Если вы спросите у серьезного протестанта сегодня, что является самой большой угрозой для истинного христианства в наши дни, то вы услышите о межкультурной вражде, сексуальной революции или номинализме в наших церквях. Но если была бы возможность задать этот же вопрос протестанту, жившему сто лет назад, он почти наверняка упомянул бы Римско-католическую церковь. До недавнего времени протестанты и католики в нашей стране (США. – Прим. пер.) были если не врагами, то как минимум игроками противоборствующих команд.
Сегодня уже нет такой враждебности, и отношения между протестантами и католиками в значительной степени улучшились. Настоящие протестанты и католики часто оказываются партнерами, защищая нерожденных детей, поддерживая традиционный брак и отстаивая религиозную свободу. В нашу эпоху, когда религиозные доктрины игнорируются, евангельские протестанты часто имеют больше общего в богословском плане с посвященным католиком, пропитанным исторической ортодоксальностью, чем с либеральными членами своих же собственных деноминаций. Я лично на протяжении многих лет получал пользу от католических авторов, таких как Г. К. Честертон, Ричард Джон Нойхаус и Роберт Джордж.
И все же богословские различия между протестантами и католиками по-прежнему большие, а местами даже огромные. По мере приближения 500-летия Реформации важно понимать некоторые основные вопросы, обоснованно разделяющие нас, чтобы мы не думали, что все богословские холмы низвергнуты и все догматические долины превратились в равнину.
Ниже приведены несколько основных моментов, по-прежнему разделяющих католиков и протестантов. Конечно, многие католики могут не верить или даже не знать о том, что утверждает их официальное богословие. Но, пытаясь понять официальные церковные документы, мы можем получить хорошее представление о том, во что католики должны верить, и увидеть, чем они отличаются от традиционных протестантских верований. (Цитаты взяты из катехизиса католической церкви, если не указано иное.)
Церковь
После Второго Ватиканского собора католическая церковь смягчила свою позицию по отношению к протестантам, назвав их «отчужденными братьями». Тем не менее, чтобы быть частью церкви во всей ее полноте, человек должен быть погружен в римско-католическую систему таинств, указаний и подчиняться власти папы. «Полностью включены в общество Церкви те, кто… включены в видимую структуру Церкви Христа, которая правит здесь через Верховного Понтифика и епископов».
Кроме того, папа римский считается непогрешимым, когда он говорит ex cathedra («за кафедрой»), то есть когда он делает официальные доктринальные заявления.
Католическая церковь также имеет семь таинств вместо двух: евхаристия (или вечеря Господня) и крещение, как у протестантов, а еще таинства покаяния, священства, брака, конфирмации и елеосвящения.
Писание
У католиков библейский канон включает в себя больше книг. В дополнение к 66 книгам протестантской Библии, католические Библии включают апокрифические книги, такие как Товит, Юдифь, две Маккавейские книги, Сирах и Варух. Католическое учение превозносит традиции больше, чем протестанты. Хотя следует отметить, что многие евангельские церкви недооценивают традиции и мудрости прошлых поколений. Тем не менее католическое богословие выходит за рамки простого уважения к прошлому, оно делает его сакральным. «И Священное Писание, и Предание необходимо принимать и уважать с равным чувством посвящения и почтения», – говорится в катехизисе.
Точно так же магистериум [1] имеет право давать окончательную интерпретацию. «Задача дать подлинное толкование Слова Божьего в письменной или устной форме возложена только на живую, обучающую церковь… епископов в общении с преемником Петра, Папой Римским». Вопрос авторитетов и власти продолжает оставаться самым большим практическим разрывом между протестантами и католиками.
Вечеря Господня
Ключевой элемент католической веры – месса (богослужение), а центральный элемент мессы – евхаристия. Католики верят, что хлеб и вино преобразуются в физическое тело и кровь Иисуса Христа.
Они преподносятся как жертва от церкви и дело Иисуса Христа, совершенное на кресте. Это не просто напоминание о жертве Христа, а само искупительное дело: «Жертва Христа и жертва евхаристии являются единой жертвой… жертва [евхаристии] действительно имеет искупительную силу».
