Каждый из нас учиться смотреть в будущее с надеждой. Для себя и для наших родных мы желаем наступления лучших времен. Мы желаем, чтобы наше земное путешествие было наполнено романтикой, изобилием благ, удивительных открытий и конечно закончилось счастливым финалом. Но что, если наши ожидания могут оказаться обманутыми, а финальная сцена жизни предстанет затянувшейся в вечности трагедией. Я имею в виду приближение Божьего ссудного дня с его приговором. Задумывались ли вы о серьезности Божьего намерения праведно судить наш мир?
В целом мы живем спокойной жизнью, и конечно нам не хочется думать о трагичном будущем. Но именно в такой успокоенности мы весьма похожи на пассажиров легендарного Титаника. Они взошли на борт корабля с твердой уверенностью, что их круиз закончиться цветами и шампанским на другом берегу атлантического океана. В своей надменной уверенности конструкторы и английское корабельное общество не обеспечили лайнер необходимым количеством шлюпок. А зачем, ведь он непотопляем. И что совершенно поражает, что даже во время аварии, пассажиров убедили в их безопасности, а музыканты продолжали ласкать музыкой слух идущих ко дну. Все они верили в силу инженерной мысли и счастливое плавание. Мы знаем конец этой истории. Погибло полторы тысячи человек, только одна треть от всей численности пассажиров Титаника спаслась.
Эта простая аналогия с кораблем весьма поучительна для нас. Мы с вами так же поднялись на борт корабля под названием мир, о котором мы не так много знаем. Библия же говорит, что наш мир в его духовном наполнении, представляет собой порочное место. Апостол Иоанн пишет: «мы знаем,…что весь мир лежит во зле» 1Иоан.5:19. Изначально мы плывем на испорченном судне, которое неизбежно потерпит крушение. Наше общество в своей основе заражено грехом и противлением божественной истине. Наше мировоззрение извращено и растлено нечестием. Когда апостол Петр проповедовал своим собратьям о спасении, то призывал их: «спасайтесь от рода сего развращенного» Деян.2:40. И тот, кто осознал опасность жизни по мирским стандартам, поспешил обезопасить себя. Петр написал христианам, нашедшим убежище в вере, что они спаслись, «удалившись от господствующего в мире растления похотью» 2Пет.1:4. А это значит, что Бог не смотрит на наш мир, как на безобидную детскую площадку, где изредка шалят взрослые дети. Бог находится в противодействии мирской философии, и ее ценностям. Он не собирается реформировать этот мир, но уничтожить вместе с теми, кто воспринял грех и распространяет его. Петр говорит о будущем земли и ее обитателей так: «Нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» 2Пет.3:7. Итак, всех нас ждет суд, и кого Бог найдет нечестивым, того ожидает вечная погибель.
Возможно, вы думаете, что я сгущаю краски и представляю вам Бога слишком злым. Поверьте, это не так. Библия, которая есть слово Божье, дает основания видеть наше будущее именно в таких тонах. Посмотрите, как апостол Петр, обращаясь к примерам истории, предупреждает нас. «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» 2Пет.2:4-7.
С начала истории земли, говорит Петр, Бог всегда в точности исполнял свои приговоры. Если часть ангелов, не устояло в истине, тогда Бог сковал их узами ада. Их ждет суд и наказание. Если современники Ноя раздражали Бога своими грехами, Бог навел потоп и погубил всех. Если жители городов Садом и Гоморра упорствовали в грехе, Бог истребил эти города огнем. И потоп и два города являются неоспоримым фактом археологической истории, их невозможно спрятать или отменить. Удивительно, но погибшие во времена Ноя и Лота и думать не думали, что их ждет такая участь. Мало того они смеялись над верой и проповедью одного и высмеивали праведность другого. Они были беспечны и легкомысленны в отношении своего будущего. Но Бог ясно показал, что ожидает тех, кто пренебрегает Его святой заповедью. Петр говорит, что Бог совершил эти суды, показав пример будущим нечестивцам. Пример нам, живущим сегодня. Обратите внимание, что в приведенном тексте, апостол видит только две группы людей: благочестивых и беззаконниках. Одних, Бог избавит от наказания суда, как Он избавил праведного Ноя и Лота, а других, обязательно приведет к погибели. Поэтому нам следует задать себе вопрос: а кем я в последствие предстану перед Богом? Благочестивым праведником или нечестивым беззаконником? Третьего варианта Бог никому не предлагает.
