Утешающее обещание. Этой ночью должна была исполниться Его судьба. Иисус встретился с учениками в горнице и через несколько часов Он будет распят на кресте. Иисус предупредил учеников о предстоящей Ему смерти, воскресению и вознесению на небеса. Возможность этих событий страшно взволновали учеников. Чтобы успокоить их Иисус дал им следующее обещание: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обитателей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Иоанна 14:1-3)
Традиции еврейской свадьбы. Живущие в современном Западном мире не в состоянии полностью осознать значение обещания данного Иисусом. Потому, что Его обещание основано на традициях Еврейской свадебной церемонии Библейских времен. Для того, что понять значение Его обещания, нам необходимо исследовать эти свадебные традиции.
Первый шаг в Еврейской свадьбе это обручение.[i] Обручение заключало в себе установление свадебного завета. В эпоху Иисуса, этот завет обычно устанавливался в результате выражения будущим женихом желания жениться.[ii] Будущий жених должен был прийти из дома своего отца в дом будущей невесты. Затем он должен был обговорить с отцом девушки цену (мохар) необходимую для выкупа невесты.[iii] Затем жених должен заплатить назначенную цену и после этого свадебный завет считался установленным; затем молодой человек и девушка считались мужем и женой.[iv] В этот момент невеста объявлена посвященной или освященной – отделенной исключительно для ее жениха.[v] В качестве символа установленного завета жених и невеста пьют вино из чаши, над которой было прочитано благословение обручения.[vi] После установления свадебного завета жених покидает дом невесты и возвращается в дом своего отца. В течение двенадцати месяцев жених живет отдельно от невесты.[vii] За это время невеста должна подготовиться к супружеской жизни и собрать приданное.[viii] Жених же в свою очередь, должен подготовить место для невесты в доме своего отца, куда он приведет ее после свадьбы. По истечении двенадцати месяцев жених забирает невесту. Обычно это происходит ночью. Жених, свидетель и его свита покидают дом отца жениха и под освящением факелов направляют процессию к дому невесты.[ix] Несмотря на то, что невеста ждет прихода жениха, она точно не знает, когда это произойдет.[x] О приходе жениха ее предупреждает громкий крик, что позволяет ей быстро подготовиться.[xi] После принятия невесты и ее свиты, увеличенная свадебная группа возвращается из дома невесты в дом отца жениха.[xii] По прибытии домой, они увидят, что гости уже собрались для празднования свадьбы. Вскоре по прибытии жениха и невесты, члены свадебной процессии провожают их в брачную палату (хуппа). Перед входом в палату, лицо невесты остается закрытым от окружающих.[xiii] Пока друзья жениха и невесты ждут за дверями комнаты, они входят в комнату одни. И здесь, наедине, в первый раз они войдут в физический союз, тем самым закрепляет супружеский брак, завет которого был установлен ранее.[xiv] После закрепления супружеских отношений, жених объявит об этом друзьям, ждущим у дверей (Ин. 3:29). Друзья в свою очередь передают радостное сообщение гостям, собравшимся на пиршество,[xv] которое будет продолжаться семь дней.[xvi] В течение семи дней празднования, которые назывались «семь дней хуппы», невеста и жених прячутся в свадебной палате.[xvii] По истечении семи дней, жених выводит невесту уже без фаты, чтобы все могли увидеть ее.