Водное крещение
Католики учат, что «крещение дает оправдание». Вода во время крещения смывает первородный грех и соединяет нас с Христом. Крещение является не просто знаком и печатью благодати, а само несет спасительную благодать.
Дева Мария
Мария является не только матерью Христа, но и Матерью церкви. Она забеременела без первородного греха (через непорочное зачатие) и в конце своей земной жизни «была вознесена телом и душой в небесную славу и прославлена Господом как царица над всем» (предположение). Она ходатайствует за церковь, «продолжает приносить нам дары вечного спасения» и является «матерью для нас в чине благодати».
Мария не просто исполненная веры мать Иисуса – «Пресвятая Дева призывается в Церкви под титулами Заступницы, Помощницы, Благодетельницы и Посредницы».
Чистилище
Тем, кто умирает в Божьей благодати, но все еще недостаточно очищен, гарантирована вечная жизнь. Но сначала такие люди должны пройти очищение в чистилище. Из-за этого промежуточного состояния католическая церковь начала практиковать молитвы за умерших. «Церковь также одобряет раздачу милостыни, привилегии и искупление, совершаемые от имени умерших».
Что же касается спасения тех, кто не слышит Евангелия, католический катехизис придерживается принципа инклюзивности: «Те, кто не по своей вине не знают Евангелия Христа или Его Церкви, но искренне ищут Бога с искренним сердцем и движимы благодатью, стараются в своих действиях исполнять Его волю, зная ее из побуждений своей совести, такие люди тоже могут достичь вечного спасения».
Заслуги
Было бы не совсем справедливо сказать, что католическая церковь учит, что можно заслужить себе спасение. Возможно, в это верят многие католики, но официальное учение Рима имеет более тонкие грани, хотя в любом случае далеко от истины Реформации sola gratia («только благодатью». – Прим. ред.). Катехизис подводит итог: «Поскольку Бог является источником благодати, никто не может заслужить изначальную благодать прощения и оправдания после обращения. Но затем, будучи движимыми Святым Духом и милосердием, мы можем заслужить
для себя и других благодать, необходимую для нашего освящения, для увеличения благодати и добродетели и для достижения вечной жизни».
Оправдание
Католическое учение отвергает протестантское учение о вмененной праведности. Вопрос заключается в следующем: является ли праведность, посредством которой мы прощены и оправданы перед Богом, праведностью, действующей в нас, или праведностью, которая нам вменяется? Католики говорят о первом, протестанты – о втором. Согласно католическому учению, оправдание – это больше, чем провозглашение Богом нашей праведности, основанной на работе Христа, это также обновление внутреннего человека и примирение с Богом. Конечно, это тоже хорошие вещи, но католики добавляют их для осуществления оправдания, которому уже недостаточно только лишь веры.
Тридентский собор, относящийся к католической контрреформации 16-го века, заявляет: «Если кто-то говорит, что люди оправдываются только вменением праведности Христа либо однократным прощением грехов, исключая благодать и милосердие, которое изливается в их сердца Святым Духом: да будет анафема». В то время как некоторые протестанты и католики могут сотрудничать и находить точки соприкосновения в вопросах оправдания, официальное учение Римской церкви по-прежнему выступает против любого понятия вмененной праведности исключительно через веру.
Заключение
Следует ли католикам и протестантам относиться друг к другу прилично и с уважением? Конечно. Будем ли мы работать бок о бок над важными моральными и социальными вопросами? Часто. Можем ли мы найти возрожденных христиан, поклоняющихся в католических церквях? Я уверен. Но можно ли назвать разногласия между протестантами и католиками незначительными? Вряд ли. Различия все еще существуют и имеют большое значение.
Освяти нас Своей истиной, Господи; Твое Слово истинно.
Кевин Деянг
12 сентября 2017 г.
Перевел с английского Микола Бруцкий
[1] Магистериум католической церкви – это орган или служба церкви, дающая подлинное толкование Слова Божьего, «будь то в письменной форме или в форме Традиции». – Прим. ред.