Одной из самых неприятных оплошностей человека может стать неверное понимание Божьего характера. Или скажем точнее, характера Бога в лице Иисуса Христа. Искаженное представление о главной личности мироздания неизбежно создаст духовное напряжение в душе каждого человека. Если мы длительное время игнорируем чувства друг друга, то это выльется в отдаленность. Далее этот диссонанс и непонимание перерастет в конфликт и, обострившись, приведет к полному разрушению отношений. И все это может случиться между нами и Богом, если мы не стремимся знать Его таким, каков Он есть.
Итак, что же мы можем знать о Боге, когда смотрим на жизнь Христа? Разумеется, мы видим великий пример мягкого и смиренного сердца. Иисус был внимателен и скромен с теми, кого учил и наставлял. Он был вежлив и терпелив к тем, кто противился Его учению. Даже в отношение радикально настроенных иудеев, открыто обвинявших Иисуса в связи с бесами, Он проявил завидное терпение. И, у многих людей создавалось впечатление, что Христос недостаточно велик и силен.
Мы часто оцениваем мягких и кротких людей как слабохарактерных. Такие люди кажутся нам неподготовленными к жизни. Их беззащитность не популярна, вызывает сожаление или даже раздражает. И все же нам стоит знать, что кроткое сердце не всегда признак слабости. Да, смирение может быть продиктовано страхом и отсутствием воли. Но оно же может быть орудием снисхождения и контролируемой силы. Именно поэтому мы не всегда сразу можем дать верную оценку характера человека. Тем более если речь идет о характере Бога.
Давайте посмотрим, какую характеристику служению Иисуса дает Его Небесный Отец. «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы» Мф.12:18-21.
Слово прекословить несёт в себе идею спора, пререкания или даже скандала. Иисус не был религиозным спорщиком, Он не кричал, не пользовался ухищрениями публичных выступлений и конечно не манипулировал людьми. И при всем при этом толпы людей желали Его слушать. Что привлекало, притягивало их к Нему? Кроткий дух. Именно скромность и мягкость Христа была способна подобно врачу исцелять измученные души. Трость надломленную не изламывать, и льна курящегося не угашать.
В древности тростник использовался по-разному, но если он был надломлен, то становился бесполезен. Пастухи часто делали из тростника похожий на флейту инструмент. Но когда тростник трескался, пастух ломал его и выбрасывал. Так же выбрасывали и льняной фитиль в лампе, когда он догорал до конца. Он начинал тлеть и дымить, не давая при этом света. Иисус же настолько владел своей силой, что был способен терпеливо поправлять надломленную душу тростника или помогать тлеющему фитилю сердца разгореться. Там где другие ставили на грешнике крест, Он проявлял сострадание и трепетную заботу.
Мягкость Христа удивляла и Его врагов. Перед собой они видели популярного и мудрого Учителя, который позволил унизить Себя, причем унизить до самой позорной смерти на кресте. Такой осознанный, а для всех нас совсем не популярный выбор Христа, многое говорит о Его характере. Когда враги Его злословили, Он не злословил взаимно. Когда унижали, Он не унижал в ответ. Неужели Он не мог постоять за себя? Именно здесь и спотыкаются те, кто видит Иисуса Христа слабым и беззащитным. Это совсем не так и об этом говорят другие эпизоды Его жизни. Вот один из них.
В момент ареста Иисуса в Гефсиманском саду Петр решил защитить своего Учителя и даже ранил мечом одного из солдат. На что Иисус сказал Петру: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» Мф.26:52-53. Иисус не чувствовал себя загнанной жертвой. Он был уверен, что если попросит у Отца защиты, Он ее получит. Одна молитва, и все кто пришел Его арестовывать были бы мертвы. Поэтому оценивая характер Христа как мягкий, мы должны сказать, что эта мягкость не была следствием Его слабости, но контролируемой силы.
Еще накануне ареста Иисус описал ученикам все детали Его предстоящей смерти. «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет» Лк.18:31-33. Иисус смело шел навстречу Своему выбору. Он добровольно согласился быть оплеванным и избитым. Он знал, что Его истязают до такой степени, что Он не сможет нести перекладину креста, как это делали приговоренные к распятию преступники. Поэтому Его смирение было смирением глубокой выдержки и силы духа.
Все произошло именно так, как предсказал Иисус, и как было записано о Нем пророками. Исайя за 700 лет до рождения Христа записал такие слова: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» Ис.53:7. Иисус арестовали, организовали несколько незаконных судов, избили, оплевали, потребовали у Пилата смертной казни и распяли. И как говорил Исайя, за все это время Иисус не выронил ни одного оскорбительного слова.
Пророк сравнил Его с ягненком, который послушно лежит, когда его остригает пастух. Это сравнение, одно из самых живых в описании характера Божьего Сына. К нам на землю пришел не самодовольный Бог, не надменный учитель, но миролюбивый и скромный Царь. Он пришел не для того чтобы упрекать и унижать, но как сказал о Нем Иоанн Креститель: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Он пришел взять наши грехи на Себя и перенести боль и унижение. Чтобы мы обрели прощение, Иисус стал кротким агнцем, которого связали, изранили и пронзили гвоздями.
Агнец был распят и умер, но Он и воскрес! На протяжении многих дней являлся ученикам, а после, как записал Марк: «вознесся на небо и воссел одесную Бога» Мк.16:19. Иисус не растворился в облаках небесной вселенной, Он занял место рядом с Отцом. Иоанн в книге откровение подробно описывает это событие духовного мира. Он говорит, что у Бога в руке находилась книга жизни, которую никто, не смел раскрыть. И только вернувшийся с земли Христос, смог сделал это.
«И я много плакал о том {пишет Иоанн}, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» Отк.5:4-9
То, что произошло перед Божьим престолом поистине уникально. Униженный Христос оказался единственным достойным распечатать книгу жизни. Только в Его руку Бог отдал ее. Все небожители, херувимы, и старцы, и ангелы поклонились перед Ним. Они поднесли Воскресшему хвалу и молитвы, которые предназначались исключительно Богу. И что для нашего изучения имеет особое значение, так это то, что Иисус назван не только закланным Агнцем, но и побеждающим Львом. Оказывается, смирив Себя, Он не проиграл, а победил. Небо приняло Его как триумфатора и воздало великую славу.
Ученики знали, что их Господь должен придти снова. Иисус неоднократно говорил им о Своем возвращении. Еще раз об этом им напомнили два ангела, когда Он покидал их. «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» Дн.1:9-11.
Каким же будет это возвращение? Что скажет нашему миру Агнец Божий? Писание говорит нам, что когда Он явиться во второй раз, то проявит себя уже как Лев-Победитель. Иоанн описывает Его возвращение так: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» Отк.1:7. Почему же возрыдают все жители земли? Может от радости? К сожалению, нет. Слезы людей будут слезами отчаяния и упущенной возможности. Они опоздали засвидетельствовать Христу свое послушание. Те, кто не захотел иметь дело с мягким Учителем, в тот день будут иметь дело с принципиальным Царем. И даже более.
Апостол Павел, представляет нам второе пришествие Агнца-Льва как устрашающий акт мщения. Он пишет: «В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» 2Фес.1:8. Это трудно представить, что закланный Агнец будет нести яростное возмездие. Он устрашит и поразит всех, кто остался глух к проповеди Его слова. Все кто отказался искать знания о Боге и подчинить себя Его учению. Все эти люди будут пить чашу Его мести. Это поистине устрашающая весть о характере уже не Ягненка, но Льва.
Мало того, Иоанну Бог даже показал, в какое плачевное состояние приведет людей возвращение Христа. «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» Отк.6:15-17. Абсолютно все люди напуганы. Им страшно смотреть в глаза явившемуся Царю. Они ищут убежище, хотят скрыться от Его судящего взора, выдержать который невозможно.
Вы спросите, может апостолы преувеличили? Возможно они, не так поняли Мессию или были чем-то излишне напуганы? Нет, друзья, вся Библия указывает нам на Божий характер, несущий в себе дуализм мягкости и строгости. Бог Библии, это одновременно Бог нежной любви и Бог святого гнева. Он Бог кроткий и милостивый, Он же Бог, справедливый и строго взыскивающий. Давайте посмотрим, как пророк Исайя описывает нам душевное состояние самого Христа в день Его возвращения. Пророк пишет от первого лица.
«Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? «Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; ибо день мщения – в сердце Моем, и год Моих искупленных настал. Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя – она поддержала Меня: и попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их» Ис.63:1-6.
Согласитесь, трудно комментировать такую картину. Кровь брызжет, и льются рекой. Вся одежда Божьего Сына в крови. Это не просто смерть, но смерть от яростной руки вершителя судеб. День мщения – в сердце Моем, — говорит Иисус. Вся Его внутренность переполнена справедливым гневом. И Он не стыдиться говорить об этом. Напротив Он сожалеет о том, что у Него мало помощников в Его деле мщения. Он желал бы видеть рядом с Собой больше тех, кто разделил с Ним негодование святого и оскорбленного Божьего сердца. И это участь людей, народов, ни одного или двух серийных убийц. Множество людей испытают на себе совершенно другую сторону характера кроткого Агнца.
Итак, что же нам сказать после этого? Как понимать нам такого Христа? Агнец и Лев. Смиренный и Царствующий. Кроткий и Гневающийся. Когда Он пришел на землю в первый раз, он пришел в уничижении. Он принес нам искупление. Нежным голосом пастыря Он призывал нас принять Его наставление. Когда же Он придет во второй раз, то явиться с божественной силой, облаченный в царскую власть. Он предстанет нам Судьей гнева и отмщения за всякую неправедность. И все это один Христос, один характер, одна личность. Оцениваем ли мы Его именно таким, каким представляет Его нам, Божье слово?
Друзья, сегодня мы живем между двумя пришествиями. И у нас еще есть время правильно оценить величие Христова сердца. Еще сегодня, Иисус предлагает Свое прощение измученной и надломленной грехом душе. Сегодня Он готов не угашать, а наделять силой для праведной жизни того, кто подобен тлеющему льну. Он предлагает нам стать под опеку Его доброй и кроткой власти, власти любящего Агнца. Но если кто-то из нас самонадеянно упустит эту возможность, тогда ему предстоит пить чашу гнева и ярости. Пламенеющий взор Агнца-Льва неизбежно осудит тех, кто не покорился Его учению. Их души будут отвергнуты навсегда. Пусть же не случиться с нами этой страшной духовной катастрофы. Давайте знать и помнить о том, какой Бог царствует над нашими жизнями.
Жан Федоренко