Как христианин, я часто спрашиваю себя: «Почему верующих не так много? Почему я поверил, а мой друг нет? Что должно произойти, чтобы человек пришел к Богу?» Думаю, что каждый из нас задается подобными вопросами. Даже апостол Павел не стал исключением. Он стал свидетелем того, как большинство евреев отказались верить в распятого Мессию. А без Спасителя нет спасения. Божий народ оставался без Бога. Такая мысль должна была насторожить всех, и поэтому апостол спрашивает «Неужели Бог отверг народ Свой? Почему они отказались верить? Неужели Бог бессилен убедить их?
Павел размышляет над этими непростыми вопросами в 9 и 11 главе послания к Церкви в Риме. Там он и раскрывает для нас уникальный Божий план спасения остатка. Оказывается, на протяжении всей истории Израиля спасался не весь народ, а только избранные. Чтобы обрести Божье прощение, необходимо было не просто родиться евреем, но стать таковым и по духу. Нужно было стать сыном Авраама по вере. Павел так и говорит: «Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» Рим.9:6-8. Апостол прямо заявляет, что истинный Израиль, истинный Божий народ и Его дети, это люди, рожденные по Божьему обещанию. Т.е. появление богобоязненного семени зависело от инициативы и решения Бога.
Далее в девятом стихе Павел раскрывает суть этого обетования. Он говорит: «А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын» Рим.9:9. Сын Авраама Исаак, не мог появиться на свет, кроме как по Божьему решению. Авраам и Сарра были настолько стары, что только Божье вмешательство могло сделать реальностью рождение сына. Но так как Бог пообещал дать им наследника, то исполнил свое слово, даже когда казалось это уже невозможно. Этим примером Павел поясняет тезис, что «не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя». Т.е. дети обетования (верующие) не приходят в мире естественным образом. Они рождены Богом свыше, по обещанию. Ими не становятся по крови, по наследству или через доброе воспитание. Только Бог, Сам Бог, приводит в мир своих духовных детей, истинных детей Авраама по вере. Они и есть Его остаток или семя, рожденное по обетованию. Это рождение — чудо!
Чуть ниже в этой же главе Павел продолжает развивать свою мысль через пророка Исаию: «Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле. И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре» Рим.9:27-29. Действительно физических потомков Авраама было великое множество. Бог благословил этот народ и расплодил его. И все же из огромного числа израильтян спасался только остаток. Из всей среды неверующего Израиля Бог оставлял и сохранял благочестивое семя праведников. Еще раз заметим, что не люди сами собирались в остаток, решив стать Божьим семенем, а Бог по своей воле оставлял в Израиле благочестивое семя.
В одиннадцатой главе Павел приводит ряд аргументов и показывает, что Бог и в его время продолжает призывать остаток. «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал» Рим.11:1-2. Здесь необходимо выделить крайне важное утверждение апостола: «Не отверг Бог народа Своего». Бог не отверг народ, а значит и ни одного человека из числа этого народа. У Бога не может случиться недобор или отток верных людей. Если большинство евреев и отвергли Христа, то лишь по тому, что они никогда не были Его народом, небыли Его остатком, истинными детьми Авраама.
Павел связывает факт сохранения остатка с Божьим знанием этих людей до момента их призвания. Бог знал их наперед, от начала, от вечности. Слово знать, обозначает личное, близкое познание одной личности другой. Это слово часто употребляется в Писании, для описания начала в интимных отношениях мужа и жены (и познал ее). Поэтому когда Бог наперед знал, речь идет о близком знакомстве и единении друзей. Тех, кого Бог познал, не может в последствие быть отвержен. Они будут приняты в число Его святого народа, отступят от греха и неправды. Как об этом говорит сам апостол: «Познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» 2Тим.2:19.
Так Павел защищает Божье обещание. В доказательство он представляет самого себя. «Я по рождению еврей, и я уверовал в распятого Мессию». Значит Бог не оставил Израиль и продолжает собирать праведный остаток. И на самом деле, мы знаем, что много израильтян уверовало во время служения Христа и апостолов. Например, в день пятидесятницы приняли крещение около трех тысяч евреев. Очевидно, что Божья благодать продолжает действовать в отношении израильского народа. У Бога, всегда будут верные Ему люди в среде евреев. И Павел приводит нам на память времена пророка Илии.
«Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом» Рим.11:3-4. Илия, оставшись в одиночестве, преследуемый нечестивой царицей, жалуется Богу, что в Израиле не осталось праведников. Бог утешает пророка и говорит, что Он соблюл семь тысяч человек. Из всего народа Бог сохранил (оставил, сберег) точное, определенное число людей. Именно они остались верными Его слову. Почему именно семь тысяч, не больше и не меньше? Неужели только семь тысяч старались жить праведно? Если так, то они, несомненно, герои веры. В чем же тогда роль Бога, который говорит: «Я соблюл Себе семь тысяч»? Но Павел объясняет нам, каким именно образом сохранился этот верный остаток.
«Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать» Рим.11:5-6. Павел, сразу исключает заслуги людей. Люди остатка стали праведными не потому, что сражались с искушением эффективнее других, или верили сильнее остальных в Израиле. Их отказ от идолопоклонства не результат их человеческих усилий. Павел ясно указывает на причину их духовной победы, они вошли в остаток по избранию благодати! Их нашла и выбрала Божья доброта. Что это значит?
Первое, Бог сохранил себе семь тысяч человек, избрав их из числа всего народа. Бог выбрал людей, как если бы тренер собирал и набирал себе команду. Желающих может быть много, но количество игроков ограничено решением тренера. Так действует и избрание благодати, инициатива в наборе остатка принадлежит Богу, тогда как человек находится в пассивном состоянии. Мы можем ждать или не ждать, стараться или не стараться, выбор все равно за Богом. Поэтому не остаток решил служить Богу, но Бог решил и сохранил остаток для служения Себе. Мы можем подумать, что Бог выбрал лучших, из лучших, достойных и самых твердых в вере, самых святых. Но это совершенно не так.
Бог избрал остаток по благодати! Это вторая характеристика в сохранении остатка. Павел называет выбор Бога, выбором благодати. Это благосклонность Бога выбирала людей. Проявлено незаслуженное расположение. И апостол так и разъясняет этот термин: «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью». Благодать несовместима с делами человека и полностью исключает их. Бог дает благодать не зависимо от наших дел. Мало того, там, где человек надеется угодить Богу делами, он лишается дара благодати. Благодать, как любящее незаслуженное расположение Бога, никак не связана с поведением избранных. Они никак и ни чем не впечатлили Бога. До своего избрания они были такими же нечестивыми идолопоклонниками, как и весь израильский народ.
Таким образом, Павел заявляет, что Бог сохранил Себе семь тысяч человек, избрав их независимо от их поведения. Бог не искал праведников в среде развращенных. Из всего развращенного Израиля, он создал и сохранил для Себя семь тысяч праведников. Избранным совершенно нечем хвалиться. Они не были лучше других. То, что они не преклонили колени перед Ваалом, не их заслуга. Их вера и стойкость результат их избрания. Это Бог соблюл их, наделил способностью противостоять греху. И Он сохранил ровно столько людей, сколько захотел сохранить. Семь тысяч человек, ни больше, ни меньше. И поверьте, у Бога нет случайных чисел. Во все века и поколения Он точно определят число тех, кто возненавидит грех и возлюбит правду.
Здесь же Павел явно соединяет времена Илии и со своим настоящим. Он говорит: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток». Апостол приравнял Божье действие в ветхозаветное время ко времени Нового Завета. Как и во времена Илии, Бог сохранил себе остаток, так и во времена Павла, Бог избирает евреев по благодати. Как во времена Илии выбор благодати, исключал заслуги, так и во времена Павла, благодать прощения обретают не заслуживающие ее. Как при Илии Бог избрал определенное число, так и при Павле уже определено число остатка. Таким образом, избрание праведного остатка это не дело, пущенное на самотек. Это вполне ясный Божий план по спасению.
Таким же образом по избранию благодати Бог продолжает спасать и нас язычников. Павел доказал, что как в Ветхом Завете, так и в Новом, Бог всегда сохраняет себе остаток. Из евреев и язычников создается праведный народ. Только в отношении язычников речь идет о некотором полном числе. Павел пишет: «…ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» Рим.11:25. Как и остаток в Израиле, так и полное число язычников, это всегда конкретное число. Кто может оценить это число? Для кого оно полное? Несомненно, только Бог имеет план и значение числа спасенных душ среди языческих народов. Только Он определяет его и знает, когда к вере придет последний язычник и завершит собой это полное число. У Бога есть определенная мера душ, которые должны войти в Христову Церковь. И пока не придет к вере последний язычник, Бог не считает нужным устранить ожесточение Израиля.
Итак, все эти тексты, связывают воедино всю историю искупления. Во времена Илии, Павла и сегодня Бог суверенно спасает человека. Павел превозносит именно такого Бога, Бога «спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен»2Тим.1:9. Бог не только спасает нас по Своему изволению, но призывает нас по Своему изволению. Его намерение и определение было совершено еще прежде вековых времен. Бог спасает нас не по делам нашим, а по своей благодати. И если мы сегодня обрели веру, отвергли идолов и обратились к Христу, то ясно одно, Бог избрал нас и ввел в число Его праведного остатка. Мы покорились Божьей праведности лишь потому, что Бог призвал нас. Святой открылся нам и показал, кто мы есть пред Ним. Сам Бог говорит об этом через пророка Исайю: «Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне» Рим.10:20.
Друзья, мы не искали Бога! А если искали, то только под действием Его благодати, которая влекла нас к Нему. Мы никак не смогли бы найти Спасителя, если бы Он не решил открыться нам, лично. Это Бог открывает Себя человеку, а не человек своей мудростью и умом находит Святого. Бог дал нам праведность, которую мы совершенно не желали и не искали. Никто из нас не просил ее. Апостол Павел так и говорит: «Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры» Рим.10:32. Посмотрите, как мы обрели праведность. Не ища ее, получили ее от Бога! Не просто потому, что поверили, а потому что были избраны к тому, чтобы поверить. Написано, что «Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились» Рим.11:7. Вот она главная мысль Павла, евреи искали праведности, но не смогли ее найти. Язычники совершенно не искали ее, но те, кого Бог избрал из евреев и язычников, получили праведность по благодати. Только избранные обрели праведность! И нет иного пути спасения.
Вот мы и получили ответ на наши трудные вопросы. «Почему верующих не так много? Почему мы верим, а наши друзья нет? Что должно произойти, чтобы человек пришел к Богу?». Все дело в Божьей избирающей благодати! Мы верим благодаря ее выбору. Давайте спросим себя: насколько наше спасение дело наших рук? Заслужили ли мы привилегию быть в числе Божьего праведного остатка? Лучше ли мы других людей? Чем по-настоящему мы можем хвалиться? Вот верный ответ. Мы обрели спасение незаслуженно. Мы недостойны, быть в числе Божьих святых. Мы ни чем не лучше других людей. И хвалиться мы можем только Христом, который наделил нас свой праведностью. Все что мы можем это прославить возблагодарить Бога за наше избавление. Посвятить Ему наши сердца и жизни. Это Он спас нас по своей благодати, явленной нам на кресте Господа Иисуса Христа!
Федоренко Жан