В ночь ареста перед распятием, когда стражники уже нашли Христа в Гефсимании, Петр решил защитить своего Учителя и даже успел отсечь ухо рабу. Но сразу же услышал в ответ: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» Мф.26:51-54. Иисус прямо заявил, что может развернуть обстоятельства в Свою пользу, но не станет этого делать.
Удивительно, насколько Иисус был уверен в ответе Отца. Он даже не сомневается, что его молитва будет услышана и Бог без промедления пошлет небесное воинство. Кто из нас может заявить, что точно убедит Бога дать ему просимое? Имея веские основания остановить и даже наказать стражей, Иисус не делает этого. А ведь к Нему пришли соучастники заговора, западни, построенной на ложных обвинениях в богохульстве.
Почему же Иисус не использует Свою власть? Он объясняет Петру и другим апостолам, что пришел исполнить Писание, волю Отца, открытую Ему в пророческом слове. В отличии от нас, Иисус думает не о безопасности, а о Своем предназначении. Он так и говорит Петру: «неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» Ин.18:11. Другими словами, Иисус живет по небесному расписанию и плану.
Соглашаясь с несправедливым приговором, Иисус совсем не похож на жертву. Кажется, что не стража, а Он контролирует ход ареста. Спокойно покрывает ошибку импульсивного Петра, помогает рабу, который пришел к Нему с оружием: «и, коснувшись уха его, исцелил его» Лк.22:51. Приказывает стражникам отпустить Его учеников: «если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» Ин.18:8-9. Удивительно, но в трудное для Себя время, зная что все идет к распятию, Он проявляет небывалую заботу о других.
Иисус ведет Себя как Бог. В гармонии и совершенстве Он проявляет одновременно и силу, и смирение, и любовь. Его абсолютная уверенность в ответе с неба, невозмутимость, отказ использовать власть, теплая забота и о своих и чужих, все это – атрибуты Божьего характера. Даже под угрозой смерти Он не просит защиты для Себя и наказания для заговорщиков. Обладая наивысшей небесной властью, не торопится восстановить справедливость.
Было бы правильно сказать, что нам стоит идти по Его стопам. Но лично я далек от подобного благородства. И не думаю, что в таких обстоятельствах, кто-то из нас способен удержать эту высокую планку. Мы то, как раз настроены защищать себя и конечно по заслугам воздавать виновным. Что же дало Христу силы поступить так возвышенно?
В центре Его внимания был Отец. «Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» Страдание из руки мудрого и любящего Отца это уже не безумие. Разве отец попросит сына совершить такое? Именно на отцовскую любовь полагался Иисус, когда достойно встречал тех, кто вел его на смерть. И об этой любви Он не раз говорил ученикам: «Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам» Ин.5:20 «Отец любит Сына и все дал в руку Его» Ин.3:35.
Другой стороной Его силы была ответная любовь. «Но, чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю» Ин.14:31. Иисус шел на крест, не только доверяя мудрому проведению, но всем сердцем любя Отца. Настоящая любовь готова подчинить себя и безмятежно принять из рук возлюбленного в том числе и чашу страданий.
Но откуда Иисус знал, что так хочет Бог? Может показаться странным, но даже Божий Сын постигал небесный закон в Писании. «Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» Иисус не мистик и не романтик, желание Бога было открыто Ему не в фантазиях или снах. Он видит его в пророчествах Ветхого Завета, которые Он пришел исполнить. Воля Отца для Него, это – записанное Слово! Иисус идет на крест только на основании написанного.
Итак, секрет благородства Христа в его тесной связи с Отцом! Уверенность в любви Отца, ясное понимание Его воли, доверие Его мудрому плану, это был Его твердый фундамент для выражения праведного характера. И для нас нет иного пути, ведь христианин это тот, кто ведом и вдохновлен примером своего Учителя. Поэтому мы хотим встречать своих врагов, так же, как встречал их наш Господь. «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» 1Пет.2:21.
Жан Федоренко