Изучение аналогии. Понимая свадебные традиции, теперь мы можем рассмотреть аналогию в Иоанне 14.Чем обещание Иисуса напоминает традицию еврейской свадьбы? Во-первых, мы должны отметить, что Писание называет церковь Невестой Христа (Еф.5:23-33). Так же как жених покидает дом отца и отправляется в дом будущей невесты, так и Иисус более 2000 лет назад, покинул дом Отца на небесах и пришел на Землю, в дом будущей Церкви. Так же как жених приходит в дом невесты, чтобы добиться ее через установление брачного завета, так же и Иисус пришел на землю, чтобы добиться Церкви через установление завета. В эту же ночь, когда Иисус дал обещание в Иоанне 14, Он установил причастие. Передавая чашу вина ученикам, Он сказал «сия чаша есть новый завет в Моей Крови» (1Кор.11:25). Этим самым Он сказал, что пролив кровь на кресте Он установит Новый Завет. Параллельно традиции выкупа невесты женихом, Иисус заплатил выкуп за Свою Невесту, Церковь. Он заплатил Своей кровью. Говоря об этом выкупе, Павел написал членам церкви: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». (1Кор.6:19-20). Аналогично освящению невесты или ее отделению для жениха, после заключения брачного завета, церковь объявлена освященной или отделенной исключительно для Христа (Еф.5:25-27; 1Кор.1:2; 6:11; Евр.10:10; 13:12). Так же как чаша вина подается в качестве символа брачного завета, посредством которого жених добивается невесты, так же и чаша причастия является символом завета, посредством которого Христос получил церковь (1 Кор.14:25). Так же как жених покидает дом невесты и возвращается в дом своего отца, после заключения брачного завета, так же Иисус покинул землю, дом церкви и вернулся в дом Его Отца на небесах, после того, как Он установил Новый Завет и воскрес из мертвых (Ин.6:62; 20:17). Аналогично периоду разделения между еврейским женихом и невестой, Христос был разделен с Церковью на протяжении более 2 000 лет. Сегодня Церковь живет в период разделения. В соответствии с еврейской традицией приготовления женихом места для невесты в доме отца во время периода разделения, Христос, во время периода разделения со Своей Невестой, готовит место для церкви в доме Своего Отца на небесах (Ин.14:2). Так же как, в конце периода разделения жених приходит забрать невесту домой, так же и Христос, в конце периода разделения, придет забрать церковь домой (Ин.14:3). Так же как в еврейской традиции, чтобы забрать невесту из дома отца жениха выходит процессия свиты друзей жениха возглавляемая самим женихом, так же и Христос выйдет из дома Отца на Небесах, за церковью сопровождаемый свитой ангелов (1Фес.4:46). Аналогично невесте, незнающей точное время прихода жениха, церковь не знает точное время прихода Христа. Так же как приход жениха предупреждается криком, так же и о приходе Христа за Церковью будет дано предупреждение криком (1Фес.4:16). Подобно возвращению еврейской невесты в дом отца жениха, покидая свой дом, Церковь вернется с Христом в дом Его Отца на небесах, после восхищения ее с земли и встречи с Ним в воздухе (1Фес.4:17; Ин.14:2-3). Так же как свадебную процессию в доме отца ожидали гости, души ветхозаветных святых будут ожидать прихода Христа и Церкви на небесах. Эти души будут гостями на свадебном пиру. Подобно еврейской традиции вступления жениха и невесты в физический союз, по прибытии в дом отца жениха, тем самым закрепляя семейный завет, Христос и Церковь, по прибытии в Небесный Дом Отца, войдут с духовный союз, тем самым закрепят установленный ранее завет. Аналогично невесте прячущейся в брачных палатах семь дней после прихода в дом отца жениха, Церковь, после прибытия в Дом Отца на небесах, будет спрятана на протяжении семи лет. В течение семилетнего Периода Великой Скорби, Церковь будет полностью скрыта от живущих на земле. Так же как, по окончании семи дней жених выводит невесту из брачных палат и снимает с нее фату, чтобы все могли увидеть его невесту, так же и Христос, по окончании семилетнего Периода Великой Скорби, выведет Церковь во время второго пришествия, и все живущие смогут увидеть истинную церковь (Кол. 3:4).
Значение аналогии. Аналогия между традициями еврейской свадьбы и отношения Христа и церкви очень красочная. Но возможно Вы задумываетесь, в чем же, практическое значение для нас сегодня. Во-первых, если Вы еще не приняли Иисуса Христа Вашим Спасителем от греха, эта аналогия очень важна для Вас. Христос пришел на землю и умер на кресте, заплатив за Ваши грехи. Пролив кровь, Он заплатил назначенную цену, чтобы выкупить Вас и чтобы Вы стали частью Его Невесты, церкви. Таким образом, Он установил новый завет, посредством которого вы можете иметь особое отношение с Христом. Каждый раз, когда Вы слышите Евангелие Иисуса Христа, Он делает Вам предложение, вступить в особенные отношения с Ним. Другими словами Он говорит:
