Никто из нас не хотел бы оказаться в рабстве. Даже сама мысль об ограничении свободы претит нам. И если бы мы имели достаточно сил и ресурсов, то конечно избавились от различных зависимостей: социальной, финансовой, психологической, а может даже и моральной. Думаю, не многим удается стать по настоящему свободным, тем более обрести наивысшую форму свободы – духовную. Ведь именно духовное рабство является самой тяжелой из всех несвобод. В одном коротком диалоге со своими соотечественниками Иисус открывает нам три фундаментальных истины о подневольном человеке.
«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» Ин.8:31-36.
Реальность. Иисус предлагает свободу своим слушателям. Он ни на секунду не сомневается в духовном состоянии аудитории. По Его определению, все они являются рабами, которым необходима помощь извне. Иудеи конечно возражают Ему, парируя, мы мол никогда небыли рабами и в услугах освободителя не нуждаемся. Евреи дорожили своей национальной свободой, но в этом случае они лукавили. Израиль на тот момент находился под оккупацией Римской империи, и то и дело вспыхивали восстания против завоевателей. Но Иисус дает понять, что речь идет совсем о другом порабощении: «истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха». Повторяя «истинно», Он придает своему утверждению особый вес. Это, неопровержимо – всякий кто грешит, находиться в духовном рабстве! Это относиться и к нам, живущим сегодня. Среди нас нет безгрешных. Даже верующим, членам церкви адресованы такие слова: «все мы много согрешаем» Иак.3:2. Нет смысла перечислять грехи, чтобы удостоверить нашу греховность. Иисус не стал доискиваться у каждого о степени его испорченности. Он просто констатировал факт. Все вы грешите, находясь в плену своих, или излюбленных или ненавистных пороков, а значит все нуждаетесь в освобождении.
Последствия. Далее Иисус говорит о будущем, которое ожидает всех духовных рабов: «но раб не пребывает в доме вечно». Дом Отца или вечная обитель, вот что могут навсегда потерять рабы греха. «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду, и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» Ин.14:2-3. Говоря о Небесном Царстве Иисус обещает приготовить в нем место только своим последователям, тем, кто уже избавлен от духовного рабства. Таким образом, утверждение «раб не пребывает в доме вечно» означает, что никто из согрешающих сегодня людей не имеет право находиться в Божьем присутствии, тем более наследовать вечность. В итоге любой даже самый незначительный наш грех закрывает путь Богу. Ведь речь идет не о степени греховности, а о самой порочной зависимости. Грешить, значит находиться в подчинении и принадлежать другому хозяину. Греховное рабство автоматически исключает нас числа Божьего народа. Грех противостоит святости, следовательно, Бог никогда не потерпит греха в Своем присутствии. Но Иисус не оставляет своих слушателей один на один с этим тяжелым заключением. Он сразу же предлагает помощь в Своем лице.
Выход. Христос говорит, как минимум о трех составляющих в процессе освобождения от рабства греху. Во-первых, необходимо доверять Его учению. «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям». Без доверия авторитету Христа, как Божьего пророка, путь избавления невозможен. Во-вторых, необходимо последовать учению Христа, став на путь познания. Практически надо вступить в Его школу, чтобы иметь возможность прийти к спасительной истине. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными». И, в-третьих, принять всем сердцем саму единственно спасительную весть о способе нашего освобождения. Иисус говорит о нем в самом конце диалога. «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Наша свобода может быть добыта и дана только одним Христом. Мы сами ничего не можем сделать для своего освобождения. Как бы высоко мы не подняли планку своей нравственности, итог один – если Иисус не освободит нас, мы не будем свободны. Свободу от власти греха дает только Божий Сын. Итак, чтобы эту свободу получить, Иисус призывает нас сосредоточить свое внимание на Нем. И предупреждает, что без веры в Его личность и дело, мы не сможем освободиться от своих грехов. «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» Ин.8:24.
Духовное рабство реально. Духовные рабы греха не наследуют Божьего Царства. И единственный путь избавления от него, это – доверие Христу как Освободителю. В какое же освобождение призвал нас верить Иисус? «Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» Мф.20:28. Иисус пошел на крест чтобы искупить, выкупить, избавить нас от власти и последствий греха. На кресте произошел великий обмен: Христос подарил нам Свою праведность и свободу, мы же отдали Ему свое нечестие и наказание! Иисус сказал, что Свой подвиг совершил для искупления многих. И в число этих многих, войдут те, кто от всего сердца поверил в Его дело. Именно они и только они будут освобождены от рабства греху. А лучшим доказательством их освобождения станет жизнь, посвященная своему Спасителю. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики».
Жан Федоренко