членами поместной Церкви (Рим.1:7; 1Кор.1:2; 1Кор.16:15; 2Кор.1:1; Еф.1:1; Фил.1:1; Кол.1:2; 1Фесс.5:27).