Я, Иисус, беру тебя, грешника (цу), стать Моей Невестой. И Я обещаю и устанавливаю Завет перед Богом Отцом и этими свидетелями, быть Твоим любящим и Верным Спасителем и Женихом; в болезни и в благополучии; в богатстве и в нужде; в радости и печали, в верности и непокорности, сегодня и в вечности.[xviii]
Так же как невеста может принять его предложение или отказать жениху, так же и Вы можете принять предложение Христа или отказать Ему. Если Вы на протяжении этой жизни будет постоянно отказывать Ему, то Вы никогда не сможете стать частью семьи Иисуса Христа. Результат будет очень трагическим, Вы проведете вечность без Бога и Христа, в огненном озере (Отк.20:11-15). Если же Вы примите предложение Христа, Ваши грехи будут прощены, и Вы вступите в отношения, позволяющие вам стать частью Невесты Христа, Церкви. Более того, Вы уйдете с Ним, когда Он вернется за Церковью, и проведете вечность с Ним в великом благословении. Принять предложение Христа, очень просто. Если Вы искренне верите, что Иисус Христос Сын Бога и что Он пришел на землю, умер за Ваши грехи и воскрес из мертвых, тогда Ваш ответ Ему следующий:
Я, грешник (ца), принимаю Тебя, Иисуса, моим Спасителем. И Я обещаю и устанавливаю завет перед Богом и этими свидетелями быть Твоей любящей и верной невестой в болезни и в благополучии; в богатстве и в нужде; в радости и печали, сегодня и в вечности.[xix]
Во-вторых, эта аналогия важна для тех, кто принял Иисуса своим Спасителем. Во время периода разделения, между установлением завета и приходом жениха за невестой, невеста могла совершить прелюбодеяние, отдав себя другому.[xx] Подобно и верующие сегодня могут совершить духовное прелюбодеяние против Христа, до Его возвращения за Церковью. Павел описывает свое беспокойство христианам следующим образом: «Ибо я ревную о вас ревностью Божию, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе». (2Кор.11:2-3). Иаков выражает тоже беспокойство, упрекнув Христиан: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». (Иак.4:4). Контекст высказывания Иакова говорит о духовном прелюбодеянии совершенном верующим, посвящающим себя безбожной мирской системе и тому, что приносит удовольствие, больше чем Иисусу Христу и тому, что приносит радость Ему. Если Вы верующий, честно просмотрите Ваше поклонение Иисусу Христу. Любите ли Вы Его так же, как когда Вы впервые приняли Его своим Спасителем? Действительно ли Он центр Вашего существования, дающий смысл и значение Вашей жизни? Побуждается ли и контролируется ли каждый шаг, чувство и действие, Вашим поклонением Иисусу Христу или желанием дружить с мирской системой, в которой Вы живете? Если Вы не были верны Вашему Небесному Жениху, покайтесь и будьте уверены что даже если мы «неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может». (2Тим.2:13). Затем доверьтесь Святому Духу, и Он обновит Ваше поклонение, в любой момент, ожидая возвращения Жениха.
Роман Дехтяренко
[i] Isaac Landman (ed.), “Marriage,” The Universal Jewish Encyclopaedia, Universal Jewish Encyclopaedia Co., Inc., New York, 1948, 7, p. 372.
[ii] David It. Mace, Hebrew Marriage, Philosophical Library, New York, 1953, p. 167.
[iii] Landman, p. 372.
[iv] Isadore Singer (ed.), “Betrothal,” The Jewish Encyclopaedia, Funk and Wagnalls Company, New York, 1907, vol. 111, pp. 126-29.
[v] George F. Moore, Judaism, Harvard University Press, Cambridge, Mass., 1946, Vol. II, p. 121.
[vi] Landman, p. 373.
[vii] Ibid., p. 372.
[viii] Ibid.
[ix] George B. Eager, “Marriage,” The International Standard Bible Encyclopedia, James Orr (ed.), Eerdmans Publishing Company, Grand Rapids, Mich., 1957, vol. III, p. 1998.
[x] Emma Williams Gill, Home Life in the Bible, Broadman Press, Nashville, Tenn., 1936, p. 20.
[xi] James Neil, Everyday Life in the Holy Land, Cassell and Company Ltd., New York, 1913, p. 251.
[xii] J. Jeremias, Theological Dictionary of the New Testament, Gerhard Kittel (ed.), Geoffrey W. Bromilev, IV (trans. and ed.), Eerdmans Publishing Company, Grand Rapids, Mich., 1967, pp. 1099-1100.
[xiii] Isaac Landman (ed.), “Veiling of the Bride,” The Universal Jewish Encyclopaedia, Universal Jewish Encyclopaedia Co., Inc., New York, 1948, 10, p. 399.
[xiv] Landman, “Marriage,” p. 373.
[xv] Isaac Landman (ed.), “Huppah,” The Universal Jewish Encyclopaedia, Universal Jewish Encyclopaedia Co., Inc., New York, 1948, 5, p. 504.
[xvi] Ibid.
[xvii] Ibid.
[xviii] Donald G. Barnhouse, God’s Freedom, Wm. B. Eerdmans Publishign Company, Grand Rapids, Mich., 1961, p. 191.
[xix] Ibid.
[xx] Alfred Edersheim, Sketches of Jewish Social Life in the Days of Christ, Wm. B. Eerdmans Publishing Company, Grand Rapids, Mich., 1964, p. 148.