Говоря о судном дне, важно отметить, что этот день наступит весьма неожиданно для всех нас. Как внезапно Титаник столкнулся с айсбергом и не смог изменить курс, так и наш мир предстанет перед Судьей всей вселенной. Никто не избежит встречи. Сам Иисус говорит об этом дне так: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» Лук.17:26:30.
Обратите внимание на то, как Иисус описывает жизнь людей перед страшным потопом и перед схождением огненного дождя. Люди жили своей обычной жизнью: они ходили на работу, играли свадьбы, строили дома, растили детей, взращивали свой огород, покупали, продавали, планировали отпуск. И во все эти обыденные дела яркой нитью был вплетен их грех. Они жили простой и радостной человеческой жизнью, но в их жизни, как в большом румяном яблоке продолжали жить черви их нечестия. Они не думали, что их грех может привести к ужасным последствиям. Никаких мыслей о затоплении или метеоритном дожде. Никаких опасений за свое будущее. Впрямь, как на огромном лайнере, на котором горят огни, звучит музыка, а в бокалах искриться вино. Неожиданно и быстро весь их мир был перевернут и уничтожен. Именно так, неожиданно, когда они были в полном забвении и покое, Бог решил застать их. Не было ни вразумлений, ни упреков, ни возможности раскаяться и что-либо изменить.
Иисус продолжает повествование о дне суда: «сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» Лук.17:34:36. Думаю, вы заметили, что опять речь идет о двух группах людей. Праведник берется в Божье Царство, тогда как нечестивец оставляется для суда и наказания. Снова нет никакого нейтрального положения, либо ты в числе Божьих святых, либо в числе беззаконников. Но что еще более поражает, что и те и те идут по жизни рука об руку. Это члены одной семьи, коллеги по работе, друзья или одноклассники. Праведные это не особая каста монахов, удалившаяся от мира, а грешники это не заключенные тюрем. Иисус говорит, что двое будут вместе работать на одном поле, двое будут лежать дома на одной постели. А это значит, две подруги в университете: одна говорит о своей вере, а другая говорит о теории эволюции. Муж и жена: он собирается в Церковь, а супруга говорит, что ей это не нужно. Коллеги по работе: один размышляет об истинах Священного Писания, а другой увлечен своей растущей карьерой. На первый взгляд все они живут одной земной жизнью: трудятся, растят детей, едут в отпуск, идут в кино, но их сердце прикреплено к разным полюсам. Они пьют из различных духовных источников. Одни живут этим, земным миром, другие – миром небес. И совсем скоро их судьбы, как и судьбы праведников и беззаконников ветхого завета разойдутся навсегда. Так же как разошлись пути пассажиров Титаника: одни остались в шлюпках, а другие пошли ко дну.
А теперь давайте поразмышляем, насколько велики наши шансы, оказаться в числе праведников. И если на Титанике спаслась одна треть пассажиров, то спасенных от Божьего наказания будет значительно меньше. Во время потопа спаслось только восемь душ из великого множества живущих на земле: Ной с супругой и их три сына со своими женами. Из двух городов уничтоженных огнем спаслись только семья Лота: он и две его дочери. Подумайте над этим соотношением. Оно указывает нам на то, что праведники в мире составляют совсем малое число. Но Бога это никак не беспокоит. Он неизбежно совершает свой суд над множеством грешников и спасает пусть только нескольких праведников. У него нет лицеприятия и особого расположения ни к одному из людей. «Ибо нет лицеприятия у Бога» Рим.2:11.
Иисус открыто говорит, что число тех людей, кто находит жизнь, не велико. «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» Матф.7:13-14. Как мы видим многие из нас идут в погибель, даже не задумываясь о пути спасения. Все мы по умолчанию входим в число погибающего большинства, идущего ко дну мира. Наш богатый идеями мир, как и великий Титаник, не предлагает нам спасительной шлюпки. Этот вопрос поиска пути спасения отдан нам на откуп. Если мы не позаботимся о нахождении спасательного средства, не найдем тесные врата, то неизбежно пойдем ко дну. Если мы не обретем Божьей праведности, мы окажемся в числе осужденных.
Давайте вернемся немного назад и проверим себя, кто же мы есть, праведники или нечестивцы. Я предложу вам несколько утверждений, которые помогут нам оценить себя в свете христианского характера. Итак.
Если ваши мечты и планы связаны с будущим Божьим Царством и встречей с Богом, — вы праведник. Если всем своим сердцем вы желаете иметь общение с верующими и ищите служение в Церкви Христовой, — вы праведник. Если вам ненавистен грех, и вы устремлены очищать свою жизнь от осуждения, раздражения, сквернословия, лести, сплетен, обмана, значит, — вы праведник. Если вы всем сердцем устремлены к познанию истин Божьего слова и изучаете Библию с упоением, — вы праведник. Если вы видите в Иисусе Христе своего личного Спасителя и ищите молитвенного общения с Ним, — вы праведник. Если вы не можете молчать о своей вере и делитесь ею с другими людьми, — вы праведник. Этот портрет благочестивого христианина не придуман мною лично. Его представил нам апостол Иоанна в своем первом послании Церкви. Можете проверить это сами, открыв Библию. Что же делать, если мы не находим себя в числе людей с праведным характером?
Нам необходимо раскаяться в своем безбожном образе жизни. Если мы оказались в числе нечестивых людей, над нами занесен дамоклов меч. Причина, по которой мы все еще живем и грешим безнаказанно, это великое Божье долготерпение. Он отлагает своей обещанный приговор для нас только с одной целью, дать нам время и шанс для покаяния. «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» 2Пет.3:9. В чем же нам надо покаяться?
В любви к этому миру и в отсутствии любви к своему Создателю! Когда мы зашли на этот корабль жизни, мы полюбили его с его каютами, бассейнами, банкетными залами, мы полюбили любовные интриги, власть, признание и лесть окружающих. Мы мечтаем, о том, как перебраться в каюты выше классом, как устроить свою жизнь удобнее. Мы увлеклись прогулками по палубам, совершенно забыв, кто мы и куда плывем. Нас перестал интересовать цель, нас захватил комфорт лайнера. У нас роман с этим испорченным миром. Мы пропитались его духом и приняли его греховные мечты, сделав их глубоко личными. Иоанн же призывает всех нас разорвать этот любовный союз. Он пишет: «не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» 1Иоан.2:15-17.
Во-первых, Иоанн, говорит, что невозможно любить Бога и этот мир одновременно. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Невозможно жить, придерживаясь общепринятой мирской философии и угодить Богу. Потому что, как мы отметили выше, этот мир лежит во зле и противостоит Божьим повелениям.
Во-вторых, апостол показывает, в какие три великих капкана поймал нас этот мир. Всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Это жизнь для комфорта и удовольствий тела, для обладания и наслаждения материальными вещами, и самое ужасное, жизнь для самоутверждения и горделивой похвальбы собой. Мир навязал нам желания превозноситься и обладать. Квартиры, машины, наряды, отели, карьеры, зрелища – вот цели этого мира. Много ли вы знаете людей, которые ищут Божьего Царства и праведности с таким же рвением, как другие ищут земного благополучия?
И, в-третьих, Иоанн открывает нам, что ждет этот мир с его желаниями – он уйдет в небытие. Бог не позволит ему существовать долго, тем более войти в вечность. Мир пройдет с его целями и страстями, останутся только те, кто исполняют Божьи желания. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
Итак, Иоанн призывает нас разорвать наш роман с этим порочным миром и повернуть свое сердце к Богу и служению Ему. Разве Титаник должен был заменить людям дом? Конечно, нет! Это абсурдная мысль, это всего лишь судно, которое должно доставить пассажиров на другой берег. Нет смысла обустраивать его каюты и прикипать душой к его пятизвездочным номерам. Давайте вспомним, что наша земная жизнь это не большое путешествие продолжительностью в 80 лет, за которым нас ждет Божье решение. От того как мы проживем это малое время, будет зависеть наша дальнейшая судьба в вечности.
Вот мы и подошли к концу нашего исследования. Давайте кратко обобщим и повторим главные мысли в предостережении Христа и Его святых апостолов.
- Мир, в котором мы сегодня живем, представляет собой корабль пороков, утопающий во зле, собрание нечестивых и противящихся Богу людей.
- Точно так же как Бог не пощадил нечестивых людей времен Ноя и Лота, так же Он поступит и с нашим поколением. Каждого из нас Бог приведет на суд для наказания.
- Судный день начнется неожиданно. Среди обычного и размеренно образа жизни Бог застанет врасплох всех грешников, когда время для покаяния и прощения уже не будет.
- Бог видит каждого из нас либо праведником, либо нечестивым, третьего не дано. Причем спасенных праведников будет значительно меньше, чем людей идущих в погибель.
- Праведник и беззаконник живут в этом мире рука об руку, занимаясь одними земными делами. Но их координально отличают их сердечные привязанности.
- Чтобы обрести Божью праведность нам необходимо раскаяться в своей любви к этому миру с его призывом утверждать себя, обладать и получать греховные удовольствия. Обратить свое сердце к Богу через познание Его слова и подчинение Его святой воле.
Федоренко Жан