Что мы знаем о благодати? Какая она в жизни? И если о ней так много написано в Библии, то лично я хочу знать ее не только в теории. В богословском смысле благодать — это необычайно щедрая любовь к человеку, проявляемая независимо от его поведения и заслуг. Основанием для такой любви всегда выступает свободное решение дающего, а принимающий ничем не может вызвать ее. Одним словом, это не выгодная сделка, а бескорыстный дар одного человека другому.
А что в реальности? Иисус уже давно нам все показал, остается только всмотреться и удивляться, как это просто работает в жизни. У евангелиста Луки есть три истории о прощении и принятии совершенно негодных людей. Это вороватый начальник налоговой службы Закхей (Лк. 19:1-10), рядовой сборщик налогов Левий (Лк. 5:27-30) и женщина, которая, скорее всего, была блудницей (Лк. 7:36). Давайте посмотрим, как благодать объединяет этих трех людей.
Их осуждали и не любили окружающие. Мытарей считали ворами и притеснителями. Иудеи не позволяли им входить в храм и синагогу, участвовать в молитвах и богослужениях. Женщина-блудница практически теряла статус принадлежности к Божьему народу, а ее сыновья до десятого рода не могли войти в общество Господне. Когда Иисус пришел к Закхею, люди «начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку» (Лк. 19:7). Когда женщина отирала ноги Христа волосами, фарисей «сказал сам в себе: „Если бы Он был пророком, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница“» (Лк. 7:39). Когда Иисус посетил Матфея, «фарисеи роптали и говорили ученикам Его: „Зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?“» (Лк. 5:30). Вслух или в сердцах окружающие выражали свое недовольство. И надо сказать, не без оснований, потому что Божий закон осуждал воровство и прелюбодеяние.
Они прекрасно понимали, что не заслуживают любви. Мытари и блудницы даже не претендовали на доброе отношение к себе. Обличаемые совестью, они старались держаться поодаль от праведников. Их внутреннее состояние можно описать как «подавлены и одиноки». Если им удавалось пройти в храм незамеченными, то даже перед Богом они испытывали стыд, прося только о снисхождении. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: „Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!“» (Лк. 18:13). Именно поэтому Закхей никогда сам не решился бы пригласить Иисуса в свой дом, а Матфей ни за что не стал бы напрашиваться в число учеников Господа. Только женщина, понимая, что ее репутация давно разрушена, не побоялась очередной порции позора и приблизилась к ногам известного Учителя.
Только Иисус проявил к ним настоящую любовь. Скажем прямо, Иисус сильно рисковал Своим добрым именем. Но очевидно, что общественное мнение Его не сильно волновало, когда речь заходила о проявлении милосердия. Он готов был потерять признание сотен, но утешить одну, отвергнутую всеми душу. Из многотысячного Иерихона трудолюбивых и благородных людей Иисус посчитал нужным остановиться именно у вора Закхея: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Когда Иисус расширял круг Своих последователей, то позвал Матфея с его ужасной репутацией, а не одного из хорошо образованных книжников (Лк. 5:27). Только Он не осудил женщину, которая в очередной раз пришла испытать на себе презрение множества мужчин. Очевидно одно: лишь Иисус не постеснялся их общества, проявив любовь безо всяких причин и условий.
Они были прощены и приняты Богом. Это удивительно, ведь они даже не искали исцеления, но нашли его. Они лишь хотели немного тепла и участия. Закхей, проявляя любопытство, влез на дерево. Конечно, он слышал о молодом Целителе, но разве он мог представить, что в этот день Иисус скажет ему: «Ныне пришло спасение дому этому, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19:9). Разве просила женщина о прощении своих грехов, когда послужила Иисусу? Разве она не понимала, что ее грехи тяжелее любых ее стараний? Конечно, понимала. Но и она услышала прекрасные слова: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7:50). И наверное, как гром среди ясного неба прозвучал призыв Иисуса для молодого сборщика налогов: «Следуй за Мной» (Лк. 5:27). Ведь стать учеником Христа означало войти в число избранных Божьих детей.
Они откликнулись на безусловную любовь Христа. Их откликом стало невероятно открытое сердце. Они так же, как и их новый Друг, захотели расточать свое и любить других. Причем так щедро и безумно, что благочестивые на их фоне казались просто бесчувственными скрягами. Закхей только на основании того, что Иисус осчастливил его Своим визитом, моментально заявил: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Понадобилась лишь одна встреча, чтобы Закхей понял, что принят и любим. Матфей сразу же оказал щедрое гостеприимство: «И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними» (Лк. 5:29). Женщина совершила просто невероятно расточительное дело: она «принесла алавастровый сосуд с миром» (Лк. 7:37) и отирала этим дорогим маслом ноги Христа. Стоимость такого сосуда иногда равнялась годовому заработку. Все трое на любовь Христа ответили плодотворной любовью.
Так действует благодать, так действует любовь. Благодать в исполнении Христа всегда приносила обильный урожай. Она освобождала людей, помогала им каяться перед Богом, восстанавливать отношения с близкими, возмещать ущерб, проявлять щедрость. Все потому, что Его любовь была неподдельна и открыта, а принятие безусловно и абсолютно. Иисус не боялся любить нелюбимых и общаться с непопулярными. Он не искал у них признания Своего величия, не ожидал обещаний и не требовал ответных жертв. Он просто до последней капли отождествлял себя с теми, кому сам служил. Без превозношения, без упреков, без нравоучений Иисус приобретал новых друзей. Причем друзей не из безупречной и благородной глины, а из разбитых и ненадежных черепков.
В этом суть благодати: она принимает тех, кого обходит стороной благочестивое большинство. Именно в этом упрекали Иисуса Его набожные соотечественники: «Фарисеи же и книжники роптали, говоря: „Он принимает[1] грешников и ест с ними“» (Лк. 15:2). А Иисус не просто принимал и делил с ними хлеб, Он давал им надежду на новую жизнь, возвращал силы для борьбы с пороками. Он общался с грешниками, словно они святые. Без опасений и подозрений Иисус шел в общество изгоев. И они видели в Нем своего — близкого и понятного им человека, на которого им действительно хотелось стать похожими.
Какие уроки извлек лично я? Эти три истории окрыляют мою веру. Я действительно вижу в деяниях Христа Бога. Только Бог способен так любить и принимать. А значит, и я могу рассчитывать на Его искреннюю дружбу. Значит, и я могу быть уверен, что Иисус лично заинтересован во мне, не отворачивается, если я оступился, не обходит стороной мою далеко не совершенную жизнь. Такого Бога мне хочется знать, следовать за Ним, служить Ему. И еще, понимая, насколько Его благодать ко мне велика, я вижу, как мало люблю сам. Люблю просто так, без условий, без подозрений, без деления на своих и чужих. Мне хочется избавиться от постоянных попыток кого-то осадить или исправить. Я хочу научиться видеть рядом человека, душа которого так же, как моя, сильно нуждается в любви. Так хочется свободно общаться, дружить и позволять благодати Христа в нас приносить свой обильный плод!
Жан Федоренко
[1] Принимать — оказывать благосклонный